Вопрос. Имитационные техники

Имитационные техники предназначены для создания значимых для целей тренинга и конкретных лиц ситуаций, в которых участники получают возможности для апробирования новых способов поведения, приемов профессиональной деятельности, расширения ролевого репертуара, осознания особенностей принятых ими ролевых идентификаций.

К одной из первых научно обоснованных имитационных методик можно отнести предложенные Дж. Морено психодраму и социодраму (1964). Под психодрамой понимается метод, использующий инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в условиях, имитируемых определенным образом [29].

Можно перевести слово «Психодрама» с латинского языка как «действие души». Жизнь в психодраматической группе формируется как специфическая реальность, в которой участники экспериментируют с разными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения.

В классическом варианте метод психодрамы заключается в следующем [29].

Основные участники (Приложение 2.3.5., стр. 315):

Протагонист – главный герой, он предлагает материал для разыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет. Действуя в ней и затем, участвуя в обсуждении, он приобретает более полное видение ситуации, себя, других людей, формирует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образами.

Вспомогательные Я (Эго) – это члены группы, которые изображают отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспомогательное Я может получать роль, как реального лица, так и субличности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи – всего того, что представляет чувственный мир протагониста.

Ведущий психодрамы – руководитель группы. Он несет ответственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подходящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и включенность участников.

Фазы психодраматического действия (Приложение 2.3.6., стр. 316):

1. Разогревающая фазавключает знакомство участников, формирование атмосферы доверия и психологической безопасности, представление участникам собственной позиции, определение протагониста и определение сценируемой ситуации. Участникам на этой фазе еще не хватает переживания доверия, принятия и психологической безопасности. Для подготовки группы ведущий свободен в выборе средств. Он может организовать групповую дискуссию, ролевую игру или даже молчание.

2. Игра – главная и центральная фаза психодрамы включающая основное действие. Она отличается наибольшей продолжительностью и динамичностью. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. На этой фазе определяются значимые для действия люди и подбираются на эти роли вспомогательные Я. Для определения пространства действия из подручных средств создается обстановка, позволяющая представить конкретное место события, которое ограничивается физически. Таким образом, создается реальность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. На этой фазе описание сцены и само действие должно происходить в настоящем времени.

3. Завершение – включает выход из роли и обсуждение. На этой фазе, в отличие от первой и второй, почти не используется действие. Основные средства на этой стадии – выражение чувств, обсуждение и анализ. Исключения могут составлять невербальные упражнения или игровые действия, направленные на эмоциональную регуляцию [9].

Принципиальное значение уделялось имитации пространственных характеристик «сцены», на которой должны были разворачиваться психодраматические события. Практика психодрамы обогатила методический репертуар групповой работы разнообразными приемами: техниками замены ролей, «стульев», «идеального другого», дублирования (двойников) [65].

Особенностью психодрамы является ее обращенность в прошлое, когда, проигрывая значимые прошлые ситуации, человек, испытывая катарсические переживания, достигает большей степени интеграции личности, более гармонично адаптируется к социальной среде. Психодрама преимущественно использовалась в психотерапевтических, психокоррекционных целях. В то же время ряд методических приемов психодрамы применим к тренингу практических психологов, психотерапевтов, консультантов, социальных работников. Различные варианты психодрамы и методики ее использования подробно описаны в литературе [65].

Социодрама рассматривается как метод работы с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями, что имеет прикладное значение для организаций и групп. Основным отличием социодрамы от психодрамы выступают концентрация на ролях, а не на личностных проблемах участников.

Сущность социодрамы Дж. Морено определял через взаимосвязь отношения человека к принимаемым им на себя в обществе ролям и самоуважением, значимостью себя в собственных глазах [42]. Снижение для человека субъективной ценности ролей может приводить к серьезным личностным проблемам, если ему не удается принять на себя роль удовлетворительно заменяющую первую. Социодраматическая процедура является менее травматичной, так как в ней участники принимают на себя роли отвлеченных персонажей, чем отчасти объясняется ее более широкое, по сравнению с психодрамой распространение.

Анализ конкретных случаев – это метод работы, который является производным от дискуссии. Он требует более внимательного контроля над процедурой со стороны ведущего и более осторожного анализа, особенно если конкретные случаи, представленные для анализа, берутся из опыта участников и являются для них личностно значимыми. Конкретные случаи для обсуждения могут быть предварительно описаны участниками дома и представлены группе для обсуждения. В некоторых случаях полезно давать задания на дом полярного типа, например: описать случай, в котором оказался неуспешным, и описать случай, из которого вышел победителем, и т.п. Сам процесс описания проблемных случаев позволяет человеку более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свою роль в данном случае, оценить свои действия.

При этом используются конкретные случаи двух типов (Приложение 2.3.7., стр. 317):

§ «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками;

§ «там и тогда» - случаи из профессиональной практики или личной жизни, происходящие ранее и имеющие значимость для участников группы [23].

Примером групп, работающих по методу анализа конкретных случаев, являются Балинтовские группы, в которые собираются

специалисты для обсуждения своих профессиональных проблем. Процедура может строиться по следующему сценарию (Приложение 2.3.8., стр. 318):

§ Один из участников представляет свою проблему, свои затруднения, касающиеся профессиональной области;

§ Остальные участники задают ему вопросы, направленные на уточнение конкретного случая;

§ Каждый участник высказывает свой сценарий (способ) решения данного конкретного случая.

Далее возможно организовать обсуждение всех предложенных способов и выбрать из них наиболее подходящий, по мнению группы [10; 32].

Ведущему тренинг важно уметь правильно распознавать и уходить от обсуждения ничего не значащих случаев, так как чаще всего они являются проявлением защиты участников от обсуждения более значимых и глубинных проблем.

В самом широком смысле ролевая игра – это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей [23]. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-ролевые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником.

Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несут угрозы целостности личности участников, поскольку они всего лишь играют вымышленного персонажа, экспериментируют с новым измерением. Таким образом, ролевые игры как методическое средство, несущее структурированное переживание, менее опасно в отличие от других неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости – выйти из нее [23]. Тем не менее, ролевые игры являются мощным механизмом изменения.

В процессе ролевой игры участникам предоставляется возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями (Приложение 2.3.9., стр. 319).

Разыгрывание ролей:

· Позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы;

· Приводит к расширению границ самосознания;

· Помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания;

· Дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

· Высвечивает динамику группового взаимодействия, формального и неформального;

· Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями;

· Помогает научиться контролировать свои эмоции [10; 11].

Мори Ван Ментс [11] выделяет следующие способы проведения ролевых игр (Приложение 2.3.10., стр. 320):

1. Аквариум – основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг них правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространственной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2. Параллель – группа разбивается на мелкие подгруппы (2 – 4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрываются параллельно.

3. Ротация ролей – способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной проблемы, хотя она имеет определенные ограничения при использовании в больших группах.

4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может осуществляться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т.п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу ведущего. Данное методическое средство позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5. Дублирование – способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ним.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а не гротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. Данный прием требует особого внимания со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространять и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях, возможно, посадить на "стул-собеседник" человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста.

Игровые методы получили широкое распространение в тренинге. Их использование в практике психологического обеспечения профессиональной деятельности датируется 1926 годом, когда для подготовки управленцев в СССР начали применяться «орга-игры», разработанные комиссией по методике организации Ленинградского института мозга с участием В.В. Добрынина [19]. Ю.Н. Емельянов упоминает о проведении в 1936 году в Ленинграде деловой игры на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» для тренировки студентов ВУЗов и руководящего фабрично-заводского персонала [24]. Практика деловой подготовки развивалась весьма бурно как в нашей стране, так и за рубежом, получив широкое распространение именно в сфере обеспечения профессиональной деятельности.

Основными целями деловых игр выступали развитие профессионального мышления, способности к анализу производственных ситуаций, формирования навыков принятия решений, характерных для профессиональной деятельности. Предметным содержанием деловых игр были имитация конкретных условий и динамики профессиональной деятельности.

В тренинговых программах различной направленности также используются ролевые игры с элементами драматизации, основной целью которых становится смена неэффективных установок и способов поведения, через непосредственное участие в проигрывании значимых ситуаций [15; 36; 62].

Медитация (от лат. Размышление) – управляющее самовоздействие на свои психические состояния, на свои мысли и чувства [22].

По своей развитой форме медитация предполагает не только способность удерживать сознание на какой-либо идее, объекте и т.д., но и умение оставлять сознание «пустым» от привычных мыслей. Иногда это называется «остановкой внутреннего диалога». Наши мысли могут быть пеленой, через которую мы не способны видеть реальность [50].

В психологии медитация трактуется как вполне реальный психофизиологический процесс, вызываемый посредством самовоздействия [22]. Имея много общего с отточенными тренировками и самогипнозом, медитация обладает и специфическими особенностями. Посредством медитации достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. В том и другом случае наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира.

Психологический анализ медитации показывает, что ведущим моментом, придающим ей неповторимую особенность, является временное выключение из комплекса психических процессов функции памяти. Именно это допущение позволяет объяснить происхождение тех психических явлений, которые имеют место при медитации и в период ее последствий. При медитации уровень «собственных шумов» мозга становится предельно низким и, следовательно, появляется возможность наиболее полного использования ассоциативных и интегративных процессов для решения определенных задач, которые формулирует самому себе медитирующий. Не исключено, что в этом случае значительно шире вовлекается в процесс решения та обширная сфера, функция которой известна под названием интуиции.

Медитация – прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения. Наибольшее число свидетельств о приемах медитации сохранилось на Востоке – в Индии, Китае и некоторых других странах [50].

Особая роль в реализации принципов системной детерминации принадлежит медитативным техникам. К медитативным техникам относятся визуализация, управляемое (проводниковое) воображение, имплозия (конфронтация в воображении). Предназначение медитативных техник – умственные действия, связанные с сосредоточением на различных образах (себя, профессиональной ситуации, партнеров, отвлеченных объектов) с целью проникновения в их сущность. Медитативные техники могут применяться во всех без исключения программах. Наиболее характерны они для тренингов креативности, уверенности в себе, идеомоторной тренировки. Применение медитативных техник позволяет сформировать навыки управления латентными факторами творческого процесса и как следствие осознания и решения проблем, в том числе профессионально значимых, снижения чувствительности к стессогенным факторам профессиональной среды, разработки индивидуальных программ деятельности и вариантов поведения, коррекции самооценки и уровня притязаний. К медитативным техникам прямое отношение имеют такие феномены, как функциональная ассиметрия головного мозга, фантазии, воображение, обращение к подсознанию.

Управляемое (проводниковое) воображение применяется преимущественно для решения проблем, связанных с профессиональными и личностными дефицитами. Воображение позволяет вводить альтернативные интерпретации профессиональной реальности и находить нестандартные выходы из затруднительных ситуаций через создание целостных, полимодальных образов проблем и осознание их сущности. В отличие от фантазий, которые, по мнению Ж. Пиаже, более эгоцентричны и менее подвержены контролю со стороны человека, воображение связано с оцениванием, более контролируемо и чаще приводит к конструктивным и нестандартным результатам [42]. Применение управляемого воображения требует наличия у участников тренинга навыков релаксации и саморегуляции. При обращении к личностным проблемам техника управляемого воображения требует соблюдения ряда условий, направленных на обеспечение психологической безопасности участников тренинга. К числу таких условий относится:

ü информирование участников о возможности сильных эмоциональных переживаний в ходе работы;

ü о возникновении неспецифических и вызывающих дискомфорт эффектов;

А также о том, что они в любой момент могут остановиться и прекратить работу.

Визуализация (от англ. visualization – способность вызывать зрительные образы) [67] направлена на исследование участниками тренинга преимущественно зрительных образов, связанных с личными и профессиональными ситуациями. Применение визуализации направлено на развитие навыков зрительного представления, осознания сущности рассматриваемых проблем, и преодолению тенденции к преимущественно формально-алогическим схемам описания реальности. При использовании визуализации ведущий предоставляет участникам максимальную свободу, не сообщая им конкретных словесных описаний, а лишь организуя рассмотрение образов, возникающих в их сознании по ассоциации с предложенной тематикой. Методика применения визуализации предполагает следующие шаги:

1. Релаксация – первый шаг, который достигается через замедленное глубокое дыхание, чередование мышечного напряжения и расслабления, концентрация на различных объектах и счете.

2. Последовательность упражнений по визуализированию (представлению зрительных образов) предметов, абстрактного цвета, идей, образов ситуаций.

3. Просмотр проектов или планов. Сопровождается зрительным представлением себя, совершающего последовательность действий во вполне конкретной профессиональной или иной ситуации.

К числу последствий применения визуализации относят повышение стрессоустойчивости, стимулирование умственной деятельности, расширение когнитивного диапазона и глубины, закрепление алгоритмов воплощения планов и проектов деятельности.

Понятием «психогимнастика» обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2 – 3 человека или всеми членами группы вместе. Причем комплектовать пары, тройки может сам тренер, руководствуясь специальными критериями (в частности, учитывая характер взаимоотношений участников, их успехи в тренинге, индивидуально-психологические особенности и т.д.), но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам, предложив им действовать осознанно, руководствуясь тем или иным критерием, например: выбор в пару участника, которого пока узнали меньше, чем других. Упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например, память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например, можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди – письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности осознания, проявляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются одни и те же психогимнастические упражнения: двигательные, предполагающие рисование и т.д.

Иногда под психогимнастическими упражнениями подразумевают только такие, которые направлены на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности. А также понятием «психогимнастика» обозначаются и те упражнения, которые направлены на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. Кроме того, применение в тренинге таких упражнений, которые совсем не включают содержательного компонента, совершенно оправдано с практической точки зрения. Например, когда участники группы устали и им нужна эмоциональная разрядка, можно сделать физическую зарядку (это один из вариантов работы), но можно поступить и так: предложить участникам группы встать, оставаясь на месте, и на счет «раз» сделать какое-либо движение. На каждый следующий счет выполняемое движение может меняться, и так до тех пор, пока все не станут делать одинаковые движения. В результате такого упражнения, с одной стороны, решается задача активизации группы, снижения усталости, повышения настроения, с другой – участники получают опыт, который позволяет поговорить о том, как вырабатывалось общее решение, какой тактики придерживался каждый и т.д. Идеи, которые могут появляться в ходе такого обсуждения, будут полезны в тренинге партнерского общения, деловых переговоров и др.

При планировании занятий, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктирование группы перед его выполнением, остановка и обсуждение результатов (Приложение 2.3.11., стр. 321).

Выбор упражнения

Выбирая то или иное психогимнастическое упражнение, тренер ориентируется на следующее:

1. Что преимущественно должно произойти в результате его применения:

ü Измениться состояние группы как целого;

ü Измениться состояние каждого из участников группы в отдельности;

ü В большей степени измениться состояние кого-то отдельного или двух-трех участников;

ü Будет получен материал для продвижения вперед в содержательном плане.

2. На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, тем свободнее, непринужденнее чувствуют себя ее участники, тем рискованнее могут быть упражнения. К ним, прежде всего, относятся такие, которые предполагают физический контакт участников группы в ходе выполнения упражнения, а также упражнения, которые выполняются с закрытыми глазами. Несвоевременное использование подобных упражнений приводит к повышению напряженности, возникновению дискомфорта в группе.

3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст, и т.д.), а также физические данные.

4. Время дня: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот и проблем, не относящихся к групповой работе, включится в ситуацию «здесь и теперь»,

почувствовать группу и т.д.; кроме того, бывает необходимо мобилизовать внимание, интеллектуальную активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость, создающие условия для эмоциональной разрядки. Последние также полезно выполнять после напряженных обсуждений, сложных для всех или некоторых участников группы.

5. Содержание дальнейшей работы.

Инструкция

Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда тренер инструктирует дольше, чем длится выполнение самого упражнения. Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения или продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по очереди смотрит на участников группы, устанавливая с каждым визуальный контакт. Это повышает уровень внимания участников группы, снижает вероятность отвлечения и пропуска тех или иных фрагментов инструкции. По выражению лица, глаз тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и, заканчивая инструкцию вопросом: «Возможно, надо что-то уточнить, пояснить?», - задерживает взгляд именно на этих участниках группы.

Приступать к выполнению упражнения нужно только тогда, когда тренер убедится в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать. Но даже в том случае, когда потрачено достаточно времени на то, чтобы проверить, все ли поняли инструкцию, в процессе выполнения упражнения может обнаружиться недопонимание или неоднозначность его понимания разными членами группы. В этом случае следует остановить выполнение этого упражнения и внести коррективы.

Тренер по возможности принимает участие в психогимнастических упражнениях, особенно в тех, с которых начинается день. Это можно принять как правило. То же самое можно сказать об упражнениях, которые проводят с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи.

Если выполняются упражнения, требующие четного или наоборот нечетного числа участников, тренер, исходя из численности группы, своим включением или невключением регулирует число его участников.

Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют его руководства в процессе их выполнения. Тренер не участвует и в тех случаях, когда, оставаясь «за кадром», он обеспечивает безопасность членов группы, например, при выполнении упражнения с закрытыми глазами.

Остановка и обсуждение

Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение. Таким, например, является упражнение, широко известное под названием «Испорченный телефон». Оно завершается, когда информация дойдет до последнего из участников. В ряде случаев тренер заранее оговаривает условия окончания упражнения, например: упражнение, будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет. Другой вариант: заранее оговаривается время выполнения упражнения. При этом за временем следит тренер и сообщает группе об его окончании. Но чаще все-таки не удается заранее определить временные границы проведения упражнения и тогда основным ориентиром становится самочувствие участников группы, степень их вовлеченности, заинтересованности упражнением. Рекомендуется завершать упражнение, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться. Осуществляя диагностику и внимательно наблюдая за изменениями состояния участников группы, тренер должен уловить такой момент, когда, с одной стороны, упражнение достигло своей цели, появилось достаточно материала для обсуждения (в том случае, если упражнение направлено на получение информации в содержательном плане), а, с другой стороны, большинство участников группы, выражая готовность продолжать выполнение упражнения, согласны его закончить.

Характер обсуждения упражнения, вопросы тренера после его завершения будут зависеть от того, на что оно было направлено.

Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

Если упражнение рассчитано, прежде всего, на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким, вопросы типа: «Как вы себя чувствуете?», «Какое у вас настроение сейчас?» и т.д. Иногда можно ограничиться фиксированием (повторением) прозвучавших односложных ответов «хорошо», «нормально», «бодрое»… В некоторых случаях тренер сам может поговорить о том, что он видит, реальное состояние участников, например: «Все развеселились. Можно переходить к дальнейшей более серьезной работе?», «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее, можно продолжать работу» и т.п.

Характер вопроса также может меняться в зависимости от того, как проходит упражнение. Тренер, осуществляя диагностику в процессе выполнения упражнения, отмечает, возникают ли у участников трудности (если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние участников, что им удается, что не получается. Эти наблюдения могут определить характер вопросов после завершения упражнения.

Мозговой штурм – условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы. По мнению американского психолога Осборна [22], новым идеям необходим прорыв из сверхсознания в сознание, и поэтому надо устранять те барьеры, которые этому мешают.

Главная функция мозгового штурма – обеспечение генерации идей. В основе метода лежит наблюдение, что при совместной работе группа может порождать большее количество идей (и более широкого спектра), чем при индивидуальной работе этих же людей [38]. Это происходит потому, что большая степень взаимодействия приводит к перекрестному стимулированию и дополнению идей. Таким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной. При этом следует соблюдать основное правило – нельзя останавливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому оценки позволяется высказывать только на этапе обсуждения, после того как предложены все возможные варианты решения.

Действие может строиться следующим образом. Участникам описывается процедура мозгового штурма с соответствующими правилами, о которых пойдет речь далее. Перед участниками ставится задача, включающая первоначальные (расширенные) условия, которым должно соответствовать решение. Задачу лучше записать на флип-чарте (или на листе ватмана). Все высказанные идеи решения также записываются на флип-чарте без оценки. Завершающим этапом является обсуждение идей по критерию их соответствия первоначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.

Обстановка должна быть непринужденной, люди раскованными. Не должна проявляться иерархия отношений, все при мозговом штурме равны, мнение каждого является ценным и не обсуждается. В процессе мозгового штурма можно высказывать любые предположения, идеи, в том числе парадоксальные и даже нереальные. Они ни в коем случае не должны отвергаться.

Таким образом, можно сформулировать правила, которые нужно соблюдать при мозговом штурме (Приложение 2.3.12., стр. 322):

ü Отсутствие всякой критики. Критика в данном случае рассматривается в самом широком смысле. Недопустимо не только делать критические или оценочные высказывания, но и демонстрировать критическое отношение к высказанной идее иными способами: пожиманием плеч, подниманием бровей, хмыканьем и т.п.

ü Поощрение идей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.

ü Равноправие участников. Каждый участник должен чувствовать, что его идея стоит рассмотрения. Один из способов предотвращения доминирования одних участников над другими – установление возможности поочередного высказывания участниками своих мнений. Это может формализовать и замедлить процесс, но поможет включить в работу всех участников.

ü Свобода ассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев, независимо от того, насколько несерьезной, оскорбительной или не относящейся к делу она может показаться.

ü Запись всех идей. Запись – это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте [23].

Желательно, чтобы участники «штурма» были представителями разных профессий. Мозговой штурм должен проводиться под руководством специалиста, желательно, чтобы это был психолог.

Идентичное с понятием о мозговом штурме - понятие брейнсторминг, которое широко применяется в западной психологии. Брейнсторминг трактуется как:

§ Эмоциональное подражание (переворот, сдвиг);

§ Новая идея, возникшая в момент инсайта;

§ Заседание, посредством которого группа пытается найти решение проблемы путем использования всех идей, спонтанно выдвигаемых ее членами.

В ходе брейнсторминга надо коллективно найти ряд решений какой0то определенной проблемы. Ни ведущий, ни участники не должны никаким образом критиковать мнение других участников. Различают три фазы такого рода собраний:

1. вступительная фаза (15 минут);

2. узловая фаза (около часа);

3. заключительная фаза.

Ведущий сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения реального применения [75].

Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышления. Он позволяет выйти за пределы общих мыслительных шаблонов и стандартов. Кроме того, мозговой штурм развивает навыки слушания и может использоваться как полезный элемент для сплочения группы, создания команды [10; 70].

 

ТЕМА 3. ДИНАМИКА ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА

Лекция 3.1. Групповая динамика

Тренинговая группа является обществом в миниатюре. Соответственно в ней разворачиваются групповые процессы, присущие всем социальным группам.

Совокупность всех внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы, в социальной психологии объединяется под термином «групповая динамика» [47]. К групповой динамике в тренинговой группе относят все процессы развития (движения) группы во времени, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями ее членов.

Конструктивная работа может производиться только в психологически развитой, подготовленной группе. Группа должна соответственно развиваться для того, чтобы приобрести терапевтическую и коррекционно-развивающую способность [23]. Существуют различные подходы в описании процесса становления и развития группы, да и сам сценарий развития группы во многом зависит как от типа ее организации, так и от роли и позиции ведущего, его индивидуального стиля ведения. В связи с этим нельзя не отметить модель развития группы, предложенную К. Фопелем (Приложения 3.1.1., стр. 323 и 3.1.2., стр. 324).








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 2269;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.049 сек.