Преднамеренных изменений

Определение понятия тренинг

Термин тренинг (от англ. Training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, подготовка, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и известным его научным определениям (Приложение 1.1.1., стр. 289). Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [24].

Тренинг определяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью [21]. Существует также определение тренинга, как части планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности [21].

В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство психологического воздействия» [55]. По мнению Л.А. Петровской, термины «активная социально-психологическая подготовка», «активное социальное обучение», «лабораторный тренинг», «группы интенсивного общения», «группы открытого общения», «перцептивно-ориентированный тренинг», «тренинг чувствительности (сенситивности)» являются эквивалентами социально-психологического тренинга, цель которого – развитие компетентности в общении, ее коммуникативной, интерактивной и перцептивной составляющих.

Г.А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления [30].

Б.Д. Парыгин относит тренинг к методам группового консультирования, описывая их как активное групповое обучение навыкам общения и жизни в обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки [58].

Вопрос. Тренинг как многофункциональный метод

преднамеренных изменений

Определение тренинга как метода обучения представляется недостаточно точным, поскольку приобретение знаний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон происходящих в ходе тренинга изменений, в частности трансформации установок, отношений, мотивационных структур личности.

Применение тренинга связано с потребностью в изменениях, которые повышают вероятность успеха в профессиональной деятельности, личностного благополучия. Выбор средств воздействия в тренинге и подготовка к их включению в процесс тренинга обусловлены изменениями образа группы и отдельных ее участников в сознании ведущего, изменениями, связанными с его «настройкой» на группу в каждом отдельном эпизоде, а также динамикой состояний группы и ведущего. Без учета этих очевидных обстоятельств средства воздействия будут малоэффективными, другими словами, воздействие не во всех случаях предполагает изменение, более того, в ряде случаях отсутствие воздействия оказывается продуктивным и целесообразным.

В связи с этим, С.И. Макшанов предлагает определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека [42].

К теориям и психологическим школам, выстроенным преимущественно как теории, претендующие на обоснование изменения психических феноменов в желательном направлении, относятся психоаналитические, поведенческие и гуманистические концепции. К основным теоретическим направлениям, претендующим на обоснование преднамеренных изменений, сегодня относятся психоаналитический, поведенческий (бихевиористский) и гуманистический подходы (Приложения 1.1.2., стр. 290 и 1.1.3., стр. 291).

Психоаналитический подход обычно связывают с именем З. Фрейда, придававшего бессознательным структурам психики особое значение в жизни человека, предложившего собственную структуру личности и разработавшего представление о механизмах изменений личности и средствах изменений. Основной чертой концепций, развивавшихся на идеи З. Фрейда, является ориентация на ведущую роль бессознательной мотивации в поведении и деятельности людей, и, следовательно, происходящих с ними изменений.

Психоаналитические концепции существенно расширили намеченные философами идеи о месте и роли бессознательного в жизнедеятельности человека, опровергнув существовавшие представления о полном контроле сознания над поведением. Этот факт дает основания для интерпретации учения Фрейда скорее как философской, а не психологической теории. [42].

Согласно воззрениям Фрейда, структура личности включает в себя три инстанции – Ид, Эго и Супер-эго. Ид рассматривалась как система, тесно связанная с биологически врожденными сексуальными и агрессивными побуждениями и подчиняющаяся принципу удовольствия. Эго – инстанция, управляемая принципом реальности и обслуживающая потребности Ид. Супер-эго – инстанция, функционирующая по принципу общественного подкрепления. Инстанции находятся в конфликтных отношениях друг с другом, динамика конфликта определяется событиями, имевшими место в прошлом и определяющие жизнедеятельность человека в зрелые годы. З. Фрейд называет два основных принципа поведения – тенденцию к сохранению стабильности и тенденцию к получению удовольствий. В то же время подобное понимание тенденций ограничивает возможности изменений, а конкретно развития, которое не предлагает человеку ситуации, ведущие исключительно к получению удовольствия. З. Фрейд определяет цель воспитания как побуждение к преодолению принципа удовольствия и к его замещению принципом реальности. З. Фрейд замечает, что Ид пытается помочь процессу развития «Я». Ид пользуется при этом любовью воспитателя в виде награды, и потому не достигает цели, Если избалованное дитя убеждено, что оно обладает этой любовью и без того и не может не при каких обстоятельствах потерять ее. З. Фрейд определяет характер изменений в понимании психоанализа как коррекцию, психоаналитическое лечение выступает в качестве вторичного воспитания взрослого, как коррекция его воспитания в детстве [73].

Идеи З. Фрейда были развиты и в значительной мере преобразованы в работах его учеников и последователей: К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фрома, К. Хорни, Г. Стека и др.

К.Г. Юнг специфически рассматривал изменения психологических феноменов, он признавал дискретный характер сознательной психики; он в отличие от З. Фрейда считал, что сознание развивалось на основе бессознательного, и отрицал пансексуализм бессознательного.

К.Г. Юнгу принадлежит идея о преимущественной ориентации человека на внутренний мир или внешние события (в зависимости от чего он относил их к экстра - или интравертированному типу), что влияет на происходящие с людьми изменения. Так, экстраверты более успешны во внешней деятельности, но они рискуют утратить контроль над внутренними процессами; интроверты в силу своей погруженности во внутренний мир, уменьшают меру контакта с внешним окружением и менее эффективны в коммуникации и деятельности, связанной с взаимодействием. К.Г. Юнг не находил эти фиксации жесткими и считал возможным их гибкое воплощение в практической жизни. Введя в психоаналитическую теорию категорию высшего бессознательного и архетипов, Юнг видел необходимость интеграции сознательной и бессознательной сфер человека, что получило название индивидуации. Процесс изменений в юнгианском толковании имеет аналитическую и синтетическую стадии, проводимые под руководством аналитика, причем на синтетической стадии формируются новые образы мира и себя в нем, новые привычки, стереотипы и способы поведения.

А. Адлер в основу динамики психологических феноменов положил идею неполноценности, которая в той или иной степени присуща каждому человеку и вызывает стремление к ее преодолению. А. Адлер буквально рассматривает чувство неполноценности как причину всех улучшений в положении человека. Взаимодействие неполноценности со стремлением к превосходству, которое Адлер также наделяет позитивным звучанием, определяет разрешение человеком его основных жизненных задач: работы, дружбы и любви. Основу изменения Адлер видит в осознании специфического для человека жизненного стиля, в придании более реалистического характера жизненным целям и в ослаблении заботы человека о собственном престиже, принятии интересов общества [65].

Современные ответвления психоанализа, психодинамические теории, представленные работами К. Хорни, Э. Фромма и других модернизируют эту концепцию, ориентируясь на определяющую роль бессознательной мотивации, отказываясь от детерминации изменений биологически запрограммированными структурами психики. Альтернативой врожденным инстинктам становятся неосознанные результаты интерперсональных взаимодействий, осознание которых выступает условием изменений [74]. В целом психоаналитическое направление ориентировалось на устранение неблагополучия, связанного с психическими расстройствами, лечение соматических заболеваний, имеющих психогенную природу, и предотвращение инвалидизации. Кроме того, ортодоксальный психоанализ предназначался для интеллектуально развитых людей.

Поведенческий (бихевиористский) подход оформился в самостоятельное научное направление в начале XX века в США. Точкой отсчета истории этого направления иногда считают 1913 год, когда была опубликована статья Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», где целью психологии провозглашалось предсказание поведения и контроль над ним [77]. С поведенческими концепциями связаны имена Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера, Г. Айзенка, Т. Шибутани и других психологов.

Отказавшись от исследования внутренний психических факторов, классики бихевиоризма сосредоточились на изучении объективно фиксируемых ситуационных и поведенческих проявлений человека, получив обширный экспериментальный материал. Классический поведенческий подход содержал описания основных законов возникновения навыков, к которым сводились все наиболее сложные человеческие формы деятельности. Основной фактор управления поведением был определен Э. Торндайком в 1898 году как закон эффекта, обозначавший, что действие, ведущее к желательному результату, как правило, совершается повторно в сходных обстоятельствах. Впоследствии Б. Скиннер заменил объяснительную формулу Торндайка «S – R» на формулу «R – S». Суть произведенной замены заключалась в экспериментально установленных эффектах возникновения форм поведения и навыков деятельности, когда экспериментатор подкреплял необходимые поведенческие проявления, а не создавал зависимости между необходимыми реакциями и предваряющими их внешними стимулами. В поведенческих концепциях особая роль отводится средовым факторам изменений, к которым вынужден приспосабливаться человек, выбирающий те или иные действия, что, в конечном счете, формирует новые формы поведения. Оперантное обусловливание приводит к изменениям в человеческом поведении как вследствие закрепления действий, ведущих к желательным последствиям так и вследствие избавления от действий, вызывающих нарушение равновесия и возникновения напряжения. В оперантном научении выделялись три основных разновидности: научение методом проб и ошибок, научение путем формирования реакции и научение путем наблюдения. Преградой на пути изменений в поведенческих концепциях считалось предыдущее неправильное научение или его отсутствие. Поведенческие концепции широко использовались в обучении и профессиональной подготовке, психологической коррекции [42].

Гуманистические концепции развились в США в 50-60-е года ХХ века. Их создание и последующее развитие обычно связывают с именами Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Гуманистическая психология была заявлена как альтернатива негуманным и редукционистским положениям поведенческих и психоаналитических теорий и практики.

Во всех своих ответвлениях гуманистическая психология подчеркивала уникальность субъективного опыта личности, то, что человек обладает наиболее полной информацией о самом себе. Детерминация поступков человека связана в первую очередь с тем, как именно данная ситуация определена субъектом.

Имея в любой ситуации выбор между возможностями созидания, преодоления, преобразования и ухода, разрушения, деградации, человек в большей степени, чем его внешнее окружение, определяет то, какая из возможностей будет актуализирована. Получив название «третьей силы», гуманистическая психология обратилась к поиску «гуманизированных» методов изучения и изменения психических феноменов, причем негативные явления, такие, как разнообразные аномалии, дефекты воспитания и обучения рассматривались детерминированные ситуационно, а не объективно. Фокус исследований в рамках гуманистической психологии направлялся на потребность человека в самоизменении, «самоактуализации». Гуманистические концепции в гораздо большей степени, нежели психоаналитические и поведенческие, интегрированы с философскими идеями, относящимися к проблемам смысла, творчества, свободы и ответственности, этических аспектов бытия.

Классик гуманистического направления Ролло Мэй обратил внимание на необходимость формирования представлений о структуре личности, исходящих из гуманистических идеалов, которые, сохраняя свое теоретическое значение, были бы применимы к прикладным и практическим аспектам психологической науки.

Р. Мэй отмечал, что мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания [48]. Р.Мэй выделял четыре основных компонента личности:

1. Свобода (понимание себя, открытое самовыражение и принятие ответственности за свои поступки).

2. Индивидуальность.

3. Социальная интегрированность.

4. Глубина религиозности (нравственности).

Один из классиков гуманистической психологии и основатель логотерапии В. Франкл создал философски обоснованные техники парадоксальной интенции и дерефлексии [72]. Главным положением созданной В. Франклом логотерапии была идея борьбы за смысл жизни, обретение которого позволяет человеку справляться с крайне неблагоприятными жизненными ситуациями. Для достижения смысла, по мнению В. Франкла необходимо не снятие напряжения, не достижение равновесия, а духовная динамика, возникающая между целью и человеком, стремящимся к ее достижению.

К гуманистическим теориям относятся также психосинтетическая концепция Р. Ассаджиоли [3] и гештальт-подход Ф. Перлза [53].

Следует сказать, что гуманистическая психология глубоко интегрирована с философией экзистенциализма и является по сути дела ее составной частью. Такие ценности экзистенциальной философии, как свобода и ответственность, делают более реалистичной гуманистическую теорию, в которой, в частности, есть идея об изначальной позитивности и конструктивности человеческой психики, гарантирующей позитивное психическое развитие при наличии благоприятных социальных условий.

Как показывают рассмотренные теории, непосредственно претендующих на обоснование и воплощение в практику преднамеренного изменения, его методов и методических средств, к которым принадлежит и профессионально ориентированный психологический тренинг, трудно выделить психологическую теорию, согласующуюся со всеми известными фактами и лишенную противоречий и ограничений. Адекватность теоретических оснований любого метода или их группы связана с определением области их использования, целей и эффективности применения.

Предложенный С.И. Макшановым термин «преднамеренное изменение» дает возможность описания всего множества явлений, относящихся к динамике психологических феноменов человека и группы, отражает процессуальные и продуктивные характеристики тренинга, подчеркивает «субъект-субъектный» характер тренинга, эффективность которого связана с принятием ответственности за происходящее в тренинге, как ведущим его специалистом, так и участником, заказчиком тренинга.

Тренинг обеспечивает приобретение специалистом профессионально важных качеств, умений и их перевод на уровень навыков, создает условия на разрешение личностных проблем и развития способностей личности. Области применения тренинга в профессиональной деятельности связаны с разрешением прикладных проблем оптимизации профессиональной ориентации, адаптации к требованиям профессии и организации, освоения профессиональных и организационных ценностей, овладение профессией, достижения профессионального мастерства, освоением новой деятельности, переподготовкой, решением задач кадрового мониторинга, сохранением и восстановлением работоспособности и пост профессиональной адаптации.

 

Лекция 1.2. История психологического тренинга








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 2470;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.