ТЕМА. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ.
ВОПРОСЫ
1. Сущность понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Ведущие факторы и условия развития личности в контексте существующих теорий.
2. Движущие силы и закономерности развития личности.
3. Факторы, оказывающие влияние на формирование личности. Воспитание и социализация
4. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет и развитие в педагогическом процессе
5. Социально-педагогические типы современных школьников. Активность личности в собственном развитии
1. Сущность понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Ведущие факторы и условия развития личности в контексте существующих теорий
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям по теме. Такими понятиями являются человек, личность, индивид, индивидуальность.
Какой смысл вкладывается в каждое из них?
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
А кого мы можем считать личностью, индивидом? Что такое индивидуальность?
Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Б. Г. Ананьевсчитает, что личность – есть субъект деятельности, «вершина» всей структуры человеческих свойств.
Е. Н. Степанов определяет личность как постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
По С. Л. Рубинштейну, «личность» обозначает способность человека «занимать определенную позицию».
Как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств представлена личность у Г. К. Селевко.
Д. А. Белухин отмечает личность как устойчивую систему индивидуализированных социально значимых черт человека.
Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. И. С. Якиманская определила индивида как представителя человеческого рода, обладающего определенными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами. Тогда как понятие индивидуальностьобозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность вчертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.
Таким образом, не всякий человек может называться личностью. Точнее, чтобы быть личность недостаточно родиться человеком. Личностью каждый становится в процессе развития, формирования, социализации в процессе жизни в обществе, среди других людей.
Так, история знает немало примеров, подтверждающих, что человек изолированный из общества с момента рождения или на ранней стадии постэмбрионального развития, практически не способен выработать ни одного качества личности. Такой человек по прошествии нескольких лет жизни вне общества с трудом поддается обучению.
В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, а что – вымысел теперь уже не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли. Воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказал Э. Кондильяк еще в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 – медведями, 1 – павианами, другими видами обезьян не менее 10. Один ребенок был вскормлен леопардом, один – овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Одной из них на вид было лет 7 – 8, другой – года 2. Младшую звали Амалой, старшую Камалой.
Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Вскоре младшая девочка умерла, так ничему и не научившись, старшая же – прожила около 10 лет.
Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через 6 лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через 7 лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через 3 года – до 100. Дальше языковой прогресс не пошел.
К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню развития была, как 4-летний, если не трехлетний ребенок.
[Не будь цивилизации, человек оказался бы одним из самых ничтожных и неразумных животных… человек всегда только то, что из него делает общество]. Г. Итард
Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия развитие, формирование и социализация личности.
Что же понимают под развитием?
Прежде всего следует отметить, что развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное развитие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).
В философском смысле развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении – прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.
Таким образом, развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Развитие человека (биологическое, социальное) – это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.
Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное – термин формирование.
Т. о., развитие – это не просто накопление к.-л. качеств и свойств. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности.
Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая, биосоциальная
Представители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд, Дж. Дьюи, Э. Торндайк, А. Кобе и др.). Их взгляды сводятся к следующему:
· человек – сугубо природное существо;
· духовные свойства личности имеют биологическую основу;
· развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
· воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.
Представители социологической концепции считают:
· человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;
· среда является определяющим фактором формирования личности;
· воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
· чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.
Представители биосоциальной концепции считают:
· человек – существо и биологическое и социальное;
· психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
· направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологический и социальный факторы воздействуют на человека одновременно и комплексно. На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения.
В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация личности.
Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2380;