Понятие и особенности власти как социально-политического феномена.
Основные подходы к определению политической властиВласть является центральной категорией политологии. Власть – это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, экономические механизмы, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учре- ждениях, во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, по литической властью. Феномен власти многомерен. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены встроены в отношения власти. Власть непременное условие организованности и порядка в человеческих сообществах. В зависимости от ее содержания трактуется как сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за власть – самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Вместе с тем вопрос о власти всегда был важнейшим вопросом любой социальной революции и любой модернизации общества. Любое общество не может существовать без организации. Она необходима прежде всего для координации деятельности всех членов общества, чтобы выжить существовать и развиваться. Однако каждая организация предполагает руководство, которое возможно только, когда воля руководителя обязательно выполняется.
Власть – это вид общественных отношений, которые представляют собой : 1) выражение потребностей сложной социальной системы в организации и саморегуляции (в обществе возможны 3 вида регулирующих взаимодействий субъектов политики: ксенический, химерный. Симбиозный); 2) следствие формирования общественной стратификации.
Для возникновения и существования отношений власти, от самых простых до самых сложных, необходим следующий минимум универсальных элементов (по Е.Вятру):
- не менее двух партнеров отношений власти; этими партнерами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
- приказ субъекта власти, т.е. выражение им своей воли по отношению к объекту, сопровождаемый прямой или косвенной угрозой применения санкций в случае неподчинения;
- подчинение;
- наличие общественных норм и законов, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, к кому эти приказы относятся, обязан подчиниться, т.е. необходимы определенные правила, в рамках которых действуют тот, кто властвует и тот, кто подчиняется.
Эволюция власти В истории существовало несколько форм власти. Французский полито лог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти. 1) Анонимная власть, распыленная среди членов примитивного общества; она проявлялась в совокупности веровании и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. 2) Усложненность социальных потребностей и появление новых видов деятельности для их удовлетворения заметно повысили интенсивность взаимодействий индивидов. Это потребовало концентрации власти в руках вождей. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной. 3) Процесс нарастания социальною неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация власти. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, партий и других организаций. 4) Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертой исторической форме власти, формирующейся в конце нашего века, – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая иногда государственно-публичной, и четвертая, надгосударственная, являются собственно политической властью.
Исторически понятие «власть» (от греч. Сгаtos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть». Н. Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной, представляющей реальную способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами. Орудие власти – право; основа власти – «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть – сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели. Представления о главенствующей роли политической власти в обществе развивал английский философ Гоббс. Государственной властью Гоббс называл «лицо или собрание, воле которого подчиняются все прочие». Власть является соединением воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу. Власть есть сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснял ее необходимость в основном также социальными при чинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей в естественном состоянии «войны всех против всех». Идея политической власти как господства общей воли, опирающейся на насилие, была воспринята марксизмом. Но уже в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, определяется по существу как объективная власть капитала.
Признавая всеобщность политической власти, политологи по-разному ее определяют. Основополагающий вопрос в исследовании – это вопрос о природе политической власти, и он решается в одном, общем русле. Власть рассматривается как свойство системы общественных отношений. Такой подход характерен как для марксизма, так и для структурно-функциональной теории, с анализа и других концепций. Например, одни исследователи характеризуют власть как производство намеченных целей, другие – как способность личностей, групп или институтов определять или изменять ряд альтернативных действий или выбор альтернатив. Третьи – как возможность недееспособность одних субъектов управлять процессом принятия решений, несмотря на сопротивление других, и т. д. В приведенных и других определениях власти, как бы они ни различались, по сути выражается общий смысл. Социальная власть, включая политическую, – это общественное отношение между индивидами, группами, классами и т. п.
В современной теории политики существует несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти, ее сущности, природы и т.п. Основные из них:
§ легистская – исторически самая давняя (древнекит. теоретик легизма Шан Ян (390-338 до н.э.)); в ней абсолютизируются правовые принципы власти;правовые принципы власти;
§ телеологическая, характеризующая власть как устойчивую способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов с помощью других людей;
§ теологическаяконцепция власти – всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, – лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода
§ поведенческая (бихевиористская), рассматривающая власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие – подчиняются (английское слово behavior означает “поведение”);
§ психологическая базируется на поведенческом подходе и раскрывает субъективную мотивацию поведения реальных индивидов, истоки власти, которые коренятся в сознании и подсознании людей; психоанализ трактует власть как способ господства бессознательного над сознанием; по Фрейду стремление к власти явл сублимацией либидо;
§ инструменталистская, трактующая власть как возможность использования определенных способов воздействия, в том числе насилия;
§ структурно-функционалистская, рассматривающая власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения;
§ конфликтологическая теория власти (К. Маркс, Ф. Энгельс, В И. Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим; природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества; обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы;
§ дуалистическая концепция власти – согласно этой концепции власть следует отличать от господства. М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: а) материальное принуждение, б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно; при отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Источниками осуществления власти служат насилие и верования субъектов политического процесса, прежде всею их вера в необходимость власти вообще и вера в ее легитимность (законность, справедливость). Двойственность власти (не случайно М. Дюверже образно назвал ее двуликим Янусом) выражается в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага;
§ реляционистская, рассматривающая власть как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго.
Помимо названных, существуют и другие подходы к проникновению в сущность власти.
Выделяют следующие виды власти: экономическую, политическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и др Среди них основная – политическая. В политологии существуют 2 основных подхода к определению политической власти: 1) как отношения господства и починения (силовыми или «мягкими» методами) 2) как регулятор общественной жизни, средство решения задач, стоящих перед обществом. Т.о. с учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение.
Власть –это способность и возможность субъектов осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 719;