Политика первых киевских князей. Крещение Руси.
Согласно летописи, в 862 г. было призвано три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти двух последних утвердился Рюрик. О его жизни известно немного. Именно с его именем связано происхождение династии русских князей, правивших в стране до конца XVI века - Рюриковичи. В 879 г. после смерти Рюрика власть перешла к его родственнику, либо воеводе князю Олегу. Правил он в Новгороде. В 882 г. он хитростью захватил Киев, обложив данью подвластные территории. Это событие стало одним из ключевых в процессе образования Древнерусского государства.
Игорь Старый (912–945 гг.) – третий русский князь, сын Рюрика и фактический основатель династии киевских князей Рюриковичей. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Погиб в древлянской земле при попытке повторного сбора дани («на полюдье»).
Ольга (945–964 гг.) – жена князя Игоря, первая женщина-правительница русского государства (регентша при сыне Святославе). В 946 г. установила первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (957 г.) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство.
Святослав (964–972 гг.) – вошел в историю как один из наиболее воинственных князей. Практически весь период своего правления он провел в завоевательных походах. Вместе со своим многочисленным войском он начал присоединять земли вятичей, разбил Хазарский каганат. Совершал походы против Дунайской Болгарии и Византии.
Значительное укрепление могущества Древнерусского государства связано с правлением князя Владимира (980 – 1015 гг.). Он уделял больше внимания вопросам внутренней политики – построил сеть оборонительных крепостей на границе со степью. Владимир ограничил права союзных княжеств и отнял у местной знати бразды правления, ввел единое судопроизводство, наладил налоговую систему.
Главной заслугой Владимира стало крещение Руси. Почти до конца Х века господствующей религией у славян оставалось язычество. С усложнением общественной жизни, социальной структуры язычество устаревало, как религиозная система оно не отражало идеологических перемен, не было способно консолидировать общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные ценности выстраивались в соответствии с родоплеменными отношениями. В первый же год своего правления Владимир попытался провести религиозную реформу. Утверждался культ главного дружинного бога – Перуна. Это должно было символизировать идею главенства князя, идею целостности государства. Однако языческие верования, пусть даже некоторым образом измененные, все же не соответствовали идеологии крепнувшего государства и вскоре князь отказался от реформы.
Основной причиной выбора православия была необходимость тесного союза с Византией.
Общепризнанной датой принятия христианства является 988 год. Однако в источниках сообщается и о других датах – 982, 989, 990 и др. Новая религия утвердилась не сразу. Население ряда городов оказывало сопротивление действиям властей. Многие, приняв христианство, продолжали верить языческим богам, поклоняться идолам и выполнять прежние обряды. Двоеверие еще длительное время оставалось характерной чертой духовной жизни на Руси. Тем не менее, утверждение христианства в качестве государственной религии было событием большого исторического значения.
Последствия принятия христианства:
· Русь упрочила свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и странами Западной Европы.
· Ускорилась консолидация древнерусской народности.
· Углублялась социальная дифференциация древнерусского общества. Укрепилась центральная власть киевского князя.
После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная кровопролитная война между его многочисленными сыновьями. В 1019 г. великим киевским князем стал Ярослав (прозванный впоследствии Мудрым). Продолжалось строительство оборонительных укреплений на границе со степью. В 1036 г. русские войска нанесли решительное поражение печенегам под Киевом. Ярослав укреплял династические связи Руси с другими странами. Был сделан важный шаг на пути к независимости церковной организации. Ранее митрополитами на Руси были греки, направляемые из Византии. В 1051 г. впервые митрополитом был избран церковный деятель, русский по происхождению – Иларион. В годы правления Ярослава строились новые города, открывались школы, расширялась грамотность, появились первые библиотеки.
Одной из главных его заслуг стало введение единого свода законов - «Русской Правды». Русская Правда является ценнейшим источником для характеристики социального строя Древней Руси. На примере Правды Ярослава мы видим, как сосуществовали нормы обычного права и правовые установления периода ранней государственности.
В Русской Правде упоминаются различные категории феодально-зависимого населения – люди (свободные общинники), смерды (несвободные или полусвободные княжеские данники), закупы (ушедшие в долговую кабалу, получавшие определённую ссуду («купу»), за которую должны были работать на господина), рядовичи (заключившие договор (ряд), изгои (лишившиеся своего социального статуса). Упоминаются также и рабы – челядь, холопы. Главным источником рабства был плен. Рабы были полностью бесправны. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.
Механизм передачи великокняжеской власти ещё не был достаточно чётким и стройным. Власть передавалась по наследованию от отца к сыну, по старшинству, по завещанию, а также в результате призвания князя жителями того или иного города – центра данного княжества. Иногда княжеская власть захватывалась и удерживалась силой. Это свидетельствовало о неустойчивом, переходном характере всего общества. Тем не менее, государственная власть на Руси XI – XII вв. значительно окрепла. Большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило не только богатства, но и власть. Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работавшего на земле, было полюдье, позднее – регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Дань являлась первой на Руси формой зависимости населения от государства. Завоёванные и присоединённые к Киеву земли становились данническими, а жившие на них люди – данниками. Основу принципа обложения данью составляло наличие в крестьянском хозяйстве пахотной земли.
Вопрос о времени возникновения на Руси феодального землевладения является спорным. Некоторые исследователи относят его к IX – X вв., однако большинство авторов считает, что феодальная вотчина (наследственное земельное владение) складывалась примерно с XI века. С этого времени образуются собственные земельные владения, личные большие хозяйства бояр и дружинников. Великие князья давали им право сбора дани, - это был один из путей обогащения древнерусской верхушки.
Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь. Он был законодателем, военным предводителем, верховным судьёй и адресатом дани. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемые, старшие дружинники составляли постоянный совет, «думу» князя. Они именовались боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применяли термины «отроки», «чадь», «гриди». Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, представляла собой нарождавшийся класс феодалов. В обществе сформировалось три основных властных элемента: княжеская власть, дружина (боярство), народное вече.
4. Распад Киевской Руси. Русские княжества в XII – XIII вв.
Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни, перед смертью разделив земли между своими сыновьями. Свой престол оставил старшему сыну Изяславу. Впоследствии участились междоусобные войны. В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором говорилось о необходимости прекратить междоусобицы. Князья условились, что за каждым сохранятся земли их отцов – детей Ярослава. Кроме того, было положено начало военному объединению сил против могущественных кочевников – половцев. Одним из последних киевских князей, настойчиво пытавшихся приостановить распад страны, был Владимир Мономах (1113-1125 гг.). Однако уже после смерти его старшего сына Мстислава в 1132 г., со вступлением на престол Ярополка распад страны стал реальностью.
Начиная с 30-х гг. XII в. на Руси наступает полоса феодальной раздробленности. В середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в. их стало уже около 50.
Ряд исследователей (Б.Греков, С.Юшков) процесс раздробленности связывали с ростом крупной частной собственности на землю, который приводил к экономическому и политическому усилению местной знати, способной содержать свои дружины и держать зависимое население в подчинении. Сторонники теории «государственного феодализма» (Л.Черепнин и др.) также связывали политический распад с развитием феодального землевладения. Появление вотчинного землевладения в конце XI – начале XII вв. приводило к оседанию князей и их дружин, бояр в княжествах, что в условиях господства натурального хозяйства способствовало наряду с географическим фактором экономическому обособлению и вычленению отдельных земель, выделению городов. Петербургская школа (И. Фроянов) предложила свою концепцию, согласно которой причина распада русских земель – в формировании с XI в. территориальных связей, пришедших на смену родоплеменным, и складывании на этой основе городских волостей, своеобразных городов-государств.
Раздробленность была закономерным процессом в истории Руси. Она была обусловлена целым комплексом социально-экономических и политических причин:
· С развитием земледелия, ремесла и торговли росли доходы не только в киевскую казну, но и в казну удельных княжеств. Обогащалась верхушка удельной знати. Её экономическое могущество, в свою очередь, способствовало укреплению политических позиций. Происходило обособление крупных городов. Кроме того, малым княжеством было легче управлять. Порядок предоставления земли князем своим приближённым за военную службу укреплял позиции местной знати.
· Одной из причин феодальной раздробленности было перемещение основных торговых путей. Значение Киева как крупного торгового центра постепенно падало. Могущество Византии в конце XI века было подорвано нашествием турок-сельджуков, а с завоеванием Палестины крестоносцами во время первого крестового похода итальянские купцы смогли выстроить новый, альтернативный торговый путь с востока в Европу. Упадок могущества столицы также был связан с постоянными набегами кочевых племён, т.к. Киевское княжество находилось в непосредственной близости от южных степей.
· Распаду русских земель способствовало также отсутствие чёткого механизма передачи княжеской власти, что, в свою очередь, порождало постоянные распри и междоусобные войны. Этот фактор также способствовал ослаблению могущества центральной власти, росту сепаратизма.
Несмотря на распад единого Древнерусского государства, развитие центробежных настроений, сохранялись и центростремительные факторы. Оставались общими язык, культура, обычаи, нравы. Сохранялась, хоть и призрачная, власть великих князей. За единство русских земель выступала церковь.
Наиболее крупными выделились следующие княжества: Киевское, Черниговское, Северское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское, Новгородская земля.
Киевское княжество в ранний период раздробленности оставалось по-прежнему столицей, «матерью городов русских», церковным центром. Мягкий тёплый климат и наличие плодородных земель способствовали активному развитию сельского хозяйства. Кроме того, через Киев проходили важные торговые пути, относительно близкими были границы с соседними странами. В ходе борьбы враждующих сторон Киев неоднократно переходил из рук в руки, что привело к его упадку к середине XIII века.
Новгородская земля занимала огромную территорию от Балтийского моря до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. Новгород возник прежде всего как торгово-ремесленный центр. Здесь появились объединения купцов и ремесленников, развивалась кредитная система. Находясь в значительном отдалении от южных степей, Новгород долгое время не знал внешней опасности. Это создавало условия для ускоренного развития хозяйства и роста культуры. Правда, суровый климат не позволял активно заниматься земледелием. Новгород зависел от поставок хлеба из соседних княжеств.
В ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал князей по собственному выбору. В результате к власти окончательно пришла аристократия в лице крупного боярства, богатого купечества и архиепископа. Сложилась аристократическая республика. Высшим органом власти являлось вече, главными правительственными лицами были посадник и тысяцкий. В пределы полномочий вече входило:
- рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики;
- приглашение князей и заключение с ними договоров;
- избрание должностных лиц – посадника, тысяцкого и др.
Новгород был городом высокой культуры. Повсеместно строились деревянные мостовые, власти проявляли заботу о чистоте улиц. Найденные археологами берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне развития грамотности среди рядового населения города.
В конце XII в. с объединением двух ранее независимых княжеств образовалось достаточно сильное Галицко-Волынское княжество. На его развитие оказали влияние следующие особенности и условия:
- плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности;
- значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны;
- выгодное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю;
- находившиеся в относительной безопасности от кочевых племён земли княжества;
- наличие влиятельного местного боярства, которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями.
Галицкое княжество значительно усилилось в правление князя Ярослава Осмомысла (1153-1187). Его преемнику – волынскому князю Роману Мстиславичу – в 1199 г. удалось объединить оба княжества. Сын Романа – Даниил Галицкий (1221-1264) сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго-западную и Киевскую земли. Князь проводил политику централизации власти, подавлял боярский сепаратизм, содействовал развитию городов. Однако в том же 1240 г. Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя столетие эти земли оказались в составе Литвы и Польши.
На северо-востоке Руси сформировалось могущественное Владимиро-Суздальское княжество (ранее называлось Ростово-Суздальским). На его становление повлияли следующие факторы:
- удалённость от степных кочевников на юге;
- ландшафтные препятствия для лёгкого проникновения варягов с севера;
- обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; благоприятные возможности для экономического развития;
- значительный приток населения с южных земель;
- развитая сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др.);
- активная и честолюбивая политика местных князей.
Существовала прямая зависимость между географическими особенностями Северо-Восточной Руси и становлением сильной княжеской власти. Регион осваивался по инициативе князей. В результате земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, - в качестве его слуг. Вассально-дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско-поданническими. Сложилась вотчинная система власти.
Со становлением и развитием Владимиро-Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за это получил прозвище Долгорукий). Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно вмешивался в дела Новгорода Великого. Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Долгорукий вёл широкое строительство укреплённых городов на границах своего княжества (Ростов, Суздаль, Рязань, Ярославль и др.). Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.
Сын и преемник Юрия – Андрей Боголюбский (1157-1174), стремился объединить русские земли, перенёс центр политической жизни из Ростова в город Владимир-на-Клязьме. В загородной резиденции Боголюбово в июле 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого были Кучковичи, бывшие владельцы Москвы. В 1177-1212 гг. княжеством управлял сводный брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо, прозванный так за своё большое семейство. Он вёл довольно активную политику, - вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил Рязань. В 1183 г. совершил успешный поход против Волжской Булгарии. Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси и одним из крупных феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства. Заметно укрепилась княжеская власть. Её опорой в большей мере становится дворянство, которое составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него землю во временное пользование (поместье), денежно-натуральную плату или право сбора княжеских доходов.
Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо-Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 2504;