СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

 

Рассмотрим социально-политические технологии на основе анализа уровней проявления солидарности. Исходя из таких уровней социальная политика предстает в качестве деятельности по согласованию интересов различных слоев населения, ориентации их на солидарность как образ жизни, в который органически включена поддержка «слабых» слоев. Причем такая солидарность проявляется на следующих уровнях: а) биотическом (естественно-антропологическом); б) производительно-профессиональном (деловом); в) духовно-культурном (морально-духовном).

Естественно-антропологический (биотический) уровень жизнедеятельности и проявления солидаризма ориентирован на организацию непосредственной среды обитания, поддержания телесности и территориальности человека, связи его с природой. Для социальной политики это один из базовых уровней, поскольку затрагивает вопросы здоровья, жилья, безопасности среды обитания и жизни, качества продуктов, воды, воздуха. А значит, касается материнства, детства, отцовства, рождаемости, смертности, бездомности, охраны окружающей среды. Здесь огромное поле для развертывания социально-политических технологий, направленных на солидаризм.

Сообщество с помощью общественной психологии, морали, обычного права, других рычагов политической социализации формирует определенные социально-психологические устои и соответствующую практическую идеологию, ориентированную на традицию бытового, соседского сотрудничества и своеобразного социального обслуживания. Назовем такие социально-психологические устои и технологию их культивированиятрадиционными.Это проявляется также в создании инициатив взаимопомощи и в поддержке социальных работников[15]. Такая идеология помогает соединять индивидуализм и коллективизм в солидаризме местных сообществ, придает стимулы социальной работе.

Производительно-профессиональный (деловой) уровень солидаризма создает возможность интеграции «слабых» слоев в инициативы делового характера, в производственную деятельность. Здесь возникают движения за право на труд, производственное самоуправление, производственное использование профессионального и вообще трудового потенциала людей, охрану их труда. Такая интеграция и кооперация, с одной стороны, предоставляют возможность взаимоподдержки, с другой — помогает раскрывать и реализовывать индивидуальные ресурсы. Такие движения влияют, например, на политику квотирования рабочих мест для инвалидов, несовершеннолетних, безработных, на их обучение и переобучение. При этом важно формировать психологические устои и идеологии. Это можно обозначить термином«прагматизация»,отмечая ориентацию на практическое использование всех ресурсов «слабых» слоев. Социально-политические технологии, создаваемые на такой основе, также соединяют индивидуализм и коллективизм, прагматизм и благотворительность через осознание того, что беда может коснуться всех и каждого.

Духовно-культурный (морально-духовный) уровень связан с такой идеологией общества, какперсонализация (или трансцендентализация). Благодаря ей каждый человек представляет себя частицей единого общественного целого. Люди идентифицируют себя с большим сообществом. О чувстве принадлежности к Родине, Отчизне, энергии осознания «общего дела», «общей судьбы» много и серьезно размышляли персоналисты Г. Мадинье, Н. Бердяев, О. Лосский, Г. Марсель и др. Такую идеологию нельзя недооценивать, а, наоборот, необходимо использовать в качестве основы социально-политических технологий, технологий достижения солидарности. Здесь важна роль религии, примера подвижничества.

Недооценка такого уровня солидаризма приводит к серьезным трещинам и расколам в обществе. Например, в отношении участников различных войн, особенно инвалидов, важна не только материальная помощь, но и поддержка сознания «правого дела», признания их подвижничества как необходимого стране. И ветеранам Великой Отечественной, и воинам-«афганцам», и участникам боевых действий в Чечне — всем им нужна не только социальная защита в обычном смысле, но и поддержка подобного идеологического характера. Иначе возникает «горючий материал» политики. Нечто подобное происходит и с другими «слабыми» слоями. Поэтому сейчас также важны сообщества, движения, организации, имеющие духовно-культурную, благотворительную, моральную, патриотическую, религиозную направленность.

Государство же, проводя социальную политику, усиливает действие названных социальных идеологий на всех уровнях, поддерживает и создает социально-политические технологии. У государства на этот счет есть также и свои, социально-государственные технологии: легализация, легитимизация, партикуляризация, проникающие на все уровни проявления солидаризма (биотический, производительно-профессиональный, духовно-культурный уровни).

Легализация означает разработку и применение социального законодательства, контроль за его выполнением. На биотическом уровне это способствует улучшению здравоохранения, жилищных условий, среды обитания, безопасности продуктов и услуг, медицинской и психологической реабилитации. На деловом уровне — созданию рабочих мест, профориентации, безопасности труда, квотированию рабочих мест для «слабых» слоев. На духовно-культурном уровне легализация направлена на организационную и законодательную поддержку патриотизма, настроений единства, чувства Родины, памяти о доблести предков и современников и способствует солидаризму.

Легитимизация обозначает меры по обеспечению поддержки социальной политики и социальной работы со стороны населения, различных органов власти, по участию граждан в такой политике на всех названных уровнях. Это повышает популярность мер, принимаемых властями, и эффективность социальных мероприятий.

Партикуляризация служит поддержанию в разумной мере частных (индивидуальных) и групповых инициатив, частной сферы жизни людей, способной раскрываться в солидаризме без ущерба для свободы человека. Партикуляризация опирается надифференцированность интересов различных слоев для того, чтобы обеспечивать добровольный солидаризм, агрегирование интересов, временный приоритет интересов определенных «слабых» слоев, чтобы усилить пошатнувшийся статус последних. Все это в конечном счете направлено на достижение солидарности.

Таким образом, политологические основы социальной работы включают в себя осмысление и организационное соединение уровней самоорганизации жизнедеятельности. Социальный работник ориентируется на практическое использование идеологий справедливости, активности соответствующих общностей и организаций. Он включается в систему социально-политических и социально-государственных технологий по достижению солидарности. Такая солидарность является и целью, и реальной основой социальной политики и социальной работы.

 

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. В каких аспектах политологии и социальной работы направления исследования могут совпадать?

2. Каковы различия в подходах к социальной политике и социальной работе у представителей разных идейно-политических течений (либералов, консерваторов, социалистов)?

3. Как соотносится содержание понятий «социальная работа» и «социальная политика»?

4. Какую роль играет солидарность в практической деятельности социального работника?

5. Какие социальные и политико-правовые технологии могут применяться для достижения солидарности?

6. Путем анализа правовых нормативных актов в области социальной политики объясните значение легализации как социально-государственной технологии.

7. Проанализируйте, каков уровень (степень) социальной солидарности в вашем регионе (районе) по отношению к социальной работе (к «слабым» социальным слоям).

8. Сравните соотношение удельного веса социальной политики и социальной работы в различные периоды развития России: а) до революции 1917 г.; б) в советское время; в) 1991—1999 гг. Есть ли изменения? Какие политические факторы влияют на такие изменения?

9. Как на практике социального работника сказывается проведение таких социально-государственных технологий, как легитимизация и партикуляция?

10. Приведите примеры проведения политических мероприятий или правовых нормативных актов, которые поддерживают традиционализацию, прагматизацию, персонализацию.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы.— М., 1992.

2. Дзарасов С.С. Либерализм или социал-демократизм? Российский путь. — М., 1994.

3 Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. -М., 1995.

4. Капицын В.М. Идентификационные основы классификации прав человека//Социально-политический журнал. — 1997. — № 6.

5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. — М., 1998.

6. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России)/Под ред. И.Г. Дубова. — М., 1997.

7. Социальная политика Администрации Московской области на пороге XXI века/Под ред. С.В. Устименко. — М., 1999.

8. Стритен П. Споры вокруг индекса развития человека//Международный журнал социальных наук. — 1995. —№10.

. 9. Шеденков С.А. От социальной защиты к социально-защищенному человеку//Российский журнал социальной работы. — 1996. — № 1.









Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 781;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.