Причина и следствие

 

Причина — то, что порождает другое,— следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временным — причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным — причина порождает следствие.

Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Совокупность реагирующих субстратов — причина возникновения новых химических веществ. Наследственная изменчивость и естественный отбор — основные причины биологической эволюции. Изменения в содержании и характере труда — причина изменений в производственных отношениях и идеологии общества. Частный и общественный характер труда — причина частной и общественной собственности. Индетерминизм отрицает существование объективных причин природных и социальных явлений. Нередко индетерминизм скрывает под собой не полное отрицание причинности, а отрицание объективной, материальной причинности, в качестве конечных причин принимаются сверхъестественные факторы — бог, дух и т. д. Материалистический детерминизм противостоит поэтому как индетерминизму, так и идеалистической трактовке причинности. При этом диалектический материализм обнаруживает и ценное рациональное содержание в объективно-идеалистических концепциях причинности. Большой вклад в разработку категории причинности внес Гегель, который, однако, усматривал причинную связь в логической идее.

Индетерминизм всегда стремился использовать трудности, связанные с нерешенными проблемами человеческого познания. Так, в биологии проявлением индетерминизма служит витализм (от лат. vitalis — жизненный), который утверждает, что жизненность представляет собой выражение духовного фактора — энтелехии. Согласно В. Дришу, живое включает совокупность физико-химических веществ и энтелехию: Н=S+e.

В XX в. индетерминизм пытается использовать трудности, связанные с тремя группами проблем — природой микрообъектов, сущностью жизни, сущностью человека.

Одним из важнейших результатов современной физики является обнаружение специфической формы причинности, связанной с вероятностными процессами. Эту форму причинности нередко определяют как вероятностную, в отличие от динамической, или однозначной, причинности. Поскольку в микромире ранее принятое в физике представление о причинности оказалось неприменимым, ряд физиков и философов, допуская известную софистическую ошибку, объявили устаревшим понятие причинности вообще. Материалистически мыслящие физики и философы показали, что речь здесь должна идти не об отсутствии причинности, не о «свободе воли» у электрона, а о ее различных формах.

Наибольшую питательную почву для современного индетерминизма создают трудности, связанные с объяснением человеческой природы, человеческого поведения, социальным прогрессом. С точки зрения экзистенциализма человеческое поведение имеет иррациональный, ничем не детерминированный характер.

Причина входит в состав условий. Условия — это все то, что делает возможным и необходимым появление определенного следствия. При этом причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. Обусловливание — менее «сильное» действие, чем определение или причинение. Развитие общества определяется человеческими способностями и потребностями, процессом труда. Окружающая общество природа не определяет, а обусловливает общественное развитие, выступает в качестве его необходимого фактора.

В совокупности условий можно выделить пусковое условие. Чтобы пустить в ход химическую реакцию, необходимо, скажем, замкнуть электрическую сеть. Само по себе нажатие на кнопку не является причиной полученного химического продукта, однако без поступления электрической энергии продукт не был бы произведен. В обществе, где ничто не делается без сознательно поставленной цели, пусковое явление может выступать в виде повода, используемого для того или иного действия. Нападение переодетых немецких солдат на радиостанцию в Гляйвице в 1939 г. было использовано в качестве предлога для начала захвата Польши. Повод в таких случаях выдается за причину. Одной из распространенных ошибок или приемов является заключение по способу post hoc ergo propter hoc (после этого, следовательно, вследствие этого).

Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием — целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, групп, классов, общества в целом. Объективные причины — это факторы, не зависящие от сознания как отдельных людей, так и общества в целом. В конечном счете субъективные причины отражают объективные условия, причины, законы природы и общества.

В сложном переплетении природных и общественных явлений причина и следствие могут меняться местами: то, что было причиной в одном отношении, оказывается следствием в другом. Изменения в содержании и характере труда выступают в качестве причин изменения форм собственности, последние оказывают обратное влияние на развитие труда, т. е. в существенной мере опричинивают его.

Различение причин, условий, повода, объективной и субъективной причин, а также законов, закономерностей и т. д. позволяет понять действительную сущность вещей, явлений, событий. Как объяснить, например, природу и причины появления культа Сталина в нашей стране? Нередко утверждали, что культ Сталина был вызван объективными причинами — трудностями классовой борьбы, капиталистическим окружением и т. д. С позиций антикоммунизма, отечественного и зарубежного, культ порождался якобы самой природой социализма, вытекал из теории марксизма-ленинизма. Оба объяснения безусловно ошибочны. Культ личности был вызван всецело субъективными причинами, которые уже достаточно хорошо проанализированы в науке. При этом, однако, большую роль сыграли объективные условия развития страны, как внутренние, так и международные: трудности, отсутствие в России большого опыта демократического развития, влияние мелкобуржуазной революционности и т. д.

Главная проблема теории причинности заключается в том, что означает определение, причинение, порождение следствия причиной. Категория причины занимает особое место в системе диалектического материализма, она в концентрированном виде выражает природу развития: возникновение низшего из высшего есть порождение низшего высшим. В механических взаимодействиях следствие качественно совпадает с причиной — в механическом воздействии телу передается некоторое количество энергии и направление действия. В надмеханических областях следствие может 'качественно отличаться от причины и в этом случае понимание внутренней природы порождения следствия встречается с большими трудностями.

Порождение следствия причиной означает, что содержание, качество следствия определено содержанием, качеством причины. Наиболее сложный случай причинно-следственной связи — порождение высшей ступени развития низшей: социального биологическим, биологического химическим и т. д. В процессе развития низшее выступает в качестве причины высшего, которое обладает более сложным содержанием, чем породившая его причина, В этом случае обычное представление о причине, когда полагают, что все содержание следствия должно быть полностью выведено из содержания причины, «не работает». Причинение в процессе развития заключается в том, что причина порождает нечто более сложное, чем она есть сама. Категория причины возвращает нас к парадоксу развития и получает объяснение только с его решением.

Человек живет в причинном мире и сам является причинным существом. Животное приспосабливается к миру, его причинно-следственным связям, ибо оно только использует готовое от природы для своего существования. Человек проникает в суть причинно-следственных связей, овладевает этими связями. Являясь высшей формой материи, универсальным существом, человек овладевает самой причинной природой мира, вторгается в причинные связи, становится высшим причинным фактором во Вселенной, ибо он должен производить все необходимые для своего существования условия и, следовательно, производить свое собственное бытие, свою собственную природу. Причинение как сущностное свойство человека, в отличие от любой природной причинности, заключается, таким образом, в том, что оно направлено не только на природные вещи, природный мир, но и само на себя. В человеке в концентрированном виде выражено свойство бесконечной материальной субстанции «быть причиной самого себя».

Универсальный причинный характер человеческой сущности определяет природу человеческого труда и мысли, способностей и потребностей, свободы и ответственности.

Причинный характер человеческой сущности обусловливает бесконечные возможности социального прогресса, развития человеческой сущности.

 

 

КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩАЯ

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

 

Мы рассмотрели наиболее общие и абстрактные основы диалектической теории развития. Составляя фундамент теории развития, абстрактная теория развития является только первым уровнем диалектической теории развития и оказывается недостаточной для объяснения реального процесса развития. Абстрактная теория развития доказала, что развитие повсюду осуществляется по одним и тем же диалектическим законам, но она не может объяснить, почему развитие приводит к появлению известных нам основных форм материи, включая человека.

Может ли диалектика объяснить самое себя ?

Абстрактная диалектика максимально отвлечена от конкретных, особенных ступеней развития — физической, химической, биологической, социальной, она сформулирована на основе изучения этих ступеней, но отразила лишь наиболее общие и абстрактные стороны всякого развития. Такая диалектика не способна объяснить, почему возникает высшая форма материи — человек, и поэтому не может объяснить и то, почему человек способен создавать научное мировоззрение, включающее диалектику, теорию развития. Мы вновь вернулись к критическому, «проклятому» вопросу философии — о возможности достоверного научного мировоззрения, способного обосновать самого себя.

Если ограничить диалектику предельно абстрактным уровнем объяснения развития, значение диалектической теории для частных наук окажется весьма ограниченным, поскольку такая теория развития мало что дает для объяснения возникновения и природы реальных форм материи, возникновения и природы человека и, следовательно, для объяснения его сущности и смысла существования. Такая теория развития не может служить базой для решения основного вопроса философии, поскольку не объясняет возникновения наделенного сознанием человека и остается поэтому еще весьма слабо связанной с материализмом.

Мы выяснили, однако, что научная философия не ограничивается общими рассуждениями о мире, а глубоко вторгается в особенное, составляющее предмет частных наук (тема 4). В силу «незамкнутости», «неполноты» особенного частные науки не могут дать полного решения своих собственных проблем, не прибегая к существенной и необходимой помощи философской теории. Философия является поэтому наукой не только о всеобщем, но и в существенной мере об особенном. Теория, включившая в себя сжатое объяснение особенного, называется в философии конкретно-всеобщей.

Конкретно-всеобщая теория развития представляет собой вторую, более сложную, ступень или уровень теории материалистической диалектики. Классики марксизма-ленинизма в своих философских трудах изложили и обосновали преимущественно абстрактно-всеобщую теорию развития, которая при этом была представлена ими в предельно сжатом, концентрированном виде. В философской науке за десятилетия ее развития этот уровень, по нашему мнению, к настоящему времени в основном исчерпан. Советская философская мысль чрезмерно долго задержалась на изучении относительно простого уровня развития, что привело ее к серьезному застою и кризису. Далее мы изложим, в краткой форме, основы конкретно-всеобщей теории развития в том виде, в каком они представляются автору пособия1 .

Концепция; которая будет изложена, содержит много гипотетического и не является общепризнанной в философской науке.

 








Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 544;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.