ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В "ПРАВДЕ РУССКОЙ".
("Правда Ярослава" - 30 год XI века, "Правда Ярославичей" - 70 год, "Устав Владимира Всеволодовича" - 1113 год).
Центральное место в "Правде Русской" занимают вопросы экономических имущественных отношений: определение ответственности за различные преступления в этой области: воровство, нарушение пашенных меж и т.д., а так же нормирование разных имущественных отношений: займа, наследования и т.д. Если отдельные статьи "Правды Русской" сгруппировать по их содержанию, то окажется, что почти в половине статей "Краткой Правды" (в 20 из 43), речь идет о ответственности за нарушение права собственности и другие вопросы экономического характера. Из 121 статьи "Пространной Правды", 87 статей посвящены экономическим вопросам:
- "Вира" и "продажа"- в пользу князей, изредка в пользу потерпевшего;
- Охрана земельной собственности, землевладения, ответственность за нарушение межи;
- "Челядин"- собственность господина наравне со скотом и вещами, за кражу его- штраф.
В восьми статьях "Правды Русской" речь идет о займах, процентах, об охране интересов кредитора, о порядке взыскания долгов. (На 5 кун- 3-4 куны сверху, это около 80%). Кредитные отношения- "долг", денежный процент и т.д. Долговые обязательства в натуральной форме- ссуда продуктами с возвращением с прибавкой.
Статья 53: Ссуда в треть куны берется лишь два раза, после лишь возвращение денег, если три раза- теряет право на получение долга с должника.
Распространение закупа - смерд, прибегнувший к ссуде и отрабатывающий свой долг в хозяйстве заимодавца. "Устав о закупах"- ряд статей в "Правде Русской".
Закуп превращается в полного холопа при бегстве или в случае кражи на стороне, штраф за которую платил господин. Можно отлучаться от господина в поисках заработка. Имеет право обращаться в суд с жалобой на господина. Статьи "Устава о закупах" историки связывают с восстанием в 1113 году.
"Устав о холопах". Условия для превращения в раба:
- купля холопа при свидетелях, хотя бы за пол-гривны и отдача денег при самом холопе;
- женитьба на рабе без всякого условия (если с условиями, то на тех правах, на которых было условлено);
- поступление на тиуны (домашнюю челядь) или ключники без условия;
- закуп, ушедший от господина и не доказавший, что ходил искать управы на хозяина.
Нельзя обращать в холопство ни за прокорм, ни за предметы домашнего обихода. Если, не дослужив до срока, работник хочет уйти, не ставить ему это в вину, только пусть возвратит хозяину деньги. Уголовная ответственность за оказание помощи беглому холопу и вознаграждение за поимку беглеца.
В.О.Ключевский считал, что "Правда Русская" есть по существу "уложение о капитале". "Капитал,- писал он,- служит предметом особенно напряженного внимания для законодателя; самый труд, т.е. личность человека рассматривается как орудие капитала, можно сказать, что капитал- это самая привилегированная особа в "Правде Русской"." В "Правде Русской" изложена политика Киевского государства.
"Приметим,- пишет Карамзин,- что древние свободные Россияне не терпели никаких телесных наказаний, виновник платил или жизнью или вольностью, или деньгами - они изъявляют какое-то удивительное , кратки, грубы, но достойны людей твердых и великодушных, которые боялись рабства больше, чем смерти".
ДВОРЯНСКИЕ ПРОЕКТЫ И.ПЕРЕСВЕТОВА (XVI в.)
Скудные сведения о личности Ивана Семеновича Пересветова черпаются из его же сочинений. Свой род он возводил к Иноку Пересвету, павшему в битве на Куликовском поле. И.Пересветов, будучи подданным польского короля, с разрешения последнего находился на "дворянской службе" у угорского (венгерского) короля, у короля чешского, у молдавского господаря Петра.
В конце 30-х годов XVI века "Ивашко Семенов сын Пересветова" прибыл из Литвы в Москву "желая служить московскому государю". Пересветов был принят на службу и получил от царя поместье ("двор"). Поместье оказалося "пусто", средства из других стран были истрачены, от "обид и волокиты" сильных людей, он очутился в большой нужде "и бос, и пеш". Не раз пытался обратиться к царю с просьбой оказать ему помощь. Дальнейшая судьба неизвестна.
Написал ряд небольших произведений предназначенных для Ивана IV: "Сказание о царе Константине", "Сказание о книгах", "Сказание о Магмете-султане", "Предсказания философов и докторов", две челобитные (1546-1549 гг.).
Сочинения имеют оригинальную форму: критика существующих порядков и предложения необходимых реформ ведутся не от имени автора, а в форме "речей и писаний" мудрых людей и правителей. Критикует Византию и политику Константина, при которой Константинополь был завоеван турками. Необходимые, разумные, с точки зрения Пересветова мероприятия рекомендуются им в форме положительной оценки политики турецкого султана Мухаммеда II, завоевателя Константинополя и "мудрых речей" этого султана, воеводы Петра (молдавского господаря), философов и докторов.
Идеолог дворянства. Основная идея - ослабление бояр, усиление царской власти, опора на дворян, "воинников".
1. Господство "вельмож". "Вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, царство оскужают, и тем самым они слуги ему называются, что цветно, и конно, и людно выезжают на службу его (царя), а крепко за веру христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем богу лгут и государю". Правление вельмож, их произвол, обогащение- главная причина гибели Византии.
2. Царь не должен давать воли вельможам, быть надо грозным, ибо без грозы нельзя держать царства. Вельможи, которые приблизились к царю не мудростью своей, не воинской заслугой "подобит огнем жещи и иные лютые смерти им давати, чтобы зла не множилось".
3. Необходимость иметь большое и сильное войско, опираться на "воинников", служивых дворян. "Воинниками царь силен и славен".
"Воина держати, как сокола чередити (лелеять) и всегды ему сердце веселити, а ни в чем ему кручины не допускати". Царь должен приближать к себе и возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам, по их заслугам, хотя бы эти люди были незнатного происхождения.
(Исторический процесс централизации государства --> усиление самодержавия --> усиление государства, его вмешательство в экономическую жизнь страны. Ослабление крупных дворян- феодалов, как причины феодальной войны. Создание нового класса для опоры- "воинников"- дворян.)
4. Устранение управления через наместников. Замена неправдивого, продажного суда наместников- честными царскими судьями с казенным жалованием. Пример Магмет-салтана, который "велел со всего царства все доходы себе в казну имати, а никому ни в котором граде наместничества не дал вельможам своим, для того, чтобы не прельщалися неправдою судити, и оброчил вельмож своих из казны своей, кто чего достоин и дал суд во все царство, и велел присуд имати себе в казну, для того, чтобы судьи не прельщалися и неправды бы не судили".
Предложения Пересветова отвечали потребностям русского феодального централизованного государства. Всего лишь через несколько лет, "кормления" в России были отменены.
5. О купечестве, торговле - узко дворянские интересы. Оградить "воинников" от алчности купцов, установить государственную регламентацию цен на товары. В Царьграде - " оскуднели и обнищели, а мытари богатели", "суд был неправеден, а торговля - нечиста".
У Магмет-салтана: "великую правду в царство свое ввел, и купцем куплею уставил". "Цена была бы всему уставлена", "по цареву указу".
6. Против рабства-холопства.
О рабстве: "бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел быть владыкою, а не рабом", "кто записывает людей в работу вовеки, прельщают, дъяволу угождают".
О холопстве: Царь должен иметь сильное войско. Холопы служат вельможам. Холоп не может быть храбрым воином. "В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо человек срама не боится, а чести не добывает, хотя силен или не силен, и речет так: однако если холоп, иного имени мне не прибудет".
Пересветов советует сжечь кабальные книги. Царским судебником 1550 года, было запрещено превращать дворян в холопов.
7. Внешняя политика. Предложение (совет) покорить Казанское царство. "Землица весьма угодная", подобная "подрайской земле угодьем великим". Эта часть программы Ивана Семеновича Пересветова вскоре получила свое осуществление: после завоевания казанского царства земли его были разданы русским помещикам.
Это теоретическое обоснование той политики, что вскоре начал осуществлять Иван Грозный.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 1822;