Трансакционные издержки: сущность, классификация. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации.
Проблема трансакционных издержек является одним из важнейших направлений исследования деятельности фирм в рыночной экономике. Объясняется это ключевой ролью спецификации прав собственности различных фирм как конституирующего фактора их поведения.
Чтобы выяснить значимость трансакционных издержек для практики развития фирм в условиях рынка следует обратиться к определению понятия и раскрытию сущности трансакции, трансакционного сектора и трансакционных издержек как экономических категорий, к выяснению их концептуальной основы.
Становление теории трансакционных издержек как целостной научной концепции связано в первую очередь с работами таких исследователей, как А. Алчан, Г. Демсец, О. Уильямсон, С. Чен, Й. Барцель, М. Дженсен и др.
Понятие трансакции было введено в научный оборот Дж. Коммонсом. Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом. Социальные институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т.е. за рамки физического контроля. Следовательно, они оказываются трансакциями в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Для оценки измерения трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Дж. Уоллис и Д. Норт предложили использовать понятие трансакционного сектора. Они включили в этот сектор оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность (государственный трансакционный сектор).
Понятие трансакционных издержек фирмы впервые ввел в 1937 г. в научный оборот Р. Коуз. Он понимал под ними издержки использования механизма цен или рынка (Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993. – С. 103, 158). В свое время К. Эрроу пришел к выводу, что под трансакционными издержками обычно понимают так называемые издержки эксплуатации экономической системы, издержки по поддержанию экономических систем на ходу.
В рамках институциональной теории можно выделить три варианта объяснения того, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки:
– теория трансакционных издержек выдвигает на передний план отсутствие рынка информации и искаженность ценовых сигналов в силу высокой степени монополизации рынка и структурных диспропорций;
– теория общественного выбора делает акцент на незавершенности формирования рынка и связанной с ней трудности найти замену контрагенту но сделке, на размерах национального рынка и большом числе его участников;
– теория соглашений объясняет высокий уровень трансакционных издержек нестабильностью соотношений различных соглашений и преобладанием фрагментации и экспансии как вариантов их соотношения.
Такое отсутствие единства показательно, особенно с учетом того, что неоклассическая экономическая теория предполагает существование лишь одного вида издержек – производственных. Поэтому допущение существования трансакционных издержек неизбежно связано с изменением постулатов неоклассики.
Подход теории трансакционных издержек связан с изменением неоклассического постулата, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом здесь является допущение существования издержек по идентификации продавцов и цен – информационных издержек. Число продавцов и покупателей па рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. При этом расходы на поиск дополнительной информации о сделке должны уравновешиваться ожидаемым предельным доходом от обладания информацией.
Следующий шаг в анализе трансакционных издержек предполагает, что все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных. Трансакциониые издержки так или иначе связаны с издержками получения информации об обмене.
В итоге подобного объяснения природы трансакционных издержек ставится акцент в экономическом анализе на рынок информации и на цену информации.
Подход теории общественного выбора связывает трансакционные издержки с согласованием позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соответствующего соглашения ввиду стремления индивидов переложить издержки получения желаемого результата на окружающих. Предпосылкой любого обмена правомочиями является возможность увеличения эффективности использования ресурсов. Обе стороны процесса обмена правомочиями осознают потенциальные выгоды, которые они могут получить в результате этого обмена. Однако согласия о способе распределения полезного эффекта от обмена правомочиями нет.
Достижение соглашения является общественным благом по отношению к участникам обмена правомочиями, и, следовательно, процесс переговоров связан с попытками каждой из сторон переложить издержки достижения соглашения на другую. Эти издержки принимают форму отказа от претензий на увеличение доли в полезном эффекте от обмена правомочиями.
Наибольшую остроту проблема согласования, приобретает при увеличении числа участников обмена. Даже при равенстве информационных издержек нулю по мере роста числа индивидов, вовлеченных в обмен правомочиями издержки увеличиваются. Причем речь идет именно об обратной зависимости между числом участников обмена и вероятностью совершения ими коллективных действий. Таким образом, обмен правомочиями всегда связал с издержками согласования, которые тем выше, чем больше число участников обмена правомочиями.
Однако, даже сводя трансакционные издержки к издержкам согласования, вряд ли можно говорить о линейной зависимости между величиной трансакционных издержек и числом участников сделки. Трансакционные издержки велики как при большом, так и небольшом числе участников обмена.
Представители подхода теории соглашений согласны с тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют. Они возникают из-за того, что неоклассический рынок соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным аспектами общественного мнения, творческой деятельности и экологическим. С этой точки зрения трансакционные издержки, являются не чем иным, как издержками согласования требований прямо противоположных норм. Они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений.
Согласно наиболее общему определению, трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах. Термин «трение» прямо используется для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. Поэтому отнесем к категории трансакцонных любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Тогда определение трансакционных издержек будет следующим.
Трансакционные издержки – все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий собственности. Это издержки обмена. В отличие от производственных издержек трансакционные издержки не связаны с процессом создания стоимости.
Право собственности на ресурс обычно распределено между несколькими собственниками, обладателями отдельных правомочий. Какими принципами регулируется это распределение и всегда ли оно создает предпосылки для эффективного использования собственности?
Учитывая, что подавляющее большинство предприятий (75% их числа) в России было акционировано по второму варианту (трудовой коллектив получал 51% обыкновенных акций), типичным результатом реформы стало следующее распределение прав собственности.
Насколько оптимальны данная структура собственности, насколько собственник заинтересован в наиболее эффективном использовании прав собственности?
Теорема Коуза – Стинглера гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическим субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительными. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.
Полная версия теоремы Коуза – Стинглера звучит следующим образом: если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода.
Таким образом, первоначальное распределение прав собственности не влияет на структуру производства, так как, в конечном счете, каждое из правомочий окажется в руках собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия. Не принимая пока во внимание трансакционные издержки, сделаем вывод о важности собственно спецификации прав собственности на ресурс, а не конкретного владельца права собственности. С этой точки зрения не принципиально, кто получил право владения на первом этапе реформы собственности – трудовой коллектив, администрация предприятия, Госкомимущество или банковская структура. В итоге это право получит действительно самый заинтересованный в нем и эффективный собственник.
Рекомбинированная собственность предполагает быстроту и оперативность перераспределения правомочий между администрацией, внешним собственником, смежниками и трудовым коллективом. Но что-то мешает оперативному перераспределению законодательно специфицированных правомочий, когда их пучок изменяет конфигурацию с каждым изменением ситуации на рынке и, следовательно, появлением новых эффективных собственников.
Основную часть трансакционных издержек в России несут сами экономические агенты. Именно высокая величина трансакционных издержек в расчете на одну трансакцию объясняет, почему теорема Коуза при анализе процесса преобразования государственной собственности в акционерную «не работает».
Неоднократно предпринимались попытки классифицировать трансакционные издержки.
Трансакционные издержки можно подразделить на явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные); измеримые и неизмеримые; отраженные и неотраженные в статистике и бухгалтерском учете; абсолютные и средние; ex ante и ex post (затраты, связанные с составлением проекта контракта, проведением переговоров, обеспечением гарантий реализации соглашения; издержки переговоров, обусловленные расходами на тяжбы, организационные и эксплуатационные расходы); предконтрактные, контрактные, постконтрактные.
Наиболее интересна классификация трансакционных издержек осуществленная в соответствии с этапами заключения сделки, возникающих до и после заключения сделки (ex ante и ex post). Если в качестве этапов заключения сделки выделить поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификация трансакционных издержек будет выглядеть следующим образом.
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации
Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от выполнения этих условий
Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки
Издержки спецификации и защиты прав собственности включают: расходы на содержание судов, арбитража; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты
Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка
Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, организованной преступности и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки
Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или нелегальное (неформальное) оформление сделки
Издержки на принуждение другой стороны к выполнению условий контракта. Предполагается, что существует система, которая заставляет партнеров соблюдать условия контракта. Такой системой, прежде всего, является государство
Такая классификация трансакционпых издержек позволяет подойти к вопросу об их количественной оценке как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Например, при заключении сделки по найму квартиры, предполагающей передачу собственником права пользования квартирой арендатору, трансакционные издержки арендатора принимают следующие формы:
– издержки на поиск информации о сдающихся квартирах, о ценах на рынке жилья: покупка специализированных изданий и звонки по объявлениям или обращение в риэлторскую фирму, которая за комиссионные самостоятельно подбирает несколько вариантов; это – издержки в денежной форме и затраты времени;
– издержки ведения переговоров с собственниками отобранных квартир (по результатам первого этапа заключения сделки) об особых условиях аренды; это – затраты времени, которые могут быть переложены на посредника и принять в этом случае денежную форму;
– издержки оценки качества жилья в ходе посещения отобранных квартир; это – затраты времени и транспортные расходы (также могут быть переложены на посредника);
– издержки юридического оформления контракта о найме, его нотариального заверения; это – издержки в денежной форме;
– издержки предотвращения оппортунизма собственника, выражающегося в стремлении изменить условия аренды, например, увеличить арендную плату; это – затраты времени и психологические издержки;
– издержки защиты переданного на срок действия контракта права пользования квартирой в случае, если собственник предъявляет арендатору претензии по содержанию квартиры и/или хочет досрочно расторгнуть договор; это – затраты времени и издержки в денежной форме, связанные с обращением в суд.
Таким образом, количественную оценку возникающих при аренде жилья трансакционных издержек можно получить либо с помощью анализа доходов посреднических фирм, либо с помощью суммирования прямых денежных затрат и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату. Например, в Москве трансакционные издержки по заключению сделки найма квартиры примерно равнялись месячной арендной плате, то есть составляли около 200 – 500 долл.
В современной экономике величина трансакционных издержек велика, а с учетом усиления экономической роли государства они имеют явную тенденцию к росту.
В то же время имеется стимул снизить этот вид издержек, поскольку при их снижении возникает значительное конкурентное преимущество. Можно сказать, что в тех странах, где трансакционные издержки очень большие, вести бизнес трудно, и здесь необходимо искать пути для снижения трансакционных издержек. В современных конкурентоспособных экономиках невысокие трансакционные издержки и новейшие средства коммуникации являются основными средствами обеспечения конкурентоспособности продукции.
Д. Норт выделяет три вехи в историческом сокращении трансакционных издержек:
– институты, которые сделали возможным неперсонифицированный обмен;
– принятие государством на себя механизмов защиты и принуждения соблюдения прав собственности;
– реализация выгод от современной революции в науке.
Государство использует всю свою мощь и полномочия для сбора, обработки и предоставления на практике ценнейшей экономической информации, обеспечивая при этом доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие – уровень трансакционных издержек. Одновременно, благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно, способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия.
Минимизация трансакционных издержек представляет реальный резерв повышения конкурентоспособности продукции национальной экономики.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 3661;