Преступления, посягающие на специальные обязанности военной службы
Выделим прежде всего ст. 340-344 УК РФ, устанавливающие ответственность за срыв в мирное время исполнения обязанностей военной службы, которые являются боевой задачей. Это - нарушение правил несения боевого дежурства, правил несения пограничной службы, правил караульной службы. Содержание этих статей построено по одной и той же схеме: ч. 1 - основной состав; ч. 2 - то же деяние, повлекшее тяжкие последствия; ч. 3 - деяние с той же объективной стороной, но совершенное по неосторожности.
Статья 340 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства (на флоте - боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на страну либо по обеспечению ее безопасности. Условием ответственности является причинение вреда безопасности России или реальная угроза этой безопасности. Нарушение может выразиться в употреблении спиртных напитков, наркотических и других одурманивающих веществ во время дежурства, допуске посторонних лиц, отвлечении от наблюдения за показаниями приборов обнаружения или игнорировании этих показателей, несвоевременном сообщении начальнику о показаниях приборов относительно приближения к сухопутной, водной, морской границе объектов, представляющих угрозу, промедление в принятии адекватных мер и т.д. Причинением вреда является проникновение этих объектов на территорию (в водное или воздушное пространство) страны, непринятие должных мер к пресечению нарушения. Реальная угроза причинения вреда безопасности страны - это создание описанными выше нарушениями правил несения боевого дежурства условий для проникновения объектов, представляющих угрозу.
Часть 2 ст. 340 УК РФ описывает квалифицирующие обстоятельства - наступление тяжких последствий нарушения правил несения боевого дежурства. Представляется, что речь идет не о самом факте проникновения, а о значительном ущербе интересам безопасности страны, нанесенном проникшими объектами (пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами, ракетами, подводными лодками и т.д.). Этот ущерб может выразиться в военном нападении, в высадке шпионов и диверсантов, в уничтожении или повреждении объектов особой важности, в возникновении паники среди населения, массовых беспорядках и т.д.
Части 1 и 2 ст. 340 УК РФ предполагают совершение преступления с субъективной стороной в виде двойной формой вины (ст. 27 УК РФ). Прямой умысел, охватывающий и последствия, должен влечь ответственность за государственную измену (ст. 275 УК РФ). Субъект преступления, предусмотренного ст. 340 УК РФ, - специальный. Речь идет о военнослужащем, на которого законным приказом возложено боевое дежурство. Вместе с тем представляется, что нарушение компетентным начальником порядка оформления боевого дежурства не исключает ответственности военнослужащего, принявшего на себя соответствующую обязанность (оператора, связиста и т.д.), если он входит в состав подразделения, предназначенного для боевого дежурства. Но условием ответственности всегда является доказанность ознакомления участника боевого дежурства с правилами его несения. Поскольку эти правила упоминаются в ст. 340 УК РФ в бланкетной форме, квалификация деяния по этой статье предполагает конкретное указание, какие именно правила и в чем нарушены. Сказанное относится и к ст. 341-344 УК РФ.
Часть 3 ст. 340 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения. Таким образом, имеется в виду неосторожное преступление. В этих случаях последствия, о которых говорится в предыдущих частях рассматриваемой статьи, должны быть реальными; угроза их наступления состава преступления не образует, а влечет дисциплинарную ответственность военнослужащих.
Статья 341 "Нарушение правил несения пограничной службы" УК РФ не требует столь подробного рассмотрения, как предыдущая статья, поскольку построена по той же модели. Различие состоит лишь в том, что: а) бланкетная формулировка "нарушение правил несения пограничной службы" имеет ввиду Закон "О государственной границе Российской Федерации" и основанные на нем другие нормативные акты; б) специальным субъектом являются лица, входящие в состав пограничного наряда, направленного на охрану государственной границы, а также военнослужащие, обеспечивающие выполнение им порученных задач (связисты, техники, водители и т.д.); военнослужащие, оказывающие помощь в охране границы (представители населения, общественных формирований) субъектами ответственности по ст. 341 УК РФ не являются, хотя могут нести ответственность за соучастие в этом деянии, в том числе за совершение в его процессе общеуголовных преступлений при фактическом соисполнительстве; в) тяжкими последствиями в данном случае являются незаконное пересечение границы бандой, сотрудниками иностранных спецслужб, контрабанда при квалифицирующих обстоятельствах, бегство за границу опасных преступников и т.д.; иное причинение вреда безопасности государства, наличие или угроза которого - обязательный элемент основного состава - это незаконный пропуск через границу людей, транспорта, грузов, почты и т.д. при отсутствии квалифицирующих обстоятельств, указанных выше; г) санкции, предусмотренные ст. 341 УК РФ, несколько ниже, нежели предусмотренные за нарушение правил боевого дежурства, но предусматривают лишение свободы на срок до пяти лет (при тяжких последствиях) в то время как в аналогичном случае ст. 340 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет.
В тех случаях, когда тяжкие последствия образуют состав другого преступления, ответственность за которое установлена более строгая, необходима квалификация по совокупности, если форма вины это допускает.
По той же модели построена ст. 342 "Нарушение уставных правил караульной службы" УК РФ. Правила несения караульной службы регламентируются Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Корабельным уставом. Караульная (вахтенная) служба обеспечивает охрану хранилищ военного имущества, других важных объектов, боевых знамен, предотвращение побегов следственных заключенных и осужденных, находящихся под стражей или в дисциплинарной воинской части. По уставному определению несение караульной службы является боевой задачей. В рассматриваемой статье обязательным элементом является реальное причинение вреда охраняемым объектам; угроза его причинения влечет дисциплинарную ответственность.
Квалифицирующим обстоятельством (а для неосторожного нарушения правил караульной службы - обязательным элементом) являются тяжкие последствия. Имеются в виду повреждение или уничтожение охраняемого объекта, побег, материальный ущерб в крупном или особо крупном размере.
Статья 343 "Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности" УК РФ в отличие от ранее рассмотренных норм не предусматривает уголовной ответственности за нарушения, совершенные по неосторожности. Они влекут дисциплинарную ответственность. Не вполне удачным представляется определение последствий (угроза их наступления состава не образует). Они сведены к причинению вреда правам и законным интересам граждан; между тем, объектом может быть также безопасность общества или государства. Дело в том, что войсковые наряды (внутренних войск, а при определенных ситуациях - Вооруженных Сил, МЧС и др.) могут быть направлены для патрулирования территории массовых беспорядков, для противодействия или задержания правонарушителей, о которых уже известно. Но и при отсутствии экстремальной ситуации цель - охрана общественного порядка и безопасности. Поэтому может быть причинен вред не только отдельным лицам, но и интересам общества и государства, как и при совершении деяний, предусмотренных ст. 340-342 УК РФ. Нарушение может осуществляться не только в форме активных действий, но и в форме бездействия. В первом случае - это блокирование территории или здания, досмотр, применение силы, спецсредств и оружия без законных оснований; во втором случае - наоборот, отказ от принятия мер, обеспечивающих порядок и безопасность, несмотря на наличие оснований для этого. Надо иметь в виду, в частности, что нормы о необходимой обороне, крайней необходимости, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, не только предоставляют право на совершение предусмотренных ими действий военнослужащим, участвующим в охране общественного порядка и безопасности, но и обязывают их совершать соответствующие действия при наличии оснований (как, впрочем, и военнослужащих, упомянутых в ст. 341, 342 УК РФ). Поэтому, например, сдача блокпоста и оружия под влиянием угроз представителей незаконных вооруженных формирований является деянием, подпадающим под признаки ст. 343 УК РФ.
Объект рассматриваемого преступления - безопасность граждан, общества или государства.
Оказание, содействие органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(73) является задачей внутренних войск Российской Федерации. В составе внутренних войск входят соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части, на которые возлагается участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
По части 1 ст. 343 УК РФ квалифицируется нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению безопасности, которые выражаются в унижении достоинства граждан, в противозаконном ограничении прав и свобод граждан и т.п.
Часть 2 ст. 343 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав, связанный с тяжкими последствиями. Речь идет о причинении опасного для жизни и здоровья вреда гражданам в результате необоснованного и противозаконного применения физической силы, специальных средств и оружия. Если санкция за деяние, образующее тяжкие последствия, предусмотрены в УК РФ более строгие, чем в ст. 343 УК РФ, то квалификация применяется по совокупности, с учетом формы вины.
С субъективной стороны преступление умышленное. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям возможна в форме как умысла, так и неосторожности.
Субъекты этого преступления - только военнослужащие внутренних войск. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации не являются субъектами этого преступления.
К числу статей УК РФ, устанавливающих ответственность за нарушение уставных правил, относится и ст. 344 УК РФ, направленная на обеспечение надлежащего порядка несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Данная статья состоит из двух составов преступления: нарушения уставных правил и правил патрулирования в гарнизоне.
Внутренняя служба и патрулирование в гарнизоне обеспечивают внутренний порядок в воинской части, нормальное течение повседневной жизни в ней. Внутренний (патрульный) наряд, выделяемый в этих целях, выполняет функции, предусмотренные уставами внутренней службы, гарнизонной и караульной службы. Он поддерживает порядок, охраняет воинское имущество, в том числе оружие и боеприпасы, находящиеся в подразделениях. Патрулирование в гарнизоне осуществляется в целях контроля за надлежащим поведением военнослужащих в общественных местах населенного пункта, в котором расположена воинская часть. Нарушение уставных правил несения воинской службы и патрулирования в гарнизоне образуют состав преступления лишь при наличии тяжких последствий. Ими являются наступившие в результате незаконных действий или бездействия военнослужащих суточного или патрульного наряда гибель, тяжкий или средней тяжести вред здоровью, утрата оружия, боеприпасов, причинение имущественного ущерба в крупном размере и т.д.
Субъект рассматриваемого деяния специальный: военнослужащий, назначенный в суточный наряд или соответственно в патрульный наряд по приказу.
Субъективная сторона включает вину в форме умысла либо неосторожности.
По непосредственному объекту и содержанию объективной стороны (нарушение норм Корабельного устава ВМФ РФ, предписывающего до конца бороться за живучесть погибающего корабля) к ст. 340-344 УК РФ примыкает и ст. 345 УК РФ об ответственности за оставление погибающего военного корабля. В этой статье речь идет как о командире, не исполнившем до конца свои служебные обязанности, так и о любом лице, входящем в состав экипажа и не получившем распоряжение об оставлении корабля. Другие лица, находящиеся на борту, в том числе военнослужащие, например, из состава перевозимой воинской части, могут отвечать лишь за соучастие, например за подстрекательство. Поскольку ответственность предусмотрена независимо от последствий в виде гибели корабля, вывода его из строя и т.д., для ее наступления необходим и достаточен прямой умысел на совершение действий по оставлению корабля.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 458;