Новаторство акмеологии.
Предпосылки возникновения акмеологии.
Общее определение акмеологии как науки.
Акмеология (от греч. Acme – вершина, цветущая пора) – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Акмеология изучает развитие именно зрелой личности. В психологии понятие зрелость и взрослость нередко отождествляются, поэтому взрослый человек в продолжительном между юностью и старостью возрастном периоде часто называется зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Новаторство акмеологии.
С акмеологической точки зрения зрелость личности – более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по настоящему зрелой личностью. Именно по этому в акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости – АКМЕ – это многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А. А. Бодалева, «…она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обуславливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека» (Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М. : Флинта-Наука, 1998.).
Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных людей существенно отличается. Это естественно, люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев):
1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида;
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 990;