ТОНАЛЬНОСТЬ ПУБЛИКАЦИИ
Стилистическая тональность[82] текста помогает автору выразить:
- отношение к действительности,
- ценностные установки, идеалы, убеждения,
- психологический настрой,
- самооценку, оценку предмета речи и адресата на эмоциональном (не рациональном) основании.
Тональность оказывает мощное воздействие на психоэмоциональную сферу адресата. Эмоционально-экспрессивное воздействие передается
• языковыми средствами (морфологией, лексикой (в том числе тропеической), словообразованием, фоникой),
• текстовыми моделями (риторическими и композиционными приемами: фигурами речи, архитектоникой).
Если тематическая и логическая цепочки текста линейны, то тональность (как и модальность) расположена по тексту полями разной эмоционально-волевой насыщенности. Это означает, что в разных долях текста автор сосредоточивает языковые, композиционные средства, эмоционально усиливающие значимость факта, оценки, волеизъявления.
Тип текстовой тональностизависит от типа издания, редакционной политики средства массовой коммуникации. В современной публицистике можно встретить три основных типа стилистической тональности, соответствующих «настрою» (профилю) изданий:
1) оппозиционная (негативная тональность, нередко выливающаяся в речевую агрессию),
2) одобрительная (позитивная тональность, основная речевая тактика – комплимент),
3) подчеркнуто объективная (нейтральная стилистическая тональность).
Частыми сегодня являются тексты «оппозиционные», с установкой на полемику и даже открытый конфликт. Это не обязательно тексты оппозиционных правительству изданий («Завтра», «Новые Известия» и др.), хотя в первую очередь именно они. К оппозиционным текстам можно отнести любые тексты, в которых авторская точка зрения утверждается с помощью резкой критики, а стилистическое поле окрашено негативными красками:
У нас в Академии наук все руководящие посты занимают, не считая одного человека, только представители так называемой титульной нации. Среди директоров институтов АН Республики Саха (Якутия) был всего лишь единственный представитель не титульной нации – Г. В. Денисов.
Сегодня мы выберем вместо него нового директора М. М. Черосова и, если он будет избран, то все директора институтов АН РС(Я) станут представителями одной титульной нации <…> Если мы сегодня изберем Михаила Михайловича, то мы получим в многонациональной республике мононациональную Академию наук. Тогда ее надо называть не Академией наук Республики Саха (Якутия), а Академией наук народа саха. Понимаете, в чем дело? Это факт, а факты – упрямая вещь // Земля – Новый Порядок. – 2001. – № 1. – С. 7.
Для «оппозиционных» текстов характерна агрессивная тональность, когда публицист, вместо того чтобы подробно и объективно разобрать аргументы другой стороны, стремится перехватить инициативу и любыми способами дискредитировать своего «противника». Основная речевая тактика в текстах данного типа – навешивание ярлыков. Отсутствие логических аргументов вуалируется психоэмоциональными образами, рисующими негативную картину современной действительности. Позиция автора в подобных текстах тоталитарна, т. е. происходит не диалог с оппонентом, а подавление чужого мнения[83]:
…Как обычно, на скамейке, стоящей в этой аллее были разложены журнал «Русский Хозяин», другие журналы и газеты и книги русской национальной тематики. В 11 час 30 мин к нам подошел сионо-фашист Жулин Сергей Викторович, 26 лет отроду. Этот сионо-фашист был пьяный, очевидно принял для храбрости, и по сионо-фашистски очень наглый. Кстати, это сионо-фашист сынок сионо-фашистски, работающей в городской управе. Подойдя к нам, сионо-фашист стал возмущаться. Почему русские устроили на его (то есть по его мнению, сионо-фашистской!?) земле пропаганду каких-то русских идей и проблем? Упорно утверждал, что нас, русских свиней, надо вешать и стрелять и так далее, и тому подобное. Очевидно этот сионо-фашист выражал возмущение всей своры сионо-фашистских жуликов своры, управляющей старинным русским городом Арзамасом… // Земля – Новый Порядок. – 2001. – № 1. – С. 6.
В текстах проправительственных изданий, коммуникативной задачей которых является утверждение в массовом сознании принятых правящей элитой идеологем, стилистическая тональность получает, наоборот, одобрительную окраску, общественные и личностные идеологемы окружаются «сладким» контекстом: одобрением и увещеванием (уговором, советом). В текстах данного типа адресант использует уловки, в частности, замену логических аргументов позитивно окрашенными эмоциональными определениями, что способствует продвижению заданной идеи и усвоению ее через эмоции, а не разум:
Один из важнейших проектов, которым намерена в ближайшее время заниматься администрация Иркутской области в сотрудничестве в федеральными органами власти и органами местного самоуправления, – формирование на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова (трех городов-соседей) мегаполиса-миллионника.
Фактически этот проект уже итак существует, но слияние трех городов в единый комплекс, как считает губернатор, позволит решать многие проблемы более эффективно, а также придаст Иркутску и Иркутской области больший вес в глазах федеральных властей, побудит их уделять больше внимания интересам Прибайкалья // Русская беседа. – 2006. – № 4–5, апрель-май. – С. 2.
Однако отсутствие аргументации и использование уловок, уговоров (=рекламных ходов) ущемляет права читателя на правдивую, объективную информацию. Поэтому усиленное речевое одобрение так же тоталитарно, как и речевая агрессия.
Тональность подчеркнутой объективности: автор стремится показать свою правдивость и неангажированность. Тексты не содержат явных сигналов оценочности, но при внимательном прочтении воздействие происходит на глубинном уровне текста (количество позитивных и негативных фактов и деталей, композиционное усиление заданных смыслов с помощью вариативных повторов и т. п.).
Здесь воздействующая сила на сознание адресата неявна, но не менее эффективна, так как не вызывает отторжения и возражения:
«Что-то» – так я условно определил понятие реформ в России. Потом взял чистый лист бумаги, разделил его пополам. Одну половину надписал: «Реформы идут». Другую: «Реформы не идут». И вот какая картина нарисовалась сама собой // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 1 марта. – С. 7.
Текстовую тональность можно представить в трех видах:
- мажорная (отражающая положительные оценки и эмоции, обладающая активной энергетикой, дающая оптимистический настрой),
- минорная (отражающая сниженные и отрицательные оценки, обладающая слабой энергетикой и дающая общий пессимистический настрой),
- нейтральная (нулевая, сопутствующая объективному изложению информации, с минимумом психологических всплесков).
Кроме основных видов существуют переходные позиции – покой (ровное состояние, длительность какой-либо основной тональности), напряженность (устойчивое состояние определенной тональности, в котором накапливаются сигналы иной тональности, их увеличение приводит к переходу в другую тональность) [84]. На тип тональности оказывает влияние жанр произведения, его стиль.
Считается, что для современной публицистики характерен тон непринужденной дружеской беседы. На этот тон могут наслаиваться субъективные эмоции: ирония, неприязнь, запанибратство, подчеркнутое уважение[85]. Так, в местной прессе на дружескую тональность, в зависимости от типа проблематики, в различных композиционных фрагментах текста наслаиваются негодование, одобрение, возмущение, гордость:
Оглядываясь назад, понимаешь, что, остановив строительство Байкало-Амурской магистрали, назвав эту стройку «дорогой в никуда», никто из министерских чиновников даже не подумал, что за всеми бумажными отчетами остались люди. Для них они исчезли, испарились, так же, как канувшая в архивы документация…
Но все же наперекор всему эти поселки живут, едва дышат порой, но ищут, и, что самое главное, – находят возможности и перспективы для дальнейшего существования.
И это, поверьте, главное… // Ленские вести. – 2011. – 4 февр. – С. 5.
Чтобы не ощущать себя пылинкой во времени, нужно четко знать свое место в связке поколений. На каждый дом не повесить мемориальную доску, именем каждого человека не назвать улицу, на которой он жил, – это правда. Но правда и то, что превращать кладбища в свалки, глумясь над могилами «иноверцев», – великий грех <…>
Люди, чьи письма я читаю ежедневно, – самые обыкновенные, писательским даром не отмеченные. Просто есть среди них духовно одаренные, чьи сердца восстают против смерти, чья память ее побеждает // Вост.-Сиб. правда. – 2003. – 1 марта. – С. 6.
Языковые средства выражения тональности чрезвычайно многообразны:
• экспрессивная фоника (интонация, фразовый ритм, особенности постановки ударения в вариативных единицах, специфика произношения, в том числе диалектного, профессионального и т. д.): Мне с вами скучно, мне с вами спа-а-ать хочется… // Таймыр. – 2003. – № 81 (12787). – С. 4–5;
• словообразование, активно использующее субъективно-оценочные суффиксы и префиксы (разговорные, книжные), сложносоставные образования, отличающиеся принадлежностью к разным стилям речи и эмоционально-экспрессивным оценкам, окказионализмы: Мне выезды на «материк» не очень-то и нужны…Мы на промысловой точке баньку поставили – тишина, природа, спокойствие! // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 6 (рубрика: «”Таймырка” задает вопрос»); Не хотелось бы бултыхнуться в северную речку // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 7;
• лексика:
- оценочная: Говорят, незаменимых людей нет. А вот меня летом на работе некому заменить. Проклятая профессия! Но другой нет // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 6;
- нейтральная в эмоционально-экспрессивном контекстуальном употреблении: Почему не на юге? Потому что там, на Кубани, теща моя была! Мне пришлось вернуться в Дудинку на неделю раньше. Но и этого мало – теща-то приехала со мной, блин! // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 6; «Теплица» никому не нужна. Государство поможет коренным, но развиваться придется самостоятельно // Таймыр. – 2003. – № 77 (12783). – С. 2;
- неокрашенная, обозначающая общеизвестные представления о фактах, эмоциях, волеизъявлениях (пришлось, виртуоз, конфликт, гордиться, нервозность, мучения, герой),
- тропы,
- экспрессивная фразеология: Требуем «год за полтора». Норильские пенсионеры решили засудить Пенсионный фонд // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 2;
• морфология задействует следующие средства тональности:
- междометия: Баю-бай, спи, засыпай // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 7;
- частицы (усилительные, характеризующие, отношение к чужой речи): Ах, какая же ты близкая и ласковая, альпинистка моя… // Таймыр. -2003. – № 80 (12786). – С. 7 (подпись под фото); Чуть артисты за порог… // Таймыр. – 2003. – № 78 (12784). – С. 3;
- прямые и переносные формы императива: Заработал – получай // Таймыр. – 2003. – № 78 (12784). – С. 3; «Даешь!» туризм на Таймыре // Таймыр. – 2003. – № 80 (12786). – С. 7;
- различные разряды местоимений (неопределенно-личных, указательных, личных, т. д.) и субстантивацию местоимений: Украсим наш город вместе // Таймыр. -2003. – № 77 (12783). – С. 2;
- союзы и союзные слова: Посмотрите, в каких условиях я работаю // Таймыр. – 2003. – № 89 (12795). – С. 6;
- глагольные категории (лицо, вид, время, наклонение, залог): Моя работа меня устраивает, но платили бы чуть больше, было бы еще лучше // Таймыр. – 2003. – № 89 (12795). – С. 6;
- именные категории (род, падеж, число): Им кажется, что если ты не имитируешь бурную деятельность, значит, грош тебе цена. Отсюда – разные разборки и недовольства // Таймыр. – 2003. – № 89 (12795). – С. 6;
- формы (краткая и полная) прилагательных, субстантивацию прилагательных: Детская городская библиотека готовит для своих маленьких читателей выставку-обзор «Моя малаяродина» // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 7; То, что олени всех хозяев пасутся в одном стаде, нормально: у каждого рогатого есть клеймо // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 6; т. д.
• синтаксис экспрессивен, используются
- формы придаточных предложений: Позвонила маме, а она у меня мистикой всякой увлекается, говорит, домовой на тебя обиделся, вот и пакостит // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 7;
- вводные конструкции (со значением уверенности или неуверенности, достоверности, с установкой на коммуникацию),
- вставные конструкции: В тот момент, когда проходила через контроль (где на металл проверяют), моя киса проснулась и высунула морду, но, увидев происходящее, перепуганная спряталась, тут же описавшись // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 7;
- порядок слов: Иногда на вездеходе помогут кое-какой груз доставить, вот и меняют на все это оленеводы скудное богатство тундры // Таймыр. – 2003. – № 88 (12794). – С. 6;
- обращения: Клиент, ты не всегда прав! // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;
- неполные и односоставные предложения: Но, как говорится, не без паршивой овцы. Бывает, и кричат, и дебоширят, но до серьезных эксцессов не доходило никогда // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;
- предложения с разными целями высказывания и разной эмоциональной окраской: У меня этого «Бонда» три вида, стою, переспрашиваю, какой именно нужен. Ну что с такими покупателями делать?..О-ооо! Вот еще один идет…На-до-ели // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;
- предложения с однородными членами: Виктор Яроцкий, как и все жители тундры, работник-универсал. Оленевод, охотник, рыбак, водитель «Бурана» // Таймыр. – 2003. – № 86 (12792). – С. 7;
- сегментированные и парцеллированные структуры: Живут же люди! На свалке…// Таймыр. – 2003. – № 83 (12789). – С. 7;
- повторы: Караульцы готовы кричать «Караул!» // Таймыр. – 2003. – № 85 (12791). – С. 1 (поселок Караул Усть-Енисейского района Долгано-Ненецкого автономного округа);пр.
• композиционные формы также организуют модальность текста, здесь важны:
- размещение средств тональности в различных частях текста,
- возможность композиционных стандартов,
- диалогичность,
- резкие ассоциативные переходы,
- композиционные приемы («кольцо», «рамка», «открытый финал»), др.[86]
Кроме того, для экспрессивного воздействия используются риторические фигуры (риторический вопрос, асиндетон, полисиндетон, повтор, градация, анадиплосис, парцелляция, умолчание и др.):
Зубрить ночами за собственные деньги они считают занятием идиотским, а на замечания преподавателей удивленно реагируют: но я же деньги плачу вовремя, так что, какие проблемы? // Труд. – 2007. – 27 июля. – (Ученье – свет, если денег тьма);
Его работы есть в Третьяковской галере, Пушкинском, Русском музее. Он создал памятник Булату Окуджаве на Арбате, ПетруI в Антверпене, Пушкину в Брюсселе // Рос. газ. – 2008. – 23 апр.;
Координация работы необходима, так как сегодня различные ведомства – и Минобороны, и ФСО, и ФСБ,и главное управление спецпрограмм – создают свои системы связи // Рос. газ. – 2010. – 4 окт.;
«Таганка, девчонка, девчонка, дрянь! / Что ты наделала, ты только глянь!» – писал Леонид Филатов под литературной маской Андрея Вознесенского // Рос. газ. – 2007. – 29 сент.;
Конец известен – поражение, хаос, экономическая разруха, развал империи... // Рос. газ. – 2008. – 10 янв.;
«Москва на глазах становится миром сугубых индивидуалистов, отъединенных от мира за окном, но соединенных в бесконечную сеть. Эта сетьпозволяет все знать, но ничего не дает изменить, потому что для изменения нужны те самые свойства, которые она упразднила» // Труд. – 2009. – 15 янв.
Давайте в этот день просто на пять секунд преклоним колено. В одиночестве. Не для кого-то. Не для выживших и не для павших. Для себя // Труд. – 2007. – 8 мая.
«Представьте, что в этой теплой стране с начала января бесконечные снегопады и лед на дорогах…» // Труд. – 2007. – 21 февр.
По способу распространенияв тексте тональность может быть:
- полевой, когда по всему тексту равномерно рассредоточены средства разговорной речи, книжная и высокая лексика, окказиональные образования, средства иронии,
- сюжетно-фактической, когда представлен метатекст с авторскими впечатлениями, реакцией на ситуацию, осмыслением проблемы; нейтральное описание событий, создающее дружескую тональность, непринужденность в общении автора и читателя.
По способу представления в тексте тональность может быть
- открытой, простроенной за счет языковых средств с усиленной эмоциональностью, равномерно или неравномерно работающей в разных по значимости отрывках текста,
- неявной:
• коннотативной, когда эмоциональная окраска заложена в значение лексической единицы (в том числе нейтральной) или приобретается в контексте;
• сюжетно-композиционной и риторической.
Суммируя изложенное выше, проанализируем экспрессивный текст Эллы Мирзаевой с точки зрения представленной в нем тональности. План анализа:
1. Определите жанр произведения.
2. Как построена история, от какого лица?
3. Сколько сюжетов содержится в тексте? Какие?
4. Охарактеризуйте композицию текста и функционально-смысловые типы речи, присущие каждой части произведения.
5. Определите тип композиции.
6. Проанализируйте диалоговые средства текста, начиная с заголовочного комплекса.
7. Рассмотрите формы авторского присутствия в публикации (не забудьте об аллюзиях, прецедентах, отборе фактов, языковых моделях морфологии и грамматики). Сделайте акцент на тех средствах языка и текста, которые нагнетают экспрессию, создают ощущение нарастания эмоциональности текста.
8. Существует ли в тексте образная основа? Можно ли сказать, что в тексте есть метафорические образы? Образы-символы?
9. Суммируйте аналитические выкладки и назовите средства языка и текста, создающие тональность произведения Мирзоевой.
10. Сделайте общий вывод о тональности текста и о характере ее движения.
11. Как перестройка тональности способствует выражению основной авторской идеи?
Элла Мирзаева
А вы говорите – «Сибирский цирюльник»
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 6661;