Фиксация следов зубов производится путем их описания в протоколе осмотра и фотографирования.

Изъятие следов зубов лучше производить вме­сте с предметами-носителями. При этом если таковыми предме­тами являются продукты питания, необходимо принять меры, предотвращающие их порчу — поместить в холодильник, ящик со льдом, банку с холодной водой. Это замедлит процессы гниения и высыхания. Фрукты можно сохранить в растворе форма­лина. Следы зубов на трупе изымаются судебным медиком, и для их консервации мягкая ткань, на которой они оставлены, помещается в раствор глицерина со спиртом.

Следы зубов могут быть также зафиксированы и изъяты пу­тем изготовления слепков из гипса, воска, полимерных масс.

Основной идентификационной задачей, разрешаемой при исследовании следов зубов, является отожде­ствление лица, оставившего эти следы. Для проведения исследо­вания должны быть получены экспериментальные сравнитель­ные образцы — оттиски зубов, слепки-модели зубов, челюстей. Отбор образцов производится с помощью специалиста — врача-стоматолога или зубного техника-протезиста.

К диагностическим задачам относятся: определение по следам зубов пола, возраста, анатомических и патологических особенностей зубного аппарата, профессио­нальных признаков лица, оставившего эти следы; реконструирование отдельных обстоятельств события, при которых были ос­тавлены эти следы (количество людей, принимавших пищу, происходила ли борьба между преступником и жертвой и т.д.).

Какое криминалистическое значение имеют следы губ?

На месте происшествия в некоторых случаях обнаруживают­ся следы окрашенных помадой губ и слабовидимые оттиски губ (по краям посуды — стаканов, рюмок, чашек, на папиросах и сигаретах). По индивидуальному рельефу губ (комплексу вали­ков и бороздок, отображающемуся в их следах) идентифициру­ется оставивший их человек. Кроме того, по следам губ может быть получена информация диагностического характера о поле, возрасте, росте, некоторых элементах внешнего облика, наличии ряда заболеваний у лица, оставившего следы.

На месте происшествия следы губ после фотографирования и описания в протоколе упаковываются вместе с предметом-носителем (с соблюдением рекомендаций, касающихся предме­тов со следами папиллярных узоров).

При назначении идентификационной трасологической экс­пертизы получают сравнительные образцы губ подозреваемого — их окрашенные оттиски на бумаге, которые вместе с изъятыми следами представляются в распоряжение эксперта.

В следах губ может сохраниться вещество следа — слюна, исследование которой производится в рамках судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств. Другое вещество следа — губная помада — может стать объектом судеб­ной экспертизы веществ и материалов, которая даст возмож­ность установить страну и фабрику изготовитель, марку и номер тона этой помады, время ее изготовления, а при наличии образ­цов — провести сравнительное исследование.

Какое криминалистическое значение имеют следы ногтей?

Следы ногтей обнаруживаются на теле человека, реже — на предметах. Как правило, эти следы для идентификации оста­вившего их лица непригодны, так как представляют собой вдавленности или царапины, образованные ногтевыми кромками, лишенные индивидуальных особенностей. Однако по их разме­рам, форме, расположению в ряде случаев можно судить о раз­мере кисти руки, размере и форме ногтей. Информация о нали­чии, числе, степени выраженности, месте расположения следов ногтей позволяет реконструировать элементы происшедшего со­бытия (борьба, самооборона, удушение); судить о способе при­чинения телесных повреждений. По характеру следов ногтей на следовоспринимающем объекте и в зависимости от вида этого объекта делается предположение о наличии под ногтями частиц следовоспринимающего объекта: крови, кусочков кожи, волос, волокон ткани одежды и других, по которым этот объект может быть впоследствии идентифицирован.

Объемные следы ногтевой пластинки значительно более ин­формативны, поскольку расположение бороздок и ложбинок на ней для человека так же индивидуально, как и отпечаток пальца и не изменяется в течение всей его жизни. Изъятие таких следов производится по общим для объемных следов правилам. Их ин­дивидуальная идентификация возможна при наличии образцов для сравнительного исследования.

При обнаружении на месте происшествия частей ногтей по ним возможна идентификации личности как целого по его час­тям. Наличие на ногтях лака позволяет установить его групповую принадлежность (страну изготовитель, фабрику, марку, тон).

Каково криминалистическое значение следов одежды?

Отдельные участки одежды человека обладают устойчивыми признаками, отображающимися в следах. Обычно это групповые признаки, характеризующие вид и конструктивные особенности одежды, вид и особенности материала, из которого она изготов­лена, технологические особенности производства одежды (струк­тура ткани, переплетение нитей, наличие швов, петли, пуговицы), а также и индивидуальные особенности данной вещи (производ­ственные дефекты, повреждения, латки, штопка, швы и т.д.), по­зволяющие проводить идентификацию одежды. Следы одежды могут сообщить о росте, полноте, поле, возрасте, профессии ее обладателя. Эти следы обнаруживаются на запыленных, полиро­ванных и окрашенных поверхностях, на теле человека или трупа (следы пряжек, пуговиц, ткани), на снегу, грунте.

Обнаружение и фиксация этих следов прово­дится с учетом особенностей следовоспринимающего объекта и характера следа:

• визуально — осмотр объекта в косопадающем свете с по­мощью светофильтров, в ультрафиолетовых лучах;

• посредством окрашивания поверхности дактилоскопиче­скими порошками;

• путем обработки поверхности раствором азотнокислого се­ребра или нингидрина с последующим описанием следов в протоколе осмотра;

• фотографированием, копированием на следокопировальную пленку;

• моделированием объемных следов путем изготовления слепков из полимерных масс «К», «СКТН», «СИЭЛАСТ».

Следует учитывать возможность внедрения частиц пыли или грунта с места происшествия в ткань одежды или переноса мик­рочастиц с поверхности одежды (волокон, нитей, волосков меха и т.д.) и веществ, которыми испачкана или пропитана одежда (крови, грязи, потожирового вещества) на следовоспринимающий объект. Экспертное исследование этих микрообъектов по­зволяет установить факт контактного взаимодействия предме­тов-носителей, например одежды преступника и жертвы, или подтвердить факт пребывания человека на месте происшествия (следы почвы, крови и др.).

При назначении трасологической экспертизы изымают и представляют в распоряжение эксперта и предметы одежды, ко­торые могли находиться на человеке в момент происшествия.

Помимо следов-отображений на месте происшествия следует искать также и части самой одежды, которые могут быть обна­ружены в виде следов-предметов, т.е. волокон, нитей, обрывков и кусков ткани, меха, пуговиц. Они могут ориентировать на ро­зыск лица с соответствующими приметами одежды (цвет, структура ткани, дефекты), а также позволят в дальнейшем иденти­фицировать одежду как целое по частям.

Какие следы относятся к следам человека биологического происхождения?

Следы биологического происхождения несут существенную розыскную и доказательственную информацию. Они могут быть образованы кровью, спермой, потом, слюной, вагинальными выделениями, экскрементами, к таким следам также относятся волосы, органы и ткани человеческого организма, кости и их фрагменты. Указанные следы в виде пятен (особенно это касает­ся пятен крови) можно рассматривать с традиционных позиций трасологии: с точки зрения их формы и как следы-вещества, и как следы-предметы (волосы, фрагменты костей), изучая их со­став, структуру и свойства в рамках судебно-медицинского ис­следования этих вещественных доказательств. Источником сле­дов биологического происхождения является человек, его орга­ны. Необходимо учитывать, что все выделения человеческого организма на негигроскопических поверхностях при высыхании образуют корочки, а на гигроскопических — пятна.

Особенность объектов биологической природы заключается в .том, что они малозаметны и с течением времени могут менять свои свойства. При взаимодействии с внешней средой под воз­действием солнечного света, атмосферных и других явлений они претерпевают гнилостные и другие деструктивные изменения, утрачивают ряд индивидуализирующих признаков. Кроме того, нередки попытки преступников уничтожить следы на месте происшествия. Однако, как показывает практика, полностью сделать это обычно не удается.

Как обнаруживаются и изымаются следы биологического происхождения?

Для выявления объектов биологической природы используются лупы с подсветкой (увеличение не менее чем в 3,5 раза), осветительные приборы (осмотр в косопа­дающем свете может существенно повысить эффективность по­иска следов), переносные источники ультрафиолетового излучения.

Пятна крови поглощают ультрафиолетовые лучи и поэтому выглядят темнее фона, пятна спермы и слюны флуоресцируют бледно-голубым светом (следы спермы в смеси с кровью не флуоресцируют). Однако использовать ультрафиолетовое излу­чение следует только для визуализации слабовидимых микро­следов, и поскольку УФ-лучи разрушают такие составляющие крови и спермы, как ДНК, освещать подозрительные пятна можно не более 5 секунд.

Выявление следов крови и спермы воз­можно и с применением некоторых реактивов. С этой целью применяются, например, реакции с гемоФАНом или реактивом Воскобойникова, которые наносятся на край пятна, похожего на кровь. Синее окрашивание является положительной реакцией на кровь. Нельзя обрабатывать все пятно целиком, по­скольку это сделает невозможным дальнейшее исследование крови. Если необходимо вьювить следы крови в труднодоступ­ных местах, больших помещениях, подвалах, чердаках, исполь­зуется опрыскивание подозрительных поверхностей люминолом. Помещение при этом затемняется, и, если реактив попадает на кровь, возникает кратковременное свечение. Поскольку обра­ботка люминолом влияет на результаты последующего эксперт­ного исследования, помещения обрабатывают небольшими уча­стками. При достижении положительного результата обработку сразу прекращают.

Наличие следов спермы устанавливается с помощью реа­гента Фосфотест. Для выявления следов используется специ­альная подложка, пропитанная реагентом и смоченная водой, которая прикладывается к краю пятна. При положительной реакции через 20 секунд подложка окрашивается в фиолето­вый цвет.

Выявленные следы необходимо сфо­тографировать по правилам криминалистической фо­тографии. При съемке следов крови часто используются свето­фильтры, например применение синего светофильтра, позволяет выявить и запечатлеть следы крови под побелкой. Окрашенные следы желательно фотографировать на цветную пленку.

При описании следов крови необходимо указы­вать время и место обнаружения, цвет, приблизительный размер и форму пятен. Аналогично описываются и другие следы био­логической природы — время и место обнаружения, цвет, физи­ческое состояние.

После обнаружения и фиксации следов, их детального опи­сания в протоколе осмотра следы изымают. Одежду и другие предметы со следами биологического происхождения изымают целиком. С громоздких предметов изъятие следов кро­ви и спермы осуществляется на липкую пленку. Со стен, рам, дверей делаются соскобы, со снега или из воды следы крови, спермы, мочи с частью снега изымают на марлю и высушивают. Смывы следов водой на марлю или другой материал категорически не допускаются, поскольку в дальнейшем нельзя будет приме­нить современные методы исследования.

Волосы изымают пинцетом, потожировые следы рук (непри­годные к дактилоскопическому исследованию), губ, других час­тей тела изымают на липкую ленту.

Изъятые предметы, их части, соскобы, липкие ленты, марлю со следами после высушивания помещают отдельно в бумажные пакеты. Каждый пакет опечатывается и снабжается пояснитель­ной надписью.

Одежду свертывают следами внутрь и перекладывают чистой бумагой, чтобы следы не соприкасались. Перед транспортирова­нием трупа в морг на кисти его рук надевают бумажные пакеты с целью предотвращения утраты возможных следов (крови, фрагментов волос, других объектов) в подногтевом содержимом.

Упаковка объектов биологического происхождения в полиэтиле­новые пакеты недопустима.

Какую криминалистически значимую информацию можно получить трасологическим исследованием следов биологической природы?

Трасологическое исследование следов крови, обнаруженных на месте происшествия или на одежде, позволяет установить механизм их образования и с учетом других данных реконструировать отдельные моменты преступного собы­тия. Так об изменении первоначальной позы потерпевшего мо­гут свидетельствовать расположение, форма и конфигурация по­теков крови на его лице и одежде. Перекрещивающиеся потоки свежей и засохшей крови на трупе образуются, если тело пере­ворачивали. При волочении тела по земле на одежде могут обра­зоваться мазки крови в виде полос. Лужи крови указывают на поражение крупных кровеносных сосудов или свидетельствуют о множественных повреждениях на теле человека. Причем четкие границы лужи указывают на неизменность первоначального по­ложения тела.

Если потерпевший находился в вертикальном положении в момент, когда ему были причинены телесные повреждения, на его одежде имеются вертикальные подтеки, а на обуви — капле видные следы. Следы крови на одежде преступника следует ис­кать в этом случае на верхней передней ее части. При горизон­тальном положении потерпевшего следы крови могут находиться на нижней части одежды преступника (брюках, ботинках и т.д.).

Если смерть наступила от единичного удара, а впоследствии преступник не прикасался к телу потерпевшего, следов крови на одежде может и не быть. При нанесении неоднократных ударов по окровавленной поверхности тела (например, по голове или шее) орудием, имеющим рычаг приложения (например, молот­ком, монтировкой и т.д.), брызги крови могут остаться даже на спине и плечах преступника. По следам брызг крови возможно установление расстояния от преграды до источника брызг.

Необходимо учитывать, что при ранениях, вызывающих кро­вотечение, отсутствие крови на месте нахождения трупа свиде­тельствует о том, что место обнаружения трупа не совпадает с местом совершения преступления.

Исследование биологических следов человека для установления групповой и половой принадлежности крови, слюны, спермы, при­надлежности этих следов конкретным лицам проводится в ходе судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств.

Что понимают под следами орудий и инструментов и как их классифицируют?

Раздел трасологии, изучающий следы различных орудий и инструментов, называется механоскопией. Следы орудий и инст­рументов чаще всего остаются при полном или частичном раз­рушении (взломе) преград, причем используются, как правило, средства механического воздействия, реже — термического и химического.

Обычно объектами взлома являются двери, окна, решетки, замки, пломбы и другие. При этом преступники ис­пользуют самые различные предметы и инструменты:

• инструменты производственного или хозяйственно-бытового назначения (дрель, топор, стамеска, пила, от­вертка, зубило, ломик-гвоздодер и др.);

• предметы, специально изготовленные для вскрытия и раз­рушения преград (отмычки, «гусиная лапа», фомка и др.);

• иные металлические «случайные» предметы (камни, пруты, обрезки труб и др.).

От применения орудий и инструментов на взломанных пре­градах чаще всего остаются следы-отображения. Кроме того, на месте происшествия могут быть обнаружены следы-предметы (различные обломки, части преград, запорных устройств, орудий и инструментов), а также следы-вещества (микроскопические стружки и опилки, частицы разрушенной преграды).

Типичными следами-отображениями орудий и инструментов являются объемные следы, которые обычно подразде­ляют на три группы:

1. Следы давления, образуемые нажимом, ударом орудия взлома по поверхности преграды (оттиски, вмятины, сквозные пробоины). В этих следах отображаются форма и размеры, а также детали контактной поверхности ору­дия взлома в виде различного рода изъянов, выступов, за­зубрин и т.д.;

2. Следы скольжения (трения) — образуются, когда орудие взлома уносит часть поверхности следовоспринимающего объекта, оставляя царапину или полосовидный след (ком­плекс царапин-трасс);

3. Следы резания — образуются от режущей кромки инстру­мента. Особенности кромки (зазубрины, заусеницы, вы­ступы) в следе разреза отображаются с обеих сторон раз­резанного объекта. По внешнему виду рельефа следы раз­реза похожи на следы трения. В зависимости от вида режущего инструмента эти следы подразделяют на следующие группы:

следы простого разреза (срезы), возникающие от инст­румента с одним лезвием (ножа, топора, стамески);

следы встречного разреза, образуемые инструментами с двумя режущими кромками (ножницами, клещами, ку­сачками, бокорезами);

следы разреза с отделением щепы или стружки (так назы­ваемые следы строгания или тесания);

следы разреза с отделением частиц (опилок), т.е. следы пиления или сверления. Особенности некоторых видов сверл могут отобразиться на дне следа и на стружке. Они представляют собой концентрические валики и бо­роздки.

Помимо перечисленных механических следов на преградах могут быть обнаружены следы термического и химического воздей­ствия. Например, дверца металлического хранилища может быть взломана при помощи аппарата для газокислородной резки или электросварки.

Как осуществляется собирание следов орудий и инструментов?

Для обнаружения следов орудий и инструментов достаточно, как правило, осмотреть поверхность преграды в косопадающем свете с использованием лупы или других простейших оптиче­ских приборов. Направленность осмотра в целях обнаружения определяется характером разрушенной преграды и способом ее взлома.








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1255;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.