Конституционно-уставное правосудие в субъектах РФ

 

Анализ действующего законодательства показывает, что в настоящее время создание и развитие органов конституционного контроля в субъектах РФ регулируется тремя федеральными законами: Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 г. «О судебной системе РФ», Федеральным законом от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральным законом от 20.06.2000 г. «О внесении изменения в ст. 21 Закона РФ “О статусе судей в РФ”».

При этом надо отметить, что процесс создания конституционных (уставных) судов не носил синхронного или скоординированного характера. В результате в одних субъектах такие суды учреждены и функционируют (например, в республиках Кабардино-Балкария, Якутия (Саха), Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Марий Эл, в Свердловской области, в г. Санкт-Петербурге и др.), в других законодательно предусмотрены, но не функционируют (например, Амурской, Кемеровской, Курганской и других областях), а в третьих – их создание вообще не предусмотрено уставом.

Причем в ряде субъектов данные суды были образованы на основе действовавших там ранее (еще до принятия Конституции и Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ») комитетов конституционного контроля, палат и т.п. (т.е. своеобразных квазисудебных органов конституционной юстиции), как, например, в Татарстане, Северной Осетии (Алании), Иркутской, Челябинской областях и др.).

Конституционные суды в настоящее время действуют в рес­публиках: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Ко­ми, Марий Эл, Саха (Якутия); Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская, а также Уставные суды: в Свердловской, Калининградской, Челябинской областях, а также Уставный суд г. Санкт-Петербург.

 

Новый устав Нижегородской области также предусматривает возможность учреждения уставного суда, однако данная возможность не была реализована на практике.

При разработке регионального закона следует учесть и некоторые трудности, которые были выявлены в ходе деятельности конституционных (уставных) судов. В первую очередь это касается вопроса о полномочиях конституционных (уставных) судов и вопроса разграничения компетенции между ними и другими судами судебной системы РФ.

Действительно, с момента принятия в 1994 г. Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» не утихают споры о полномочиях конституционных (уставных) судов: одни говорят, что их полномочия полно отражены в ст. 27 этого закона, другие утверждают, что в данной статье содержится не императивная, а рекомендательная компетенция конституциононного закона «О судебной системе РФ» указано лишь о возможности конституционных (уставных) судов рассматривать вопросы соответствия нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления (как представительных, так и исполнительных) Конституции (или уставу) данного субъекта РФ, а также толковать Конституцию (устав) субъекта РФ. В результате такого рассмотрения соответствующий нормативный правовой акт может быть признан не соответствующим Конституции (уставу) и, соответственно, недействительным с момента его принятия. Такое решение суда не может быть пересмотрено другим органом или судом, в том числе и Конституционным судом РФ.

В 2003–2004 гг. спор о полномочиях конституционных (уставных) судов был разрешен Конституционным судом РФ. Он разъяснил, что в конституциях (уставах) субъектов Федерации могут быть закреплены дополнительные по сравнению с установленным перечнем полномочия конституционных (уставных) судов, если они не будут вторгаться в компетенцию Конституционного суда РФ, других федеральных судов. Аналогичную точку зрения высказал и Верховный суд РФ. В связи с этим во многих субъектах РФ конституционные (уставные) суды наделяются дополнительными контрольными полномочиями. Как правило, им предоставляются следующие полномочия: контроль за договорами с Федерацией, разрешение споров о компетенции между органами государственной власти региона и местными органами власти (Республика Дагестан), защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам, рассмотрение запросов судов о конституционности примененного или подлежащего применению закона субъекта РФ (республики Татарстан, Башкортостан, Бурятия), дача заключения о нарушении региональным парламентом конституции (устава) субъекта Федерации, которое может служить основанием для его роспуска (республики Кабардино-Балкария, Ингушетия), предоставление права на законодательную инициативу (республики Северная Осетия, Дагестан). В правовой литературе высказываются предложения и о наделении конституционных (уставных) судов полномочиями и по другим вопросам, находящимся в компетенции субъекта РФ. В частности, осуществлять предварительный контроль за конституционностью законов или иных нормативных актов, выносимых на референдум субъекта РФ или местный референдум; участие в процедуре досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица или законодательного органа государственной власти субъекта РФ, предусмотренного ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Конституционный суд Республики Татарстан — орган судебной власти в Республике Татарстан. Конституционный суд Республики Татарстан — судебный орган конституционного контроля, осуществляющий в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.

Правовую основу функционирования Конституционного суда Республики Татарстан составляют Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года № 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан» и Закон Республики Татарстан от 3 июля 2010 года № 50-ЗРТ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Татарстан».

Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о конституционности:

законов Республики Татарстан;

нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;

нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.

 

Конституционный суд Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:

между органами государственной власти Республики Татарстан;

между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;

между органами местного самоуправления.

Конституционный суд Республики Татарстан дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан.

Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.

В 2012 году Конституционным судом Республики Татарстан принято 19 итоговых решений, в том числе 4постановления по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, а также 15 определений по жалобам граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод (13 определений об отказе в принятии к рассмотрению и 2 определения о прекращении производства по жалобе), что на 46 процентов больше по сравнению с прошлым годом, когда было вынесено 13 итоговых решений, из которых 6 постановлений и 7 определений по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

 

Вопрос об учреждении Уставного суда Санкт-Петербурга был решен при принятии Устава Санкт-Петербурга 14 января 1998 года (статьи 49-50). Уставный суд Санкт-Петербурга начал свою работу в 2000 г., когда сначала был принят Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» (5 июня), а затем (14 сентября) состоялось назначение на должности судей. Первым председателем Уставного суда Санкт-Петербурга стал Н. М. Кропачев.

Уставный суд Санкт-Петербурга состоит из пяти судей, назначаемых на должности Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Уставный суд Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее четырех судей. Предусмотрены должности председателя суда, заместителя председателя и судьи-секретаря

Уставный суд г. Санкт-Петербурга:

а) рассматривает дела о соответствии законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт‑Петербурга;

б) осуществляет официальное толкование Устава Санкт-Петербурга.

В 2005-ом году суд лишили права рассматривать обращения граждан: «...после этих изменений городского законодательства и избрания судей Уставного суда Петербурга второго состава в 2005-ом году данный властный институт фактически утратил общественный авторитет и доверие, столь необходимые для любого судебного органа... ». В пояснительной записке депутат Юрий Карпенко объяснил, почему он решил, что Уставный суд никому в Петербурге не нужен. Депутат недоволен тем, что Уставный суд больше не рассматривает обращения граждан и в результате при финансировании (за 2006-ой год) в 85,3 миллиона рублей судом рассматривалось всего 6 обращений - меньше, чем по 1 обращению на судью.

 

Порядок разрешения дел, отнесенных законодательством субъектов Федерации к компетенции конституционных (уставных) судов, устанавливается законом субъектов Федерации, которые должны определить их статус, принципы деятельности, структуру. По вопросам своей внутренней деятельности конституционные (уставные) суды принимают регламент. Этим они отличаются от судов общей юрисдикции, процессуальная деятельность которых регламентируется только законом. Это вполне объяснимо, так как вышестоящие судебные инстанции должны осуществлять контроль за решениями нижестоящих судов. Своеобразие конституционных (уставных) судов проявляется в отсутствии вышестоящих судебных инстанций, в окончательности принимаемых ими решений. Поэтому процедура, вопросы внутренней деятельности конституционных (уставных) судов не должны подвергаться той степени жесткой законодательной регламентации, которая вполне оправдана в отношении судов общей юрисдикции.

Как уже отмечалось, Конституционный суд РФ не вправе пересмотреть решение, принятое конституционным (уставным) судом субъекта Федерации. Хотя и тот и другой суд осуществляют конституционное судопроизводство и конституционный контроль за субъектами публичного управления, между ними не существует иерархичности, административного подчинения одного другому. Однако это не значит, что между указанными судами не существует никаких процессуальных отношений. Конституционные (уставные) суды в соответствии со ст. 125 Конституции РФ вправе направлять в Конституционный суд РФ запросы о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Таким образом, конституционные (уставные) суды в тех регионах, где они созданы и действуют, вносят значительный вклад в обеспечение защиты прав и свобод граждан и организаций, в укрепление законности и правопорядка.

 

Конституционные (уставные) суды в субъектах Российской Федерации призваны разрешать споры, возникающие по во­просам исключительной компетенции субъектов Российской Федерации. Назначение этих конституционных (уставных) су­дов — быть хранителями и защитниками своих конституций (уставов) при условии их соответствия Конституции Россий­ской Федерации.

Наличие федерального Конституционного Суда и конститу­ционных (уставных) судов субъектов федерации порождает ряд проблем в определении их компетенции и во взаимоотношениях при рассмотрении конкретных дел.

Как известно, Конституционный Суд Российской Федерации не рассматривает дела, находящиеся в юрисдикции конституци­онных (уставных) судов субъектов федерации, а последние не вторгаются в его компетенцию. Однако решение федерального с Конституционного Суда о признании неконституционными по­ложений конституции (устава) субъекта федерации может поста­вить конституционный (уставный) суд перед необходимостью пересмотра своих ранее вынесенных решений.

По вопросам совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов желательно прежде всего разрешение спора на уров­не субъекта федерации. При несогласии с решением конституци­онного (уставного) суда субъекта федерации возможно обращение в федеральный КонституционныйСуд, который может проверить соб­ственно решение конституционного (уставного) суда субъекта феде­рации либо только конституционность положений конституции (устава) субъекта федерации, в соответствии с которым вынесено решение конституционного (уставного) суда субъекта федерации. Эта проблема требует дополнительного обсуждения.

 








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2130;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.