ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Экзистенциальная сфера индивидуальности показана с психологической и педагогической точек зрения. Представлены цели ее формирования.
В рамках современной педагогики индивидуальности большое внимание уделяется исследованию сфер психики. В настоящее время выделяется разное количество сфер и ученые по-разному определяют их. Однако экзистенциальная сфера (ее еще называют экзистенциально-бытийной) заслуживает самого тщательного внимания, так как, согласно определению О.С. Гребенюка, «характеризуется умением человека управлять своими психическими и физическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, гармонией слова и дела» (1), она, занимаясь смысложизненными проблемами (экзистенциальной проблематикой), по сути своей есть сфера собственно духа и свободы.
Пониманию экзистенциальной сферы развития личности способствует обращение к психологии, а именно к ее новой школе, экзистенциальной психологии, предмет которой – смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. Экзистенциальная психология выросла из исканий философов и продолжает сохранять тесные связи с философскими корнями. Экзистенциальная философия, решая вопрос о том, что есть смысл человеческой жизни, каков он, каким он должен быть и т.д., обращает внимание на содержание смысла. Однако из ее поля зрения были упущены следующие аспекты: как и при каких условиях происходят обретение, изменение и утрата смысла жизни, какие функции он выполняет и какое место занимает в структуре индивидуальности. Таким образом, экзистенциальная психология изучает смысл жизни в аспекте его действия, его значения для человека, его данности в опыте человеческой жизни и обусловленности этим опытом. Экзистенциальная психология представляет собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравшей в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), «философия жизни» (Ницше, Дильтей), интуитивизм (Бергсон), кантианство (Наторп, Виндельбанд), феноменология (Гуссерль), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Камю, Марсель), философская антропология (Шелер, Гелен), герменевтика (Рикер), психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Фромм), гуманистическая психология (Маслоу, Олпорт, Роджерс, Келли, Бюлер и др.).
По мнению Ю.В. Тихонравова (2), в том виде, в каком экзистенциальная психология сложилась на сегодняшний день, она изучает проблемы: 1) времени, жизни и смерти; 2) свободы, ответственности и выбора; 3) общения, любви и одиночества; 4) поиска смысла существования. Имея своей проблематикой сферу духа и свободы, экзистенциальная психология ищет необходимость в свободе, психическое в духовном, детерминацию в экзистенции, решает вопрос о том, какие силы стоят за человеческой свободой и неявно определяют ее, что зачастую неведомо для самого человека и направляет его якобы свободный жизненный выбор.
Экзистенциальная психология определяется еще как эмпирическая наука о человеческом существовании, использующая метод феноменологического анализа, и входит в ту сферу (духа и свободы), к которой не применим нормативный подход, имеющий место в большинстве современных концепций психологии. Любая система норм, при помощи которой оцениваются те или иные душевные движения, базируется на экзистенциальных представлениях, задающих всю иерархию ценностей. Продолжая традиции экзистенциальной философии, экзистенциальная психология подвергает сомнению принцип объективизма, который выражается в бездумном применении к человеческой психике категории причинности, в отношении к человеку как вещи среди вещей, в принятии расхожих ценностных шаблонов за универсальную парадигму. Те психологи, которые стремятся познавать человека исключительно как объект, также и оценивают его. Происходит оценивание как нормы или как патологии таких личностных структур, которые сами могут служить основанием для различения нормы и патологии. Таким образом, становится возможным оценивание целых культур как аномальных только на том основании, что представления о норме и патологии исследуемых и исследователей не совпадают. Экзистенциальные психологи выразили протест такому подходу и в исследованиях опираются на феноменологический подход, объясняя поведение индивида из его субъективного поля восприятия, а не на основе аналитических категорий, заданных наблюдателем.
Задаваясь вопросами о смысле человеческого существования, Э. Фромм получает выводы, актуальные и в настоящее время. В частности, о том, что большинство людей не знают ответа на этот вопрос, что они даже не ставят его перед собой. Люди, по его мнению, притворяются, будто жизнь их имеет надежный фундамент и не обращают внимания на беспокойство, тревогу, замешательство. Поэтому потеря смысла жизни, одиночество, неуверенность и другие проблемы человека выливаются, с одной стороны, в неврозы, психические заболевания, угрожая жизни отдельного человека, с другой стороны – в инертность, инфантильность, безразличие целых слоев населения, ставя под угрозу жизнь всего человечества. Причину такого поведения Э. Фромм видит в том, что «опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой – и в жизни, и в теоретическом исследовании. Разум как средство обнаружения истины и проникновения сквозь поверхность явлений к их сущности, уступил место интеллекту – простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Человек разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения» (3). По мнению Э. Фромма, все большее количество людей страдает от чувства утраты смысла жизни, которое соединено с ощущением пустоты. Такое состояние называется экзистенциальным вакуумом. В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно; в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему нужно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о том, чего он хочет. В итоге он либо хочет того же, что и другие, либо делает то, что другие хотят от него. В результате происходит нарушение аутентичности личности, т.е. нарушение соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе. Э. Фромм анализирует два основных способа существования человека: обладание и бытие. Как способы существования обладание и бытие лежат в основе ориентаций, посредством которых, по мнению О.С. Гребенюка, индивид вступает в отношения с миром и которые определяют суть экзистенциальной сферы индивида (1). Сутью ориентаций, в свою очередь, являются идеи и ценности. Обладание как способ существования определяет человека по формуле: я есть то, чем обладаю и что потребляю. При таком способе существования самое важное – приобретение собственности и неограниченное право сохранить все, что приобретено. Противоположным способу существования, имеющему в основе обладание, является бытие, предпосылками которого являются независимость, свобода и наличие критического разума, а основной характерной чертой – активность, но не внешняя – занятость, – а внутренняя, означающая продуктивное использование своих потенций. Как отмечал Э. Фромм, новый способ – существование-бытие – может возникнуть лишь тогда, когда мы начнем отказываться от обладания, прекратим связывать свою безопасность и чувство идентичности с тем, что имеем, перестанем держаться за свою собственность (4).
Из указанных способов существования вытекают ориентации, которые Э. Фромм разграничивает как плодотворную и неплодотворные. К неплодотворным он относит рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую и рыночную ориентации. При рецептивной ориентации человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое (предметы, чувства других людей, знания) – получить его из внешнего источника. Эксплуататорская ориентация сходна с рецептивной и имеет в качестве основной предпосылки ощущение, что источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Но человек с такой ориентацией ничего не надеется получить в дар, а стремится отнять у людей силой или хитростью. Люди со стяжательской ориентацией мало верят в то, что они могут получить что-то из внешнего мира. Их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а любые траты воспринимаются как угроза. Их главная цель – приносить как можно больше в дом и как можно меньше отдавать. Рыночная ориентация коренится в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой. «Личностный фактор» здесь важнее, чем умения, а в оценке рыночной стоимости он часто играет решающую роль. Формула успеха включает в себя такие компоненты, как «продавать себя», «ломать собственную личность», «быть здравым», «энергичным» и т.д. Важны также и происхождение, связи, влияние как достоинства продаваемого товара. Плодотворной ориентацией является установка, к которой способен каждый человек, не искалеченный ментально или эмоционально. Это реализация человеком присущих ему возможностей, использование им своих созидательных способностей. Главным в такого рода ориентации является сам человек, каков он есть и каким он становится в ходе созидания как нематериальных, так и материальных продуктов.
Потенциальными возможностями человеческой природы являются оба способа существования – и обладание, и бытие. Поэтому нет человека, чья ориентация была бы целиком плодотворной, как и нет человека, полностью лишенного плодотворности. Оба противоречивых стремления – быть и иметь – живут в каждом человеке. З. Фрейд считал, что ориентация на собственность возникает в период, предшествующий достижению полной зрелости, и является патологической только в том случае, если она остается постоянной. Доминирование той или иной ориентации в человеке зависит, по мнению Э. Фромма, от его (человека) социальной структуры, ценностей и норм. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, опираются на один потенциал человека; те же, которые благоприятствуют бытию – на другие. Только совершенно иная социоэкономическая структура и радикально измененная внутренняя установка человека могут оздоровить сложившуюся ситуацию и спасти человечество от экономической и психологической катастроф, связанных с утратой подлинного смысла человеческого существования. Осознавая то, что в каждом человеке присутствуют элементы всех или нескольких ориентаций, важным представляется необходимость воспитывать наполненность каждой неплодотворной ориентации смыслом жизни и идеями плодотворной ориентации. В каждой ориентации необходимо раскрывать ее положительную сторону и пытаться развивать ее. Необходимо включать в цели развития раскрытие смысла жизни, который можно усмотреть в создании чего-либо, в переживании либо в установке, с которой человек встречает свою судьбу.
В процессе воспитания педагогам гораздо важнее учить не готовым «рецептам» поведения в различных ситуациях, так как ситуаций может быть бесконечное множество, а умению ориентироваться в любых ситуациях. Необходимо воспитывать жизнеутверждающее мировоззрение, готовность к экзистенциальной перестройке, пересмотру своих взглядов и ревизии знаний и ценностей, стремлению к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и помнить, что каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь, и собственный жизненный смысл. Один найдет этот смысл в природе, другой – в искусстве, третий – в глубине собственного сердца, четвертый – в религиозном созерцании. Результатом должно стать умение обходиться своими силами, устойчивое состояние, которое позволяет человеку жить и выживать в любых условиях и при любых обстоятельствах.
___________________
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. 572 с.
2. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. С.6.
3. Фромм Э. Психоанализ и религия: Сумерки богов. М., 1989. С.147.
4. Фромм Э. Иметь или быть? Киев: Ника-центр, 1998. С.270.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 878;