О КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

Рассматриваются основные концептуальные положения педагогики индивидуальности. Показано ее отличие от традиционной педагогики.

 

В статье, опубликованной в журнале «Педагогика» (2), В.В. Краевский высказывает сомнение: нужны ли новые концепции педагогики? Не девальвируется ли сама педагогика как наука от наплыва новых педагогик? Вольно или невольно автор статьи высказывает сомнение: нужна ли педагогика индивидуальности? Попытаемся высказать свою точку зрения как авторы концепции педагогики индивидуальности.

Несколько общих замечаний. В.В. Краевский против того, что у нас есть много педагогик. Но ведь и любая другая наука имеет много своих отраслей (сторон). Например, есть физика, общая физика, теоретическая физика, молекулярная физика, физика ядра и т.п. Уже этот пример показывает, что у науки может быть несколько предметов исследования. В том числе и у педагогики. Все ли области реальной действительности, связанные с развитием человека, охвачены современной педагогикой? Вопрос риторический.

Далее. В.В. Краевский считает, что педагогика предназначена только специалисту – учителю (преподавателю). Но ведь изначально она (педаго­гика) предназначалась для всех, «кто ведет дитя». В современном мире педагогика нужна всем: каждому, кто озабочен своим развитием и самовоспитанием, кто воспитывает детей не только в школе. В таком случае целые области педагогики становятся невостребованными для массы людей. Например, теории обучения, воспитания в коллективе, безусловно, нужны специалистам, но они не нужны родителям, гувернерам, воспитателям, работающим в семьях или внешкольных учреждениях. Еще Платон поставил проблему «педагогизации» общества. Педагогика может быть необходима каждому человеку, но для этого необходимо вычленить те ее области, которые могут быть ему полезны. К одной из таких областей педагогики как науки мы относим педагогику индивидуальности.

Почему данную концепцию нельзя отнести (или включить) к традиционной педагогике? Сравним предметы, цели и задачи традиционной педагогики и педагогики индивидуальности. Традиционная педагогика направлена на подготовку к жизни, передачу социального опыта и т.д., то есть направлена на познание внешнего для человека мира, а педагогика индивидуальности – на освоение самого человека, его собственного мира, на развитие его сущностных сил. В этомсуть первого концептуального положения педагогики индивидуальности.

Второе концептуальное положение заключается в следующем. Посмотрим, как трактуется человек в философии (3, с.39). Современные философы, а за ними и психологи понимают человека как социально‑биологи­ческое существо. Получается, что есть животный мир, есть социальный мир, есть даже их единство, но человека-то нет. Почему так произошло? Вспомним представления античного мира: воспеваются два объекта – человек и космический мир вокруг него. Человек был в центре миропонимания (подо­бен богам). Можно показать, что человек постепенно отчуждается от самого себя: во-первых, со времен Коперника мы не живем больше в центре универсума (космоса), во-вторых, со времен Дарвина человек не отделен больше от животных, в-третьих, после Маркса он стал совокупностью всех общественных отношений, в-четвертых, со времен Фрейда его сознание есть лишь часть сложной, скрытой от нас реальности. Мы же в человеке выделяем три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (лич­ность) мы выделяем третью грань – «человеческое в человеке» (индив­ду­альность) – и различаем три понятия: индивид, индивидуальность и личность. В этом суть второго концептуального положения.

Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность. Чтобы преодолеть данный пробел в педагогике, необходимо уделить должное внимание проблемам формирования индивидуальности человека, ориентировать общество на развитие не только личностных качеств, но и индивидуальных. Принимая и развивая эти положения, в основу курса педагогики, ориентированной на каждого человека, а не только на профессионального педагога, целесообразно положить идею человековедческой направленности педагогического мышления, идею формирования человеческого в человеке, а не только и не столько личности и личностных качеств. Поэтому в педагогические цели необходимо включить наряду с воспитанием личности и развитие индивидуальности и ввести в курс педагогики материал о формировании индивидуальности человека. В этом суть третьего концептуального положения.

Концепция педагогики индивидуальности – о развитии человеческого в человеке, о развитии его индивидуальности – имеет свои основания. Один из распространенных критериев, по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место либо индивидуальный самоконтроль и личные достижения, либо обязательства общественной солидарности.

Для индустриально развитого западного общества характерны ценности индивидуализма. Оно отдает предпочтение самостоятельности и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. Западные книги и кинофильмы зачастую превозносят непреклонного индивидуалиста, который старается удовлетворить прежде всего свои собственные интересы вместо того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Индивидуализм процветает в условиях изобилия, социальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации. В азиатских культурах и вообще в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп – семейных, клановых. В книгах и кинофильмах прославляются те, кто, поборов искусы эгоизма, постоянно помнят, кто они такие, и неукоснительно исполняют свои общественные обязанности. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются с всеобщими бедствиями, например, голодом; там, где семьи велики и жизнь требует взаимовыручки.

В индивидуалистических культурах родители и школа учат детей самостоятельному мышлению. Сразу же после рождения родители начинают воспитывать в детях независимость. Школа учит ребенка определять свои собственные ценности и думать самостоятельно. В молодые годы индивидуалисты мечтают о независимости и стремятся отделиться от родителей, которые раньше отделились от своих. Если вы являетесь носителями западной культуры, то, скорее всего, воспринимаете все это как должное. Если же вы живете в Азии, вас, вероятно, покоробит подобный индивидуализм, и вы предпочтете учить детей ценностям коллективизма и взаимопомощи. Вы также сохраните большую семью, заботясь о престарелых родителях. Индивидуалисты осторожно относятся к стереотипам и стараются не судить о людях по их положению и занятию. Носители индивидуализма также, конечно, склонны к предвзятости, но основана эта предвзятость, как правило, на очевидных персональных атрибутах, таких как физическая привлекательность. И наконец, индивидуалисты склонны объяснять поведение людей их индивидуальными особенностями.

Каждая культура имеет свои преимущества и недостатки. В конкурентном индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих. Но в качестве расплаты за это – больше случаев одиночества, самоубийств и стрессовых расстройств, депрессии, чувство бессмысленности существования, возникающее прежде всего тогда, когда у человека нет большей привязанности, чем он сам. Культуре коллективизма очевидно больше подходит педагогика коллектива, педагогика личности и, наоборот, культуре индивидуализма в большей степени соответствует педагогика индивидуальности. Отсюда следуетчетвертое концептуальное положение:педагогика индивидуальностии традиционная педагогика должны сосуществовать, обслуживая разные цели человека и общества.

Индивидуальность есть та грань человека, которая отличает его от животного и социального мира; это понятие отражает систему сфер человеческого сознания, его субъективный мир. Под развитием индивидуальности человека авторы понимают развитие всех его сфер: интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. В этом заключается суть пятого положения.

Принципиально важным мы считаем то, что наряду с известными сферами выделены еще три: саморегуляции, волевая и экзистенциальная – при этом разводятся понятия волевой сферы и сферы саморегуляции, а экзистенциальная сфера вообще рассматривается впервые. В этом заключается шестое положение.

Психологическая и педагогическая науки немыслимы без опоры на знания о закономерностях психического развития человека. В то же время психология в значительной мере теряет свое прикладное значение без выхода на практическую деятельность любого человека, а не только педагога. Тесная связь психологии и педагогики естественна в своей сути. Объединение этих наук, как и в спорте, в педагогике вполне оправданно, когда речь идет о практическом использовании психологии в педагогических целях. Их интеграция в прикладном плане образует новую науку – педагогику индивидуальности, являющуюся производной психологии и педагогики. Педагогика индивидуальности есть применение теоретических принципов психологии к практике жизнедеятельности человека. Ее задача – раскрыть, каким образом достижения психологии можно применить по отношению к своему психическому здоровью и своей профессиональной деятельности.

Является ли педагогика индивидуальности наукой? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся алгоритмическим методом доказательства. Для того чтобы что-то доказать, нам требуются две операции – вычленение и сличение; следовательно, чтобы доказать, что педагогика – это наука, требуется вычленить признаки науки и признаки педагогики, а потом сличить эти признаки. В энциклопедическом словаре указаны признаки науки: 1) возникает из потребностей общества; 2) имеет свой предмет исследования; 3) имеет собственный категориальный аппарат; 4) имеются свои методы исследования; 5) представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Соотнесем названные признаки науки с признаками педагогики индивидуальности.

1. Для того чтобы человек как индивидуальность прогрессировал, он должен овладевать психологической культурой. Для этого нужно передавать такую культуру все новым и новым поколениям. Актуализация потребности каждого человека в психолого-педаго­гических знаниях обусловливает выделение области науки – педагогики индивидуальности как науки о развитии и саморазвитии психических качеств человека на всех возрастных этапах его развития. Возникновение педагогики индивидуальности отвечает потребностям общества и каждого человека.

2. Педагогика индивидуальности имеет свой предмет: формирование и развитие индивидуальности человека как особая функция общества. Задачей педагогики индивидуальности является исследование сущности развития и формирования индивидуальности человека и на этой основе определение его социализации как специально организованного педагогического процесса.

3. Педагогика индивидуальности имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся социализация, развитие, формирование, индивидуальность, личность.

4. Педагогика индивидуальности применяет методы исследования, используемые в психологии и педагогике, – совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

5. Педагогика индивидуальности имеет собственное содержание: разработанную систему педагогических целей, систему диагностических средств, средства и условия, способствующие формированию индивидуальности, закономерности и принципы развития индивидуальных качеств человека и его индивидуальности в целом. Это система работоспособных, оправдавших себя на практике, прошедших проверку жизнью психологических и педагогических положений, категорий и принципов, объективно и доказательно отражающих процессы развития индивидуальности человека.

Таким образом, педагогика индивидуальности представляет собой область науки, образующуюся на стыке психологии и педагогики, включающую проблемы психологии (закономерности и механизмы развития индивидуальности) и педагогики (управление развитием индивидуальности, средства и условия ее формирования).

Функциями педагогикииндивидуальности являются:

– оценка роли и места индивидуальности человека. Так, современное общество приходит к осознанию того, что человеческая жизнь – высшая ценность в мире, а система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам каждого человека;

– исследование психологических и педагогических средств и условий развития и формирования индивидуальности человека, ос­новных его сфер;

– педагогизация всех сторон жизни человека и общества, интеграция педагогики с общественными, естественными и психологическими науками, отражающими триединство природы, общества и человека;

– разъяснение того факта, что успех каких бы то ни было преобразований, реформ и инноваций в решающей мере зависит от индивида, от его общего развития, профессионального мастерства, творческого отношения к делу, индивидуальных способностей.

Какие объекты попадают в сферу педагогики индивидуальности? Можно выделить следующие основные объекты:

– индивидуальность человека, его сущностные характеристики в аспекте образовательной, самообразовательной и самовоспитательной деятельности; цели образования с учетом потребностей человека на различных этапах его жизненного пути;

– система и процесс социализации человека; содержание, методы, средства и организационные формы образовательной деятельности, ориентированные на достижение социально и личностно детерминированных целей образования;

– педагог (учитель школы, преподаватель вуза, воспитатель детских учреждений) и психолог как главные действующие лица любых преобразований в системе образования.

В трудах многих ученых очень часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что «индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойстваиндивида, то есть свойства, характеризующие его как личность» (5). Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (см. «Психологический словарь»). Однако сама по себе неповторимость не является сущностным свойством индивидуальности. Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдель­ные души, – писал он, – отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения» (6). Представляется, что указания на единичность и неповторимость человека выделяют внешние стороны индивидуальности. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность – это то, что отличает человека от животного и социального мира. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). Индивид, у которого развита индивидуальность, опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. В индивидуальности человека скрыт источник его деяний.

Концепция педагогики индивидуальности получает развитие в специальных исследованиях аспирантов и докторантов. На ее основе строится работа средних и высших образовательных учреждений (Волгоград, Калининград, Казань, Кострома, Ростов-на-Дону, Ярославль и др.). Применение на практике идей педагогики индивидуальности говорит о ее состоятельности.

___________________

1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.

2. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. 1997. №4.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей педагогики. М., 1973. С.253.

6. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т.3. С.74.

 









Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 1354;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.