Преступления против религии
Понятие и объем религиозных преступлений определяется, с одной стороны, отношением государства к свободе вероисповедания (совести), а с другой - взглядом на объект посягательства. С конца XVIII в. постепенно устанавливается терпимость государственной власти к религиозному меньшинству страны, а затем в XIX в. признается свобода вероисповедания (совести) граждан, не посягающая на общественный порядок.
С конца XVIII в. постепенно устанавливается терпимость государственной власти к религиозному меньшинству страны, а затем, в XIX веке признается свобода вероисповедания граждан, не посягающая на общественный порядок. Эта свобода вероисповедания слагалась: 1) из права каждого на свободный выбор религии и права на свободное выражение и пропаганду своих религиозных убеждений; 2) из права свободного богослужения, то есть отправления религиозного культа по его ритуалам; 3) из права свободного образования и деятельности религиозных обществ, то есть признавалась свобода возникновения этих обществ без предварительного разрешения государства, а также самостоятельности в установлении религиозных догм, культа, иерархии и дисциплины. Принадлежность к тому или другому вероисповеданию не имеет влияния на пользование гражданскими и политическими правами, но под тем условием, что религиозные догматы не могут быть поводом к уничтожению обязанностей перед государством - воинской службы, уплаты налогов и т. д.
Постепенно объектом религиозного преступления были признаны не только права отдельных лиц или церковных общин на религиозную свободу, но и сама религия, как основа всякого общежития.
Параллельно с эволюционным признанием государством свободы вероисповедания изменялся и взгляд на объект религиозных преступлений. В период государственных, устрашающих наказаний, объектом религиозных преступлений признавались Бог, ангелы, святые, дьявол, а также религиозные верования, обряды и предметы культа. Под влиянием этих представлений были созданы тяжкие преступления против религии, караемые смертной казнью: богохульство или оскорбление божественного величия, колдовство, ересь, осквернение святыни.
С конца XVIII в. эта теологическая теория сменилась рационалистической теорией, которая на место посягательства на Божество поставила идею нарушения прав третьих лиц. Согласно этой теории объектом религиозных преступлений признавалось уже не Божество само по себе и связанные с ним религиозные верования и предметы культа, а религиозные общества, конфессии (вероисповедания), оскорбляемые в их религиозных чувствах путем поношения предметов почитания. Немецкий ученый А. Фейербах писал: «Невозможно, чтобы Божество было оскорблено, немыслимо, чтобы оно мстило человеку за оскорбления, нелепо, чтобы его можно было удовлетворить наказанием его оскорбителей». Один из комментаторов Фейербаха таким образом разъяснил эти положения последнего: «невозможно, потому что Божество недосягаемо для преступника, немыслимо потому, что всеблагому существу пришлось бы приписать потребность мести; нелепо потому, что нельзя говорить об удовлетворении того, кто неуязвим и не нуждается в человеческих страданиях». Поэтому критика религиозных убеждений, изложение учений, отличных от учений господствующей церкви не могут считаться преступлениями, так как они не нарушают ничьих прав. Но с другой стороны, так как всякое вероисповедание и всякое религиозное общество имеют право на существование и на свободное отправление своих религиозных обрядов, поэтому всякое насилие или оскорбление религиозного общества или частного человека, будет преступлением. Здесь объектом преступления является не религиозное верование и не предмет этого верования, а неприкосновенность права каждого человека свободно исповедовать и пропагандировать ту религию, к которой он принадлежит. Данная теория была воплощена в Прусском земском уложении 1794 г. Эта теория XVIII века, прозванного веком просвещения, при всём своём историческом значении, как обратной реакции против теологической школы, отвергавшей религиозную свободу, проглядела общественное значение религии.
В XIX в. приобрела господство третья теория, которая на место идеи нарушения прав третьих лиц, религиозных обществ, поставила идею нарушения прав всего общества. Религиозные преступления из группы преступлений против частных лиц стали признаваться преступлениями против общества. Согласно этой теории, нашедшей себе впервые выражение в австрийском уголовном кодексе 1787 г., религиозные преступления посягают не только на права религиозных обществ, оскорбляемых в своих религиозных чувствах, но и на религиозные основы человеческого общежития. Поэтому объектом религиозного преступления здесь являются не только права отдельных лиц или церковных общин на религиозную свободу, но и сама религия, как основа всякого общежития. Общество нуждается в религии, потому что оно нуждается в морали. а мораль получает санкцию только от религии. Религия как одна из основ общежития может охраняться государством независимо от нарушения прав третьих лиц.
При господстве теории религиозных преступлений, как посягательств на религиозные основы общежития, при признании свободы вероисповедания, произошло значительное сокращение прежнего обширного числа религиозных преступлений. Из группы религиозных преступлений были исключены непубличное богохульство, колдовство, ересь, неисполнение обрядов религии. Объём религиозных преступлений стал довольно ограниченным. Французский уголовный кодекс 1810 г. не знал преступлений против религии как самостоятельной группы посягательств, а поместил их в отделе посягательств против публичной власти (ст. 260-264). Германский уголовный кодекс 1871 г. сохранил религиозные проступки в качестве самостоятельной группы, но с ограничением их числа всего в трёх параграфах (§ 166-168). Религиозные преступления были сведены к четырём правонарушениям:
1. Публичное богохульство есть публичное поношение Бога посредством выражающих презрение к нему слов, символических действий или изображений (§ 166 Германского кодекса). Под именем Бога понимали уже не те представления о нём, которые были выработаны отдельными христианскими вероисповеданиями (католичеством, протестантизмом и православием), а общее о нём представление, лежащее в природе монотеизма (единобожия). Публичность богохульства означало такую его обстановку, при которой существовала возможность восприятия его многими третьими лицами. При этом лёгкие насмешки, остроты, пародии, произнесённые без злого умысла, к богохульству не относились.
2. Оскорбление религиозных обществ посредством публичного поношения их самих, как таковых (например, поношение Священного писания), или же их доктрин, предметов почитания, учреждений и обрядов (например, поношение богослужения, монашества, почитания святых, церковной одежды, молитвы), а также посредством осквернения мест религиозных собраний (например, повреждение и истребление предметов богослужения) же мест погребения (кладбищ, крематориев).
3. Нарушение богослужения в форме воспрепятствования кому-либо отправлять богослужебные действия путём насилия, угроз, возбуждения шума или беспорядка в церкви и ином предназначенном для религиозных собраний месте (§ 167 ГУК, ст. 260-263 ФУК).
В Германии охрана обеспечивалась не всем религиям и религиозным обществам, а только признанным государством.
4. Осквернение трупов и гробниц (§ 168 ГУК).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 521;