Преступления против собственности
К преступлениям против собственности относились кража рабов (ст. 15), укрывательство рабов (ст. 16), снятие клейма с рабов цирюльником (ст. 226-227), святотатство - кража имущества из царского дворца или храма, совершённая непосредственно на священной территории дворца или храма (ст. 6). За кражу скота, ладьи (лодки), принадлежащих дворцу или храму, устанавливался огромный штраф в размере 30 - кратной стоимости похищенного. В случае неуплаты такого штрафа вора казнили (ст. 8).
Особо выделялись некоторые квалифицированные кражи при отягчающих обстоятельствах. Они обнаружили особую злую волю преступника и поэтому наказывались квалифицированной смертной казнью. За кражу с проломом стены преступника у самой стены закапывали (ст. 21). За кражу во время пожара - мародёрство) преступника бросали в огонь (ст. 25). Возможно, что в этих случаях происходил узаконенный самосуд, юридическое самоуправство, так как здесь чувство гнева потерпевшего было велико. Наряду с кражей законом различался грабеж, за который грабитель подвергался смертной казни (ст. 22).
Преступления против семьи и нравственности
К преступлениям против семьи относились: прелюбодеяние жены, схваченное на месте преступления (ст. 129), изнасилование невесты (ст. 130), соучастие жены в убийстве мужа, которая желает таким образом избавиться от него, ради другого мужчины (ст. 153), подмена ребенка кормилицей (ст. 194), похищение ребенка с целью продажи его в рабство (ст. 14), кровосмешение - половая связь матери с сыном, отца с дочерью (ст. 154, 157).
Уголовному наказанию подвергалась только прелюбодеяние жены. За прелюбодеяние жену, а также соучастника ее преступления, любовника связывали и бросали в воду (ст. 129). При этом муж мог простить свою жену, оставлял ей жизнь, и в этом случае царь оставлял жизнь любовнику.
Законы Хаммурапи строго охраняли власть отца в семье и сурово наказывали особо неблагодарного сына. Сыну, ударившему своего отца, отрезались пальцы (ст. 195). Приемный сын, отказавшийся от своего отца или своей матери, вырастивших его, подвергался отрезанию языка (ст. 192).
Талион и его виды
За некоторые преступления против личности применялся принцип талиона или внешнего соответствия наказания преступлению. В Законах Хаммурапи различались три вида талиона:
1. Натуральный (или зеркальный) - наказание равным за равное, если были равны по сословному положению преступник и потерпевший. Например, по ст. 197 если авилум сломает кость авилума, то должно сломать его кость.
2. Символический - повреждение тех частей тела виновного, при помощи которых был причинен вред. Например, по ст. 218 было предусмотрено отсечение пальцев врача, если умер больной при операции; по ст. 195 если сын ударил отца, то ему должно отрезать пальцы; по ст. 192 если неблагодарный приемный сын скажет своим родителям, что они не его родители, то ему следует отрезать язык.
3. Опосредованный (или абсурдный) - наказание невиновных членов семьи преступника (ст. 116, 210, 230).
Виды наказаний
Наказаниями по Законам Хаммурапи являлись: смертная казнь, членовредительские и телесные наказания, частные композиции, обращение преступников в рабство, изгнание из общины, лишение судьи должности.
Смертная казнь применялась широко. Законы назначали смертную казнь в более чем в 30 случаях, в том числе и за имущественные преступления. Например, за похищение имущества дворца, храма, грабеж, кражу и укрывательство рабов. Смертная казнь назначалась, в том числе и за покупку имущества хозяина у раба и подвластного сына (ст. 7). О способе казни в законах ничего не говорилось, писалось лишь, что «его должны убить». В Вавилонии применялось обезглавливание: казнимого, обнажив его и связав руки за спиной, убивали, проламывая ему топориком голову.
За некоторые особо тяжкие преступления применялась квалифицированная смертная казнь: посажение на кол жены, умертвившей мужа ради любовника (ст. 153); сожжение за кражу на пожаре (ст. 25), за кровосмешение (157); закапывание в землю за кражу с проломом в доме (ст. 21).
Членовредительские наказания представляли собой отсечение руки, пальцев, отрезание языка, уха преступника. Они осуществлялись, как правило, по принципу символического талиона, когда наказание налагалось на «виновный» орган преступника. Например, непочтительный сын, ударивший отца, лишался руки; кормилице, подменившей ребенка, отрезалась грудь; неблагодарный приемный сын, отрекшийся от родителей, лишался языка. Среди телесных наказаний упоминалось избиение плетью из воловьей кожи (ст. 202).
Частные композиции (выкупы) представляли собой фиксированные денежные выкупы, которые налагались на преступника и обращались в пользу потерпевшего от преступления или его родственников. Целью выкупа являлось возмещение вреда потерпевшему через органы государственной власти. Государство гарантировало уплату выкупа. Выкупы за некоторые имущественные преступления многократно - десяти и тридцатикратно превышали стоимость похищенного. В случае неуплаты выкупа вор карался смертной казнью (ст. 8).
Возможно, порочащее обвинение в половой связи жрицы и жены в прелюбодеянии, оставшееся недоказанным, наказывалось обращением преступников в рабство (ст. 127). Тем самым преступник полностью лишался правоспособности. Законы Хаммурапи упоминали также изгнание из общины. Например, отец за кровосмешение с дочерью подвергался изгнанию из общины (ст. 154). Изгнанный из общины терял свой привилегированный сословный статус, а возможно и правоспособность.
Законодатель устанавливал такое наказание как отрешение судьи от должности. Судья, изобличенный в изменении вынесенного приговора (по-видимому, имеются в виду действия судьи, получившего взятку), выплачивал штраф, равный 12 - кратной стоимости иска, и навсегда лишался своей должности (ст. 5). В качестве наказания не упоминалось лишение свободы в форме ссылки, тюремного заключения, принудительных работ.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1024;