Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на теории потребностей.

Для выделения человека из царства животных он делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой.

К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.

Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д.

Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура.

Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности.

Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свою функцию.

Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.

Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур.

Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания».

В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана.

Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация.

Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь.

Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места.

Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семьями.

Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса.

При запрете обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей.

Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет.

Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы.

Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться.

Таким поддерживающим символом и была «охота за головами».

Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим.


2.2. Французская школа «Анналов»

Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр (1878-1956).

Название школы возникло по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Люсьеном Февром и Марком Блоком (1886-1944).

Французская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или «глобальную», историю.

Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения.

Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности.

«Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на:

– политическую,

– экономическую,

– социальную,

– дипломатическую,

– военную –

и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах.

Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей.

А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.


2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина

Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) считал, что в истории человечества нет замкнутых цивилизаций, происходит волнообразное развитие культур.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 655;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.