Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа
Новое понимание культуры внес великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Он изложил свою концепцию культуры в работах «Философия права» и «Философия истории».
В них Гегель анализирует историю самораскрытия мирового разума.
По Гегелю, подлинной реальностью бытия является абсолютная идея.
Она развивается сначала в логике, затем отчуждается в природу и возвращается к себе в форме абсолютного духа.
Культура для Гегеля – это способ самопознания абсолютного духа и самого человечества.
Культура воплощается в человечестве, в народах, в отдельных личностях, проявляется через их деятельность и познает себя, выражаясь в продуктах духовного творчества людей.
В индивидах она выступает как субъективный дух, в обществе – как объективный дух, и, наконец, в духовной культуре – как абсолютный дух.
Важнейшим свойством культуры является творчество – создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его.
Из потребностей человека на основе труда возникает культура.
Вначале – это практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься, что развивает рассудок, внимание, память, привычку ограничивать себя, дисциплину.
А затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, подвижность и быстрота этих представлений, схватывание всеобщих отношений – развитие разума.
Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его преобразовывать.
Поэтому Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума.
Он приходит к идее, что каждая историческая эпоха представляет собой определенную ступень в развитии человечества (и в самопознании абсолютного духа).
Сущностью абсолютного духа является свобода, поэтому всемирная история есть прогресс в сознании свободы.
В каждую эпоху носителем мирового духа, разума является определенный народ.
Дух этих народов, которые Гегель называл всемирно-историческими, представляет собой ступени сознания свободы.
Панлогизм гегелевской концепции истории и культуры явился кульминацией рационализма Просвещения.
Но жизнь, повседневный опыт постоянно опровергали эти идеи, менялся сам мир, который уже невозможно было объяснить в рамках классической философии.
Наступала новая эпоха, которая требовала новой философии, новых подходов к анализу культуры.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 821;