Теория пассионарности
Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).
Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:
– подъем;
– акматическая фаза;
– надлом;
– инерционная фаза;
– обскурация.
Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.
В фазе подъемапассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.
Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).
В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.
Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.
Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.
Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.
По Гумилеву, имеются три категории людей:
– пассионарии;
– гармоничные особи;
– субпассионарии.
У пассионариев энергетика избыточна.
Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.
В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).
У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.
Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.
При одном условии – если за это платят.
Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).
Субпассионарий же ни на что полезное не способен.
Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.
Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.
Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.
Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.
Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов
(цивилизаций).
Вот как это выглядит относительно западного мира.
В IX веке нашей эры пассионарный
толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).
После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.
В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.
В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.
В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.
В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.
Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.
Эта фаза тянется до наших дней.
Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 556;