Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества.
В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.
Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Архетипы
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).
Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Архетипы и реклама
Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь.
Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»).
Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком.
Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы
«Жизнь в твоем вкусе», «Где наслаждение, там Я»).
В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.
Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник.
В рекламе к архетипу Тени относится образ бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов «Rexona».
Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию.
Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе.
3. Игровая концепция культуры
Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.
Представители игровой концепции
Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002),Эйгена Финка (1905-1975),Йохана Хёйзинги (1872-1945).
Концепция Й. Хёйзинги
Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга.
Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.
«Игра – содержательная функция со многими гранями смысла».
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.
Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.
Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается.
Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.
В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.
Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь, как полагает голландский историк, проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.
4. Э. Кассирер: символическая концепция культуры
Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.
По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.
Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.
Символика
Уаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.
Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.
В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.
У разных европейских народов подкова – символ удачи.
Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.
Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).
По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.
Части этой вселенной –
Язык
Миф
Искусство
Религия
Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.
В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.
Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры.
Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.
Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека».
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1484;