Этап накопления эмпирического библиографического знания.
Этого этап можно условно датировать началом выработки первых методических приемов библиографической деятельности в древних библиотеках. В §2 главы 3 рассказано о возникновении библиографической информации и первых примеров практической библиографической деятельности, которая стала важным этапом в разделении труда человека. В течение многих веков (фактически с третьего тысячелетия до н. э. и до XVIII в. н.э.) существовал только один участок библиографической деятельности – библиографирование, т.е. создание библиографических пособий. Шло накопление новым видом деятельности своей продукции.
В допечатный период, как отмечено в §2 главы 3, сформировалось два направления в создании библиографической информации – связанное с конкретным документным фондом (каталожное) и независимое от него (собственно библиографическое), задача которого – информировать о документах вообще, где бы они ни хранились.
Первое направление было представлено каталогами и реестрами древних библиотек, например Ашшурбанипала.
Второе направление, зародившееся прежде всего в виде жизнеописаний (сначала в устной форме) выдающихся деятелей (философов, драматургов, историков), дало основу для формирования такого жанра библиографических пособий как биобиблиографические словари.
Выдающийся труд “Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания…” Каллимаха демонстрировал родство этих направлений и недостаточную дифференциацию первых библиографических явлений.
Наиболее законченным по форме биобиблиографическим словарем стал указатель Иеронима Стридонского (340 – 420 гг.) “Книга о знаменитых мужах” (“О церковных писателях”), созданный в 392 г. Этот труд представлял собой хронологический список произведений 135 церковных писателей от апостолов до самого Иеронима и сведений о их жизни и деятельности.
Четвертый век – эпоха формальной победы христианства, признанного императором Константином официальной религией. Но язычество, античность еще полностью владели умами, господствовали в школе. Встала задача пропаганды христианской литературы. Ее и выполнил И. Стридонский – писатель, проповедник, знаток греческого и еврейского языков, античных философов и поэтов. Эразм Роттердамский, крупнейший немецкий гуманист, называл Иеронима “царем богословов”.
Книга И. Стридонского имела большой успех у его современников и потомков, много подражаний. Раннее появление этого типа указателей, смыкающихся с историко-литературными работами, объясняется тем, что для составления таких указателей в меньшей степени, чем для других типов пособий, требуется овладение специфическими методами библиографии. Основное требование – хорошее знание литературы, произведений авторов (после распространения книгопечатания появилось второе требование к библиографу – хорошее знание изданий произведений). Эта связь с историко-литературной деятельностью сказывается даже в ХХ в., когда многие библиографы выделяли особый вид библиографии – критическую библиографию.
Библиография периода рукописной книги развивалась крайне медленно. Появление одного библиографического труда отделялось от другого многими десятилетиями или даже столетиями. Медленное накопление массива рукописных документов вело к редким качественным скачкам в развитии библиографии.
За весь период средневековья только о биобиблиографических словарях писателей и церковных деятелей можно говорить как о сформировавшемся жанре. Исключений было мало. Одно из них – сочинение канцлера Амьенской церкви (Франция) Ришара де Фурниваля (Richard de Fournival) “Библиономия” (“Biblionomia” – “Книгозаконие”), относящееся к середине XIII в. Этот труд начинается с краткого рассказа о том, как некий “опытный в астрологии муж”, постоянный обитатель Амьена, по астрологическим наблюдениям убедился в том, что он родился под теми же созвездиями, под которыми был основан этот город. Поэтому он решил сделать что-либо для города, с которым “связан судьбой”. Он решил открыть для жителей Амьена некий сад, разбив в нем три грядки и расположив на каждой из них в определенной последовательности растения одного рода. Вкусившие от плодов этого сада, должны преисполниться желанием проникнуть в потаенный покой философии.
Сказанное имело аллегорическое значение: сад – это библиотека, грядки – тематические отделы, растения – отдельные рукописи. Первая “грядка” – философия, которая по представлениям средневековых ученых включала грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, физику, метафизику, этику и музыку. Вторая “грядка” – “прибыльная”, для “полезных растений”, т.е. литературы по медицине, гражданскому и каноническому праву. Третья “грядка” – богословская. “Потаенный покой” – книги по алхимии и астрологии – освоить их можно только прочитав все предыдущие.
Любопытная черта “Библиономии” в том, что принятая в ней классификация книг в точности соответствует организации средневекового университета. Это самый ранний образец “факультетскойклассификации”, которая часто применялась затем в библиографических указателях. “Библиономия” была не столько каталогом библиотеки, собранной Ришаром де Фурнивалем, сколько указателем, который содействовал распространению книг. Об этом говорит рекомендательный характер библиографических записей, а также то, что указатель активно использовался в XIV, XV вв. и был переиздан в 1874 г.
Развитие библиографии в средние века сильно отставало от развития литературы и науки в целом. В период феодализма начинают формироваться некоторые научные отрасли: помимо богословия развиваются философия, медицина, юриспруденция, астрология, алхимия. С конца XI в. растет количество переводной литературы с арабского и греческого языков. Наряду с латинской литературой быстро развивается литература на народных языках – рыцарский эпос (“Песнь о Роланде”, “Песнь о Нибелунгах”), рыцарские романы (“О короле Артуре и рыцарях круглого стола”, “Тристан и Изольда”), любовная лирика трубадуров, новеллы Бокаччо, Чосера.
Таким образом, развитие библиографии всегда отстает от нарастания документального потока. Должен сформироваться, накопиться определенный массив документов и потребность в библиографической оценке этого массива, информировании о нем.
К середине XV в. возросшей потребности в книгах не соответствовала техника их изготовления. Развитию библиографии препятствовалауникальность рукописной книги.Эта уникальность в корне противоречила обобщающей тенденции, свойственной библиографии. В задачу библиографии входит указание не на один какой-либо экземпляр данного произведения, а на само произведение как таковое.
Положение изменяется с изобретением книгопечатания (Гуттенберг, 1440г.). Принципиальное отличие библиографии периода книгопечатания заключается в том, что сам факт огромного количества документов ставит библиографию в положение практической обобщающей отрасли (деятельности), т.к. каждое библиографическое описание отражает не одно произведение (или несколько его копий), а совокупный тираж документа распространяемый преимущественно бесконтрольно. Формируется понимание библиографии как особо значимой сферы, как “ключа к знанию”. Следовательно, появляется больше объективных требований к библиографии, ускоряется библиографический процесс, зарождается потребность в первых теоретических обобщениях данной сферы деятельности.
Книгопечатание развивалось в атмосфере ажиотажа вокруг нового изобретения, в условиях жесткой конкуренции. Объем книгопечатания в XV – XVI вв. не поддается точному учету. Из изданий XV в. до нас дошло не менее 49 тыс. названий книг. В XVI в. и последующее время число изданий непрерывно увеличивалось.
Однако не сразу за накоплением массива книг человечество осознает необходимость развития библиографии. К.Р. Симон показал, что прошло не менее века от начала книгопечатания до появления новых типов указателей. Первым указателем нового типа стал трудКонрада Геснера (Konrad Gessner, 1516 – 1565) – “Всеобщая библиотека” (“Bibliotheca Universalis”), изданный в Цюрихе в 1545 г. Это был крупный универсальный международный ретроспективный указатель, отразивший 15 тыс. книг на основных письменных языках того времени – латинском, греческом и древнееврейском – от древности до середины XVI в. Такого огромного по охвату указателя после К. Геснера не удалось создать ни одному библиографу. К. Геснер обратился к читателям: “Не для себя, а для общих занятий я это составил, так ведь, пчелы, и Вы не себе готовите мед”. Это одно из первых высказываний о целях библиографической деятельности. Цель К. Геснера – закрепить все сведения о произведениях, которые удалось выявить. Библиография приобретает значение памяти человечества.
Влияние книгопечатания на библиографию можно охарактеризовать следующими положениями:
– Повысилась общественная значимость библиографии, ускорилось ее развитие.
– В XVI – XVII вв. активно формировались новые виды библиографии:
- универсальная ретроспективная библиография, представленная
прежде всего трудом К.Геснера;
- книготорговая библиография, впервые появившаяся в 1564 г. на
ярмарке во Франкфурте-на-Майне;
- “запретительная библиография” – первый санкционированный
папой Римским “Индекс запрещенных книг” вышел в 1559 г, хотя
его аналоги появлялись и значительно раньше;
- первые отраслевые указатели издавались по мере формирования
факультетской университетской науки;
- национальная библиография стала развиваться в первой трети
16в. (впервые во Франции) в период формирования национальных государств с сильной централизованной властью;
– В XVII – XVIII вв., вместе с созданием в Европейских странах академий наук, активно развивался новый тип документа – научный периодический журнал. Возникла журналистика. Причем, основная задача научных журналов в XVII – XVIII вв. – служить источником информации о новых научных книгах. Появление периодических изданий дало возможность развиваться текущей библиографии;
– Эпоха Гуттенберга вызвала к жизни появление новых типов документов, значительно структурировала документальный поток (книги, журналы, газеты, статьи, рецензии, неопубликованные документы), в связи с чем перед библиографией возникли новые задачи;
– Книгопечатание вызвало необходимость развития методики библиографирования, прежде всего развития библиографического описания, т.к. оно должно было дать возможность отличать не только одно произведение от другого, но и различные издания одного произведения;
– Появление крупных ретроспективных указателей дало возможность отрабатывать, совершенствовать и закреплять методические принципы библиографирования (библиографическое описание, расположение материала, вспомогательные указатели, предисловия).
Возникновения книгопечатания в странах Европы в различные сроки дает объективное объяснение тому факту, что библиография развивалась в них разными темпами. В XVII – XVIII вв. библиографическая деятельность помимо Западной и Центральной Европы распространилась в Скандинавских странах, Юго-восточной Европе (Польша, Чехия), Португалии.
В России первая московская типография возникла в 1553 г. Она выпустила в 50 – 60-е гг. XVI в. всего 7 книг. Первая точно датированная русская книга – “Апостол” была издана Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1563 – 1564 гг. Количество изданных книг измерялось единицами. Подъем начался лишь в эпоху Петра I. Активное формирование массива документов началось в России значительно позже, чем в Европе. Следовательно, и потребность в библиографии, ее развитие пришлись на более поздние времена.
Таким образом, до конца XVIII в. библиография прошла огромный путь, превратилась в достаточно разнообразную сферу практической деятельности, в которой выделились два направления – создание библиографической продукции и организация ее использования, распространения. Достижения библиографической практики создали необходимый фундамент для разработки теоретических вопросов, которая началась с конца XVIII в.
Особенность эмпирического этапа формирования теоретических представлений о библиографии заключалась в том, что первоначально вырабатывалось и накапливалось методическое знание, методические приемы библиографического отражения документов и документального потока.Библиограф изначально имел бело со специфическим объектом труда – книгой и читателем (документом – потребителем), взаимосвязями между ними, что заставляло размышлять, систематизировать, обобщать. Методическое знание закреплялось в самих указателях (описание документов, расположение записей, система вспомогательных указателей), затем – в предисловиях к ним, позже – в инструкциях, первых учебных пособиях, научных исследованиях. Эмпирическое (методическое) знание, отличавшее данную деятельность от других видов деятельности, стало в дальнейшем основой для выработки теоретических представлений о библиографии.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1264;