Будущее библиографической деятельности в России.
Любые долгосрочные прогнозы условны и приблизительны в виду огромной сложности современной общественной жизни, высокой степени неопределенности предстоящих путей, средств и результатов научно-технического, социально-экономического и культурного развития России в XXI веке. Вместе с тем существуют объективные потребности в долгосрочном прогнозировании судеб различных направлений и участков человеческой деятельности.
Попробуем наметить некоторые аспекты будущего библиографической деятельности, которые можно считать достаточно обоснованными:
Неуклонное возрастание роли крупных комплексных программ общественного развития и необходимость их проблемно-комплексного, межотраслевого библиографического сопровождения. Отсюда перспективы организационной и функциональной интеграции библиографической деятельности в рамках будущей единой системы информационного обеспечения современного общества.
Основой будущей оптимальной системы библиографической деятельности останется государственная (национальная) библиография, в рамках которой будет завершено создание системы источников текущей библиографической информации, отражающих все виды документов, в том числе электронные.
Постепенная замена печатной формы указателей Российской книжной палаты всеобщим доступом к электронным базам данных Российского Центра подготовки библиографической информации.
Исторические сроки решения конкретных задач развития библиографической деятельности зависят от уровня ее реального материально-технического и экономического обеспечения (новые носители информации и средства связи, новые программно-поисковые средства и многое другое).
Увеличение разнообразия форм библиографических баз данных, общее усиление коммерциализации и конкуренции в библиографической деятельности в условиях рыночной экономики.
Вероятное общее решение проблемы платности библиографической продукции и услуг: платный доступ к оригинальным ведомственным, отраслевым и другим вновь создаваемым базам данных; бесплатный доступ к продукции государственной (национальной) и рекомендательной (массового назначения) библиографии.
Информационное общество XXI в. будет обладать мощными техническими и экономическими возможностями отражения в библиографических базах данных всех видов документов на всех языках и обеспечения всеобщего доступа к ним без каких бы то ни было ограничений. В этой связи нас ожидает широкое внедрение компьютерно-сетевых технологий и превращение библиографических служб в центры информационного поиска в Интернете.
Технический прогресс не отменяет, а, напротив, увеличивает глубину и разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций. Поэтому будет постоянно меняться содержание библиографической информации, развиваться и усложняться средства библиографического обслуживания потребителей информации.
Основные общественные функции библиографической информации в будущем останутся неизменными. Вместе с тем будут развиваться, усложняться и обогащаться конкретные способы и средства их практической реализации.
Следует ожидать резкого усложнения квалификационных требований к специальной подготовке и заметного роста профессионального престижа работников информационно-библиографического профиля. Специальность библиографа, как и других информационных посредников в системе документальных коммуникаций, станет к середине XXI в. одной из самых востребованных. Поэтому можно надеяться на восстановление в России в обозримом будущем самостоятельного широкопрофильного библиографического образования.
Наконец, в заключение, удачно сформулированный профессором МГУКИ В.К. Степановым, общий электронно-технологический прогноз ближайшего цифрового будущего библиографического обслуживания:
“Главной отличительной чертой цифрового библиографического, как и всех других видов информационного обслуживания в цифровой среде, станет его персонализация. Вся система сервиса будет основываться на максимально полном учете индивидуальных потребностей каждого абонента” [5, с. 494].
“Выстроенное на новой технологической базе библиографическое обслуживание органично вольется в общую инфраструктуру информационных обменов грядущего, которая будет основываться главным образом на обмене колоссальными потоками цифр, а не на передаче материальных объектов. В этой новой реальности библиографам предстоит открывать все новые и новые горизонты, продолжая выполнять свою главную миссию – помогать людям обретать истинное знание в безбрежной информационной вселенной” [5, с. 501].
Вопросы для самопроверки к разделу II.
1. Кто был первым библиографом-профессионалом в России?
2. Что представляют собой непосредственная библиографическая деятельность и производные, сопутствующие виды деятельности? Что такое непрофессиональная библиографическая деятельность?
3. Как соотносятся между собой понятия “библиография” и “библиографическая деятельность”?
4. Какие основные точки зрения на объем понятия “библиография” существуют в современном библиографоведении?
5. Почему на схеме функционирования библиографии как системы (см. рис. 9) показаны два “входа” и один “выход”?
6. На каком структурном уровне библиографии – внутреннем или внешнем – и как обнаруживается ее конкретно-историческая обусловленность?
7. Как соотносятся между собой понятия “закон”, “сущность”, “принцип”?
8. Общие и частные, формальные и качественно-содержательные принципы библиографической деятельности. Их общая характеристика.
9. Каково место принципа партийности в структуре принципов библиографической деятельности? Ваше мнение по этому вопросу.
10. Чем отличаются и как соотносятся между собой компонентная и видовая структуры библиографии как области деятельности?
11. Какой компонент в структуре библиографической деятельности является системообразующим и почему?
12. Какими психологическими качествами должен обладать библиограф как субъект библиографической деятельности?
13. Как соотносятся между собой знания, умения и навыки библиографа-профессионала?
14. Какова структура знаний и умений библиографа?
15. Как связаны документальные потребность и запрос?
16. Каким образом, почему и в каком пункте совмещаются процессы библиографирования и библиографического обслуживания?
17. Как соотносятся между собой понятия “библиографический поиск”, “библиографическое разыскание” и “библиографическое выявление”?
18. Какие три подцикла можно выделить в общем цикле справочно-библиографического обслуживания (рис. 15)?
19. Чем отличаются ответ на запрос потребителя и библиографическая справка, выданная потребителю?
20. Почему фактографическая справка не является библиографической? Почему фактографическое обслуживание входит в состав справочно-библиографического обслуживания?
21. Чем обслуживание по системе ИРИ отличается от традиционных форм индивидуального библиографического информирования, осуществляемого библиотеками?
22. Почему библиографическая продукция является одновременно средством и результатом библиографической деятельности?
23. Как соотносятся понятия научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии?
24. На чем основаны и как соотносятся между собой понятия общей и специальной библиографии?
25. Что означает и на чем основан закон функционального превращения источников текущей библиографии в ретроспективные?
26. Как соотносятся между собой понятия универсальной и отраслевой библиографии?
27. Что такое библиография библиографии? Насколько логически правилен сам термин “библиография библиографии”?
Раздел III.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2193;