Я-концепция» как социально-психологический феномен
Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа,
Рис. 19-3. Социально-успешная личность – «триумфатор» (А. Делон) |
«Я-концепция» – это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в про-
цессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта, Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта; эмпирического объекта (Me), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I),
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта;
-духовное «Я»;
- материальное «Я";
-социальное «Я»;
-телесное «Я»,
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний;
Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я-концепции» стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем. В целом теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологическая реальность индивида – это необъективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.
2, Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида является «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.
Рис. 19-4. Аутсайдер (Новый Арбат, Москва)
3.«Я-концепция» – это одновременно и продукт восприятия и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды,
4.С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
5.«Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность,
6.Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельное формированием «Я-концепции". Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
7.Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
8.Существует одно главное мотивационное побуждение человека – потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».
Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поисков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Берне). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 19-5). Установки группируются в три категории:
Рис. 19-5. Структура Я-концепции |
- реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
- социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)
- идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).
347
Понимание «Я-концепции» как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека), Все они входят в образ «Я» с разными весами, т. е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.
Второй компонент – динамический, процессуальный – это эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
- сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;
- сравнение реального «Я» с социальным «Я».
Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции», но в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках, Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования «Я-кон-цепции» и внутренней регуляции поведения индивида.
Однако, представление «Я-концепции» преимущественно целиком интерпсихическим, а не интрапсихическим феноменом может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя и есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотерапии), нельзя игнорировать многократно эмпирически подтвержденный факт трансситуациональной согласованности «Я-концепции» здоровой личности.
Вопросы для повторения
1.Что понимают под социальным объектом установки?
2.Какие функции установок вы знаете?
3.За счет чего может обеспечиваться устойчивость установки?
4.В чем состоит сходство и различие между стереотипами и предрассудками?
5.Что такое «Я-концепция» личности?
6.Сформулируйте основные положения концепции У. Джемса.
7.Перечислите основные положения теории "Я-концепции», разработанной в рамках феноменологического подхода,
8.Какова структура «Я-концепции»?
9.Перечислите основные представления о «Я-концепции», существующие в символическом интеракционизме.
10.
Рекомендуемая литература
Анастази А, Психологическое тестирование,; В 2-х кн. Кн,2. / Пер, с англ., предисл, К. М.Гуревича. – М.; Педагогика, 1982, – 318 с. – С. 169-182.
Андреева Г, М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 429 с. – С, 348-367.
Берт Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ, ред. В. Я. Пилиповского. – М,: Прогресс, 1986, -
420 с. Майерс Д. Социальная психология / Пер, с англ. В, Гаврилов и др, – СПб,: Питер, 1998. – 682 с. -
Гл. 4, 11, – (Мастера психологии).
Надирашвили Ш. А, Социальные ориентации личности // Социальная психология личности; Сб, стат. Глава 8 / Под ред. М. И. Бобневой, Е, В, Шороховой. – М,: Наука, 1979. – 352 и. – С. 43.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию, Становление человека / Пер, с англ. М. Исениной; Общ, ред. И. Е. Исенина. – М,; Прогресс, 1994, – 479 с,
Шихирев П. И. Современная социальная психология в Западной Европе; Проблемы методологии и теории / Отв. ред. Е. В, Шорохова. – М„ 1985. – 175 е, – С, 109-114.
Шихирев П. Н. Современная социальная психология США, – М.: Наука, 1979, – 229 с.
Ядов В. А, О диспозициональной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии / Отред. Е, В. Шорохова, – М,; Наука, 1975, – 295 с. – С, 89-105.
Глава 20
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 617;