Принципы деятельности экспертов
Образовательный уровень эксперта-религиоведа тесно связан с такими базисными принципами ГРЭ, как принцип мировоззренческой нейтральности и воздержания от оценочных суждений эксперта об истинности или неистинности того или иного религиозного мировоззрения, толерантности и объективности.
По мнению специалистов (А. Пчелинцев, И. Загребина), целенаправленная деятельность по формированию и развитию научного знания в сфере ГРЭ должна осуществляться на основе трех специфических мировоззренческих принципов методологии исследования.
1.Принцип объективности.Важнейшей предпосылкой объективности при проведении экспертизы является беспристрастность. В то же время необходимо осознавать, что полностью беспристрастным не может быть не один эксперт. Говоря о светских людях, пишущих на темы религии, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин замечает, что «светская позиция по отношению к религии не беспристрастна. Светское мировоззрение это одна из сторон спора. Сторонники мировоззрения, которое считает, что все религии в равной степени истинны или в равной степени неистинны, мировоззрения скептического – не являются нейтральной стороной в религиозных спорах». Мнение о. Всеволода разделяет евангельский христианин профессор В.А. Бачинин. Он в более категоричной форме утверждает, что «ученые, обладающие атеистическим сознанием (а они составляют абсолютное большинство в Академии наук и в системе высшего образования), ни сами не желают выходить из привычного состояния богоотрицания, ни своему народу этого не рекомендуют. Используемые ими доктрины прогресса, трансформации, модернизации выступают лишь идеологическими инструментами, способствующими переходам экономики, политики, права от одних форм социального зла к другим, как правило, еще более отталкивающим и опасным…».
Однако в равной степени небеспочвенны и опасения ученых, высказывающих тревогу по поводу клерикализации науки и образования, что также не способствует объективному научному знанию. Достаточно вспомнить открытое письмо по этому поводу десяти академиков РАН, среди которых были нобелевские лауреаты Ж. Алферов и В. Гинзбург, направленное летом 2007 г. в адрес Президента Российской Федерации. В апреле 2008 г. в тот же адрес последовало письмо за подписью более 1700 кандидатов и докторов наук из большинства регионов России.
Представляется, что путь к объективному научному знанию и преодолению взаимного недоверия науки и религии лежит в плоскости широкого и открытого диалога. Для настоящего эксперта непредвзятая и беспристрастная оценка правовых явлений общественной и религиозной жизни являются важнейшими критериями достижения научной истины. Объективный и не связанный ни с каким известным вероучением научный результат сам по себе уже есть некая абсолютная величина сродни божественному откровению, к которой должен стремиться любой эксперт.
2. С принципом объективности тесно связан принцип воздержания от оценочных суждений об истинности того или иного религиозного мировоззрения.Объективным экспертное заключение может быть в том случае, если оно свободно от оценочных суждений. «Попытка утвердить свои оценочные суждения вовне, - считает М.Вебер, имеет смысл лишь в том случае, если этому предпослана вера в ценности. Однако судить о значимости этих ценностей – дело веры, быть может, также задача спекулятивного рассмотрения и толкования жизни и мира с точки зрения их смысла, но уже, безусловно, не предмет эмпирической науки в том смысле, как мы ее здесь понимаем».
3. Принцип толерантности (от лат. Tolerantia – терпимость) является важным социально-культурным механизмом в условиях идеологического и конфессионального многообразия общественной жизни. Толерантность требует уважения достоинства личности и отличных от религиозных взглядов другого и, следовательно, смягчения собственных нередко чрезмерных требований соответствующих своему вероисповеданию представлений.
Подобное качество межконфессионального общения достигается с помощью целенаправленных усилий со стороны государственных институтов и гражданского общества, которые должны быть заинтересованы в межконфессиональной стабильности, мире и согласии.
В основу понимания данной модели общения положено признание Декларации принципов толерантности, принятой на 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государствами, в том числе и Россией. Данная Декларация определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Современное понимание толерантности не сводится только к терпимости, поскольку такой узкий подход плохо согласуется с реалиями жизни и необходимостью решения проблем по кардинальному искоренению ксенофобии и дискриминации. Это более емкое понятие. Применительно к ГРЭ, это не только веротерпимость, а, прежде всего открытость для диалога различных религий, уважение к достоинству личности верующих.
Эксперты-религиоведы способны сыграть конструктивную роль, содействуя свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространяя ценности терпимости и взаимоуважения, разъясняя опасность ксенофобии и различных идеологий, проповедующих религиозную неприязнь.
Толерантность в сфере ГРЭ – есть принцип правового порядка, который обязывает выполнение со стороны экспертного сообщества своего гражданского долга путем терпимого отношения к существованию различных религий и мировозрений и уважения личного достоинства их последователей, а также предполагает соответствующее ему поведение.
Безусловно, предложенный перечень принципов остается открытым и может быть расширен и углублен. Однако, по нашему мнению, уже сегодня эти принципы составляют ядро мировоззренческой парадигмы в методологии ГРЭ и должны быть взяты на вооружение экспертами.
Таким образом, объективная беспристрастная ГРЭ может с одной стороны, защитить религиозные объединения от необоснованных обвинений, нередко инициированных религиозными конкурентами, либо ангажированными деятелями, с другой стороны, может защитить общество от неблагоприятных последствий, которые может нести в себе то или иное религиозное движение.
Источники и литература:
1. Анатолий Пчелинцев, Инна Загребина. Образование и мировоззрение эксперта как факторы государственной религиоведческой экспертизы // Религия и право. 2011, июнь // Религия и право.// sclj.ru› detail.php?ELEMENT_ID…
2. Загребина Инна «От невежества к мнимому экстремизму: проблемы религиоведческой экспертизы в России // religion.rane.ru›sites/default/files/From …
3. Загребина Инна. Об этических аспектах государственной религиоведческой экспертизы // religionip.ru›content/izagrebina
4. Игорь Кантеров. Экспертные советы каксубъекты конфессиональной политики.// sova-center.ru›Религия в светском обществе› Публикации›…/2004/02/d1
5. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. N 53 г. Москва. "О государственной религиоведческой экспертизе" // rg.ru›2009/03/13/religia-ekspertiza-dok.html
Приложение 1.
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Приложение N 1 к Приказу Министерства юстиции РФ
от 18 февраля 2009 г. N 53
Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 февраля 2009 г. N 13430
I. Общие положения
1. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - Порядок) разработан во исполнение положений статьи 48 Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616), пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122) (далее - Закон), подпункта 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; 2007, N 13, ст. 1530; 2007, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473) в целях организации проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее - экспертиза) по запросам Минюста России и его территориальных органов.
2. Проведение экспертизы основывается на принципах соблюдения права на свободу совести и свободу вероисповедания, иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, прав религиозных организаций, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований. Экспертиза имеет комплексный характер.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1006;