Жанровые признаки демонологических рассказов
Народные демонологические рассказы — это суеверные повествования, связанные с персонажами из разряда низшей ми-фол огиии.
Языческое мироощущение крестьян середины XIX в. запечатлел И. А. Гончаров. Он писал: "В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, — они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, — так сильна вера в чудесное в Обломовке!"[90]
В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками — словом, непосредственно заимствованным из речи крестьян Белозерского края Новгородской губ. В качестве термина его предложили братья Б. М. и Ю. М. Соколовы. Они писали, что в народе это слово обычно прилагают "к небольшим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуве-рицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной,
нечистой силы[91]. Впоследствии Э. В. Померанцева, уточняя термин "быличка", разделила демонологические рассказы на две группы: былички и бывалыцины. Быличка — это меморат (воспоминание), бывалыцина — фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца).
Бывальщина содержит больше обобщений и передается от третьего лица. Это дает ей возможность сравнительно легко обрастать фантастическими деталями, переходить в сказку (например, рассказы о мертвецах). По нашим наблюдениям, в бывальщинах преобладает трагический исход, тогда как в быличках человек оказывается спасенным. Спасение приходит неожиданно, вследствие жеста (крестного знамения) или слова (упоминания Бога, например: "О Господи!"). Вместе с тем быличка и бывальщина имеют много общего. Они с большой полнотой и цельностью сохраняют древние языческие представления восточных славян.
Демонологические рассказы обращены к настоящему, случившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или бывалыци-ной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно небольшого размера, одномотивные. Персонажи — человек и демоническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечистую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чертями.
Характерны время, место события, образ демонического существа (его портрет и поведение). Демоны появляются в "нечистое", пограничное время года и суток: на святки, в купальскую ночь, в полдень, в полночь, перед рассветом, после заката солнца. Все происходит в сумерках, беспросветной ночью, в тумане, при свете месяца... Человек встречается с ними там, где они пребывают: как правило, в пустынных и опасных местах. Это пустоши, лесные дебри, болота; перекрестки и росстани безлюдных дорог; пещеры, ямы, водоемы, особенно омуты (например, у мельниц), водовороты; колодцы, даже сосуды с водой. Демоны обитают на деревьях (березах и вербах, в орешнике); в подпольях и на чердаках, в заброшенных домах, в банях, овинах, хлевах; и даже в избе — под печью или за нею.
Встреча с демоном всегда неожиданна. И столь же неожиданно он исчезает из глаз. Как правило, сюжет строится на стремлении демонического существа причинить человеку вред: леший сбивает с пути, домовой пугает стуком или прикосновением, водяной топит, русалка щекочет до смерти. Вместе с тем некоторые демоны могут быть нейтральными к человеку и даже помогают ему: например, домовой ухаживает за скотиной; леший качает колыбель забытого в поле ребенка. Промежуточное положение между миром демонов и миром людей занимают колдуны, ведьмы, знахари — люди, умеющие по собственной воле вступать в контакт с нечистой силой (нередко эти свойства приписывались также и мельнику).
Поражает уже сам внешний вид фантастического персонажа. Это оборотень, способный принимать разные формы и любые размеры (то выше леса, то ниже травы). Демоническое существо может предстать в облике человека, однако обычно это человек с какими-то аномальными признаками: с рогами, хвостом, шерстью; вместо ног — с конечностями животного; или по внешнему виду он в точности похож на кого-то уже умершего из людей. .Леший часто является стариком со взлохмаченными волосами и длинной седой бородой; он может быть также с рогами и козлиными ногами. Водяной — огромный голый старик с большим животом, зелеными волосами и бородой из водорослей. Демон может иметь или принимать зооморфный облик: ласки, кошки, свиньи, барана. Наконец, это существо может иметь вид неодушевленных предметов и природных явлений: огненный (водяной, пыльный) столб, вихрь, копна сена, клубок, колесо. Потустороннюю природу мифологического образа выдает его поведение: сиплый и громкий голос, леденящий душу смех, а также шум, грохот, треск, гул, вой, стремительное вращение, падение или движение — и т. п. С отдельными персонажами связывался якобы присущий им "образ жизни". Например, домовой по ночам ухаживает за лошадьми, расчесывает им хвосты и гривы; по другим представлениям, домовой — маленький старичок, мирно ковыряющий за печкой свой лапоть. Черти пируют вокруг костров, играют в карты, устраивают свадьбы. Русалки танцуют и поют, раскачиваются на березе, греются в бледных лучах месяца, расчесывают свои длинные волосы.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 678;