Сущность социальных институтов

Социальные отношения являются основным элемен­том социальной связи, который способствует сохранению устойчивости и внутреннему единству групп. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества формами социальных отношений.

Человек рождается и воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в разных местах, пользуется услуга­ми городского транспорта, посещает театры и кинотеат­ры, ходит в магазины, обеспечивается безопасностью ми­лицией и судом и т.п., таким образом, человек оказывает­ся включенным в сеть разных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.

Понятиеинститут и «социальный институт» не одно и то же, первое понятие шире второго. Но в обыденном созна­нии у людей эти понятия тождественны друг другу.

На­пример, чаще всего на вопрос, что такое «социальный институт», в первую очередь отвечают, что это учебные заведения, в которых получают высшее образование.

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. На самом деле, между понятиями «институт», «группа» и «организация» имеется существенное внутреннее различие.

Если группа - это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике.

Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. В каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией.

Следует различать и такие понятия, как «социальный институт» и «организация». Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Однако в отличии от институтов, социальные организации, как мы уже отмечали ранее, являются структурно оформленными социальными общностями, реализующими функции социальных институтов в общественной жизни. Важно подчеркнуть, что социальные институты общностями не являются. Также следует отметить, что, как правило, организа­ций значительно больше, чем институтов. Для практичес­кой реализации функций, целей и задач одного социаль­ного института часто формируется несколько специали­зированных социальных организаций.

Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно-культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.).

Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

· возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;

· появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил, а также принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института;

· создание формальных и неформальных организаций, регулирующих и упорядочивающих функционирование социального института.

О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт».

С.С. Фролов предлагает следующее формальное определение социаль­ного института. Социальный институт — это:

ü организо­ванная система связей и социальных норм (сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах);

ü значимые общественные ценности (разделяемые идеи и цели) и общественные процедуры (стандартизованные об­разцы поведения в групповых процессах) удовлетворяющие основным потребностям общества.

Так, институт семьи, например, включает в себя: 1) систему социальных связей (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), а также норм, с помо­щью которых регулируется семейная жизнь; 2) сово­купность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (за­бота о воспитании детей, их физическом развитии, семей­ные правила и обязательства); 4) основные потребности (регуляция половых отношений, рождение и социализация детей).

К вышесказанному можно добавить, что каждый институт имеет свою цель деятельности. Социальный институт невозможно также представить без совокупности обычаев и традиций. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели, которыми могут быть формальные и неформальные организации. Институт располагает определенной системой сан­кций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавле­ние не желаемого, отклоняющегося поведения.

У каждого социального института есть как свои специ­фические особенности, так и ряд определенных общих черт и признаков, характерных для всех социальных ин­ститутов, или, так называемых институциональных при­знаков. Рассмотрим их на примере института семьи:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность, уважение).

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, брачный ритуал).

3. Утилитарные культурные черты (дом или квартира, мебель, бытовая техника).

4. Кодекс устный и письменный (семейные запреты, допущения).

5. Идеология (романтическая любовь, совместимость, индивидуализм).

Итак, институт - это своеобразная форма социальных отношений, основанная на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 654;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.