Творчество В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Алекса́ндра Петро́вича Сумарокова в контексте литературных дискуссий 1-ой половины XVIII века.

Литература петровского времени.

Первая четверть XVIII в. ознаменовалась крупнейшими преобразованиями в экономической, политической и культурной жизни России. Петровские реформы положили начало процессу европеизации России, и этот процесс захватил и область литературного творчества. Литература нового времени решительно выходила из-под церковного влияния, усваивала европейскую концепцию просвещенного абсолютизма, имея перед своими глазами живой пример Петра I. Петр I, в свою очередь, стремился использовать литературу для государственных нужд, для пропаганды новых идей. Особо учительный, открыто дидактический характер русской литературы петровской эпохи сохранится в течение всего XVIII в. и приобретает новое качество в русской классике века XIX.

Однако русская литература первой четверти XVIII в. по своим художественным возможностям явно отставала от потребностей времени, от размаха петровских преобразований. Недаром петровскую эпоху часто называют самой «нелитературной эпохой» в русской истории. Литература 1700-1720-х гг. представляет собой странную картину смешения старого и нового, она в целом еще носит переходный характер. В петровское время продолжает существовать и развиваться старая рукописная традиция древнерусской литературы - она сохраняется на периферии общего литературного процесса в России до конца XVIII в., а некоторые ее явления доживут и до наших дней (старообряднические эстахологические сочинения и публицистика).

Секуляризация культуры повлекла за собой освобождение художественного творчества; другое дело, что писатель зачастую не знал, как этой свободой распорядиться. Литература при Петре не только служит практическим целям, она еще и развлекает, осваивает новые, некогда запретные для нее темы. Древнерусская литература почти не знала любовной темы (за редкими исключениями любовь трактуется как наваждение дьявола; признавалась только супружеская любовь). В петровскую эпоху распространяется любовная лирика (так называемые «канты»), в которой фольклорные образы из народной поэзии мирно сосуществовали с античными мифологическими мотивами. Особую популярность приобрели светские повести с увлекательным приключенческим сюжетом. Эти повести распространялись в рукописях, были анонимны и строились по типу популярных в конце XVII - начале XVIII вв. переводных новелл и авантюрных романов. Однако героем этих повестей становился молодой человек, типичный для петровской эпохи. Обычно незнатный, но получивший образование, энергичный и предприимчивый, он добивался славы, богатства, признания исключительно благодаря своим личным заслугам. Такова «История о российском матросе Василии Кориотском и королевне Ираклии Флорентийской земли». Стиль этой повести отличается поразительной эклектикой - наряду с традиционной галантной лексикой переводных рыцарских романов - варваризмы и канцеляризмы, восходящий к деловой письменности петровского времени, языку газет «Ведомостей» и «Курантов» и даже языку переводных учебников по естествознанию и точным наукам. Эти повести наиболее ярко обнаруживали ахиллесову пяту петровской культуры в целом: отсутствие литературного языка, который бы смог адекватно передать те новые понятия в области культуры, философии, политики, что принесла с собой эпоха петровских преобразований. Задачу создания нового литературного русского языка писатели петровской эпохи завещали новому поколению литераторов.

В петровской литературе продолжали развиваться традиции школьной драмы. Тут большую роль сыграло возникновение школьного театра в стенах Славяно-Греко-Латинской академии. Религиозные сюжеты в этом драматическом жанре вытеснялись светскими, повествующими о политических злободневных событиях, содержащими панегирики Петру I и его сподвижникам. В дальнейшем публицистический и панегирический характер драматургии еще более усиливается. Жанр школьной драмы занял центральное место в творчестве Феофана Прокоповича (1681-1736) - блестящего оратора, публициста, драматурга и поэта. Центральное место в его творчестве занимает трагикомедия «Владимир» (1705 г.). Изображая в этой пьесе события, связанные с принятием на Руси христианства при Владимире, Феофан аллегорически прославлял преобразования Петра и сатирически высмеивал его противников. Трагикомедия «Владимир» несла в себе черты будущей классицистской драматургии: конфликт между страстью и разумом, единство действия и времени, четкость и ясность композиции.

 

Литература классицизма.

В 20-30-е годы в русской литературе XVIII в. начинает складываться эстетическая доктрина классицизма, сменившая эклектизм художественных исканий петровской эпохи. Это было естественным следствием ориентации новой России на европейскую культурную традицию.

Философской основой классицизма был рационализм. Теоретики классицизма ориентировали писателя на создание художественных образов по законам вечного и неизменного разума. Такие образы, по мнению классицистов, получили наиболее совершенное воплощение в античном искусстве. Художник должен был «подражать природе» - но не той неразумной действительности, которая его окружает – а природе «идеальной», преображенной по законам разума в античном искусстве. В основе классицистской эстетики лежит обращение к образам и формам античности как к идеальному художественному эталону. Литература классицизма создает типические образы, но игнорирует индивидуальные черты в характере человека, национальные особенности быта, историческое правдоподобие. Эти типические образы существуют вне времени и места. Эстетика классицизма установила строгую иерархию жанров, выделив среди них «высокие» (трагедия, эпопея, ода; их сфера - государственная жизнь, исторические события); и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную жизнь людей средних сословий). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие жанровые признаки; смешение возвышенного и низменного, комического и трагического не допускается. Художник в своем творчестве должен строго следовать правилам, разработанным в эстетике классицизма.

Классицизм как художественный метод был явлением общеевропейским, но наивысшего расцвета он достиг во Франции XVII в., в период установления там абсолютной монархии при Людовике XIV. В I пол. XVIII в. во Франции в общественной мысли формировались уже идеи Просвещения, и восприятие эстетической доктрины классицизма в России шло совместно с усвоением просветительских идей. Расцвет светской культуры в петровской и послепетровской России, гражданский энтузиазм в кругах просвещенного дворянства, вызванный реформами Петра - все это создало благоприятную почву для укоренения просветительской идеологии в русской общественной мысли.

Таким образом, отличительной чертой русского классицизма было наличие в нем воспитательных и просветительских тенденций. В равной степени они сказались в двух направлениях, возникших в отечественной литературе классицизма в самом начале ее существования. Одно было представлено сатирическими, отличительными произведениями (его основоположник - А. Кантемир (1708 - 1744), громивший в своих сатирах церковников - гонителей «ума» и просвещения - и «злонравных» дворян); другое - произведениями жизнеутверждающими, исполненными гражданского и патриотического пафоса (М.В. Ломоносов, затем Г.Р. Державин).

 

Творчество В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, Алекса́ндра Петро́вича Сумарокова в контексте литературных дискуссий 1-ой половины XVIII века.

 

Ранний этап становления русского классицизма связан с творческой деятельностью трех крупнейших поэтов-современников 1740-1760-х гг. и В.К. Тредиаковского (1703 - 1769) , М.В. Ломоносова (1711 - 1765) и А.П. Сумарокова (1717 - 1777). Закладывая основы классицизма, они практически создавали фундамент национальной литературы. Им приходилось одновременно решать несколько сложнейших задач: создать новый литературный язык, который соответствовал бы требованиям новой светской литературы, новые жанры и дать им теоретическое обоснование. Необходимо было реформировать систему русского стихосложения - тем более, что ведущими жанрами классицизма являлись жанры поэтические.

Если французский теоретик классицизма Н. Буало, создавая свой трактат «Поэтическое искусство», опирался на блестящие достижения французской литературы, то у наших теоретиков подобной литературной традиции не было. Им приходилось выступать одновременно и теоретиками, и практиками нового литературного направления. Главенствующее положение в это время занимали вопросы стихосложения и выработки норм литературного языка. Истина рождалась в споре - далеко не всегда корректном. Многочисленные критические статьи трех теоретиков классицизма были насыщены резкой полемикой, упреками, обвинениями противников в незнании законов логики и грамматики, в нарушении норм естественного словоупотребления, в пренебрежении к звучанию стиха.

Реформа русского стихосложения была проведена в работах «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) В.К. Тредиаковского и в «Письме о правилах российского стихотворчества» (1739) М.В. Ломоносова. Суть ее заключалась в замене силлабики, свойственной барочной поэзии XVII в., на силлабо-тонику. Оба филолога исходили из одного и того же положения: силлабо-тоническая система, основанная на чередовании ударных и неударных слогов в строке, более соответствует самому духу русского языка, так как ему свойственно свободное, а не фиксированное ударение.

Реформа Тредиаковского носила половинчатый характер. Ломоносов довел ее до конца, опираясь на трактат своего предшественника и в то же время полемизируя с ним. Особенно плодотворной оказалась мысль Ломоносова о главенствующей роли ямба среди всех стихотворных размеров (Тредиаковский подобную роль закреплял за хореем). Впоследствии справедливость мнения Ломоносова подтвердила вся поэтическая практика русских писателей XVIII-XX вв. К «Письму...» Ломоносов приложил свою оду «На взятие Хоти на», написанную четырехстопным ямбом. Именно с этой оды, по мнению Белинского, и началась история новой русской литературы: «Ломоносов был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим». Большое значение для формирования эстетики классицизма имели созданное Ломоносовым учение о трех «штилях» и разработанная на основе этого учения теория литературных жанров (работа «О пользе книг церковных в российском языке», 1758 г.). Опираясь на античную традицию, Ломоносов делит художественные произведения на три стилистические группы: высокие, средние и низкие; это деление он обосновывает лингвистически, связывая его с «тремя родами речений» (т.е. слово) в русском языке.

Высоким стилем, пишет Ломоносов, должны сочиняться героические поэмы, оды, трагедии; в основе высокого стиля лежат церковнославянизмы и «речения славенороссийские» - т.е. славянские слова, общеупотребительные и в русском языке, имеющие нейтральную стилистическую окраску («рука», «слава», «бы»). Средний стиль «приличен» драме, посланию, сатире, он пользуется «славенороссийскими речениями» и словами живого русского языка, которых нет в церковнославянском. Наконец, «низким штилем» пишутся комедии, эпиграммы, лирические песни, эпистолярные жанры. Низкий стиль пользуется исключительно живым русским языком, с возможным употреблением просторечия.

Стиль. Лексика. Жанры.

Высокий. Церковнославянизмы, сообщающие тексту особую поэтическую, торжественную, стилистическую окраску + славянороссийские речения. Героическая поэма, ода, трагедия

Средний. Славянороссийские речения+слова живого русского языка. Драма, послание, сатира, элегия

Низкий. Слова живого русского языка + возможно просторечие. Комедия, эпиграмма, лирические песни, эпистолярные жанры

 








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 3049;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.