Предтечи, разновидности, последователи. & Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг
& Гуманистическая психология, возникшая в 60-х гг. ХХ в. (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон) как психотерапевтическая практика, получила широкое признание в образовании, медицине, политике. На идеях и принципах гуманистической психологии оформилась особая новая педагогическая практика – гуманно-личностные педагогические технологии. В них провозглашаются новые, гуманистические отношения между миром взрослых и миром детства.
Таблица 3. Сравнение традиционных и гуманистических отношений
Традиционные педагогические отношения | Гуманистические отношения |
Принцип субординации:мир детства – это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам и ценностям. Принцип монологизма:мир детства – это мир учеников и воспитанников, мир взрослых – мир учителей и воспитателей; мир детства – чистая потенция, лишенная своего собственного и ценного для взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении – от взрослых к детям. Принцип произвола:мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы миру детей; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых. Принцип контроля:мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания. Принцип взросления:развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т.е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов. Принцип инициации:во всех обществах всегда существовали граница между миром детства и миром взрослых и «процедуры инициации», т.е. перевода человека из одного мира в другой. Принцип деформации:мир детства всегда так или иначе деформирован вторжением мира взрослых. | Принцип равенства:мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга. Принцип диалогизма:взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс». Принцип сосуществования:мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов. Принцип свободы:мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь ни был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей. Принцип соразвития:развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости. Принцип единства:мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей. Принцип принятия:особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости». |
& Гуманистическая педагогика Януша Корчака (1878 - 1942). Польский педагог и врач, руководитель детских приютов – «Дома сирот» и «Нашего дома» в Варшаве. Я. Корчак - человек-легенда, символ бескорыстия и самопожертвования. В 1942 г., отказавшись от личного помилования, был казнен фашистами вместе со своими детьми в газовой камере.
Концептуал.
Народная, свободная, трудовая школа.
Воспитание трудом.
Самоуправление в школе.
Мир делится не на богатых и бедных, мир делится на два неравных класса - на взрослых, которые имеют все, и детей, которые не имеют ничего. Необходимо равенство детей и взрослых во всем.
Экологическое воспитание.
Изменение мира путем изменения системы воспитания.
Воспитание.
Воспитание – процесс постепенного познания ребенка и развитие его врожденных способностей.
Детство - это не подготовка к жизни, а сама жизнь детей. Ребенок не когда-нибудь, не завтра, а уже сейчас человек.
Воспитание при помощи коллектива.
В ребенке изначально заложены положительные качества.
Первое условие воспитания – знание ребенка.
Познайте себя прежде, чем захотите познать детей.
Обучение.
Природные наклонности детей - верные ориентиры, чему их учить и как.
Уважайте незнание ребенка.
Не опускаться до понятий ребенка, а подниматься до их чувств.
Знайте ребенка; все дети философы и поэты.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 865;