Гуманистическая концепция культуры И.Г. Гердера

Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803).

Он внес наиболее весомый вклад в немецкую просветительскую концепцию культуры.

Гердер отказался от европоцентризма в пользу полицентризма, признавая существование нескольких равноправных центров мировой культуры.

Согласно Гердеру, культура представляет определенную ступень исторического развития, тесно связанную с уровнем достижений науки и просвещения.

Всему роду человеческому предстоит пройти в своем развитии ряд одинаковых ступеней в соответствии с естественными законами природы, чтобы достичь гармонии чувств, разума, веры и справедливости.

При этом человечество пока находится лишь в начале своего пути, поскольку еще слишком много в мире невежества и преступлений против гуманизма.

Согласно И. Г. Гердеру, совершенствование человека предполагает развитие наук и просвещения.

Главной характеристикой человека он считал разум.

Но, в отличие от других мыслителей того времени, он считал разум неврожденным, а достигаемым в постоянной работе.

Из-за этого слабый по своей природе человек одержал верх над животными, обратив свою слабость в силу.

Впервые в культурологии у Гердера появляется концепция национального духа культуры как выражения абсолютного духа, сил разума, властвующего над миром.

Чем больше национальных культур, тем больше проявляет себя универсальный разум, материализуясь в национальном характере, который складывается из способов отражения мира и реагирования на это отражение.

Поэтому каждая культура самоценна и уникальна.

Конкретным выражением национального характера является язык, благодаря которому люди установили правила жизни и законы, передавали из поколения в поколение знания, умения и навыки деятельности.

Появление языка, по его мнению, обеспечило выживание человека в природе, частью которой он являлся, но был плохо приспособлен к ее условиям.

Лишь смышленость, общественные связи между людьми, нашедшие свое выражение в языке, позволили человеку превзойти животных и выжить.

Мысль, общество и язык стали особой человеческой формой жизни, составив в совокупности человеческую культуру.

Поэтому анализ языка у Гердера становится и анализом культуры, а изменения, корректировки языка ведут к изменению всей культуры.

Для Гердера создание единого общемирового языка – один из будущих итогов исторического процесса наряду с отмиранием государства, торжеством свободы, равенства и братства.

 

2.3.2. Теория «географического детерминизма» Руссо

Не все просветители были едины в оценке культуры.

Французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считает, что с развитием наук и искусств разрушается «естественное» состояние людей, деградирует нравственность, человек достигает цивилизованного состояния ценой общественного неравенства и подавления чувства свободы.

Ж.Ж. Руссо о культуре

По мнению Ж.-Ж. Руссо культура ведёт к моральному развращению человека.

Это вовсе не означало отказа от благ цивилизации и призыва к возвращению «назад, к природе», хотя именно так поняли его тогда, как и сейчас воспринимают критику современной цивилизации.

Руссо показал, что противоречивость человеческого бытия вытекает из противоречивости исторического движения человека от первобытного к цивилизационному состоянию.

Говорит Руссо и о прогрессе в культуре.

До него прогресс культуры неизбежно связывался с количественным ростом материального благосостояния, но своей критикой комфорта он отверг такое понимание прогресса.

Неприемлем для него и прогресс как качественное возрастание сложности вещей, т.к. это приводит к еще большему отчуждению их от человека, а следовательно, к отчуждению между людьми, нарушению связей между ними, деградации морали и религии.

Руссо полагает, что развитие культуры является негативным фактором в жизни общества, ибо она не объединяет, а разъединяет людей, ее рост означает развитие тех качеств, которые делают из человека асоциальное существо, агрессивного индивидуалиста.

Поэтому прогресса в культуре просто нет, ибо традиционное понимание прогресса неизбежно приводит к кризису культуры, к росту антиценностей как итога культурного развития.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2531;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.