Приемы голографического мышления
Голографический подход в психологии и педагогике означает рассмотрение объекта в отражении (проекции) в многомерном пространстве. Это процесс многомерного объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. (Это относится как к обучению, так и к воспитанию в рамках единого образовательного процесса.)
Голографическая проекция – мысленное моделирование знания, где источник его получения – незнание, интеллектуальные потенции самой личности. Для этого применяются:
• Прием ретроспективного анализа жизненного опытас раскрытием его связей в образовательном процессе. «Что было бы, если…»
• Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихсязаключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний.
• Прием опережающей проекции преподаванияпредъявляет повышенные требования к инструментовке. Образовательная информация должна накладываться на витагенную, придавая ей опережающее научное объяснение.
• Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной моделиэффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. «Я предлагаю вам идею – незаконченное произведение… Дополните и закончите его на основе своего жизненного опыта».
• Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекцийсостоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами.
• Прием витагенных аналогий в образовательных проекцияхимеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было».
• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия.
• Технология творческого синтеза образовательных проекций.Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным.
• Технология творческого моделирования идеальных образовательных объектовможно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был Президентом».
Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.
Рекомендуемая литература
1. Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций // Школьные технологии. – 1998. – № 3.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: Академия, 2000.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1992.
4. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. – Екатеринбург, 1997.
5. Корнеев П.В. Жизненный опыт личности. – М., 1987.
6. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М., 1995.
7. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. – М., 1989.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1714;