Союз родителей и детей

 

Этот союз устанавливался, как и прежде, рождением и усыновлением. Что касается до незаконнорожденных детей, то законодательство, в отличие от допетровского времени, начинает интересоваться их судьбой*(735). Так, Воинский устав возложил на отца обязанность содержать незаконных детей вместе с матерью*(736). Вопрос об усыновлении незаконнорожденных был поднят при Александре I (в 1801 г.), причем Непременный совет высказался за возможность подобного усыновления при последующем браке родителей*(737), но только в исключительных случаях, а именно, в виде награды за особенные заслуги и не иначе, как с разрешения государя. Однако при Николае I указом 23 июля 1829 г. подача всяких просьб об усыновлении была воспрещена.

Усыновление, как второй способ установления союза родителей и детей, невозбранно разрешалось всем сословиям, кроме дворян. Последние же могли усыновлять только при наличности следующих условий: 1) при отсутствии нисходящих и боковых родственников той же фамилии, к которой принадлежал усыновитель, 2) при усыновлении родственников, а не посторонних людей, и 3) не иначе как с высочайшего соизволения. Правда, доклад дворянской комиссии 1763 г. высказался за дарование права усыновления или "адопциона" также и дворянам в случае пресечения их "рода" ("в случае неимения того роду") или наличности "неспособных" наследников, причем разрешил усыновлять посторонних, лишь бы они были дворянами и согласились присоединить к своей фамилии фамилию усыновителя, на что не требовалось высочайшего соизволения, но только "сообщение для известия в герольдию" (ст. 20 и 21), но, как известно, доклад не получил законодательной санкции*(738).

Способами прекращения союза родителей и детей были: 1) политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, согласно с указом 1720 г., подтвержденным в 1753 г.; 2) поступление в монашество и 3) замужество дочерей ("одно лицо, - читаем в сенатском решении 1802 г., - двум неограниченым властям, каковы суть родительская и супружеская, совершенно удовлетворить не в состоянии, а особливо, в случае могущей быть между изволениями их противоположности"*(739).

В личном отношении дети были вполне подчинены родителям. Вот что читаем по этому поводу в Уставе благочиния: "родители суть властелины над своими детьми; природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по состоянию"; "дети долг имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь и служить им самым делом, словами же и речьми отзываться об них с величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо, без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей". В качестве "властелинов над своими детьми" родители пользовались правом наказания по отношению к последним. Об этом говорит еще Воинский устав, разрешая родителям употреблять "лозы" относительно непокорных детей (арт. 163). Затем Учреждение о губерниях 1775 г. дозволило родителям заключать в смирительные дома таких из своих детей, "кои им непослушны или пребывают злаго жития, или ни к чему доброму несклонны". Наконец, высочайше утвержденным докладом Сената 1802 г. было постановлено, что оскорбление родителей замужними дочерьми должно входить в состав юрисдикции совестного суда. Этот же последний был признан с 1826 г. единственным судебным местом, долженствовавшим разбирать дела об оскорблении родителей детьми вообще, а не только одними замужними дочерьми. Самый факт оскорбления родителей детьми был признан еще манифестом о поединках 1787 г. за тяжкую обиду, причем с 1820 г. (указ 29 янв.)*(740) всякое следствие по таким делам считалось неуместным, в силу чего от детей не принимались никакие оправдания. Однако в императорском периоде встречаются уже попытки ограничить родительскую власть, так: 1) родители могут отдавать внаймы малолетних детей только на пять лет; 2) родители по-прежнему могут отдавать детей в монастырь, но этот обычай осуждается законодательством ("сей обычай душепагубный есть, - говорит прибавление к Духовному регламенту 1722 г., - и, хотя чада воли родительской подлежат, но не как скоты бессловесные, в том наипаче, что требует самих их рассуждения и воли, каковое есть избрание жития"); 3) умышленное убийство детей карается как всякое убийство и даже строже, и только неумышленное, во время наказания, карается легче*(741), и 4) родителям, по законодательству Николая I, запрещается увечить и ранить детей.

В имущественном отношении отделенные дети были вполне независимы от родителей, так как пользовались всеми имущественными правами и распоряжались своей собственностью без согласия родителей. Напротив, неотделенные дети, не имеющие собственности, хотя и обладали полной правоспособностью, но в отношении дееспособности были ограничены, не имея права вступать в какие бы то ни было обязательства и выдавать крепости и векселя без согласия родителей (указ 1761 г.)*(742).

 

Опека

 

Законодательство изучаемого периода обратило внимание и на опеку*(743). Так, при Петре Великом были изданы два законодательных памятника, касающихся последней. Мы говорим об указе о единонаследии 1714 г. и об инструкции городовым магистратам 1724 г. Опека назначалась над малолетними и продолжалась до времени их совершеннолетия. Возраст последнего был определен в указе 1714 г.: для наследников недвижимого имущества - 20 лет, для наследников движимого имущества мужского пола - 18 лет и женского пола - 17 лет. Наследник недвижимого имущества, согласно с указом 1714 г., был опекуном ex officio своих малолетних братьев и сестер и поэтому обязывался иметь попечение о сохранении имущества последних, а также об их прокормлении и воспитании. Инструкцией городовым магистратам были созданы особые учреждения, на обязанности которых лежала забота об интересах опекаемых. Такими учреждениями были магистраты, назначавшие опекунов, в случае неназначения их родителями, и надзиравшие за их деятельностью. Последние по окончании опеки обязывались представлять отчеты в магистраты по управлению имуществом опекаемых и по воспитанию последних.

Екатерина II Учреждением о губерниях установила дворянскую опеку при каждом уездном суде и городовой сиротский суд при каждом городовом магистрате. Первая ведала опеку над малолетними дворянами, последний над городовыми обывателями. Учреждение же о губерниях определило качества опекунов: последними могли быть лица, "по своим добродетельным качествам, честности и незазорному поведению наиболее подающие надежды к призрению малолетнего в здравии, добром воспитании и пристойном содержании" (ст. 215); ввиду этого не могли быть опекунами: расточители, имеющие "явные или гласные пороки", находящиеся под судом или сурового нрава, а также враги родителей опекаемых. Опекуны получали ежегодно в виде вознаграждения за твои труды 5% из дохода управляемого ими имущества и обязывались ежегодно же представлять отчеты о своей деятельности, а по окончании опеки общий отчет.

С 1785 г. были учреждены попечители, которые заменяли опекунов при достижении опекаемым 14 лет. Попечительство продолжалось до наступления опекаемому 21 года. Находясь под наблюдением попечителя, опекаемый пользовался правом распоряжения своим имуществом, но не иначе, как с согласия попечителя. Указ 1785 г. неоднократно подтверждался и разъяснялся впоследствии (напр., в 1826, 1830, 1836 гг.).

С Петра I была учреждена опека над безумными и сумасшедшими: так, указ 1722 г. предписал представлять в Сенат для освидетельствования так называемых дураков и затем отдавать их вместе с их имуществом на попечение ближайшим родственникам или свойственникам. Указ запретил "дуракам" вступать в брак, так как от них "доброго наследия к государственной пользе надеяться не можно", а также управлять своими имениями*(744). В 1762 г. было предписано учредить так называемый долгауз (дом для сумасшедших), куда и помещать безумных, если родственники не пожелали бы держать их у себя, имущество же их передавать законным наследникам, впрочем, без права продажи и заклада с их стороны в течение жизни безумного, причем определенный доход с имущества наследники обязаны были употреблять на содержание больного. В 1815 г. Государственный Совет разъяснил, что в Сенате следует свидетельствовать не имеющих здравого рассудка с самого рождения, сошедших же с ума впоследствии, и в особенности буйных, было предписано свидетельствовать в губерниях в особом присутствии из губернатора, вице-губернатора, губернского прокурора, предводителей дворянства: губернского и одного из уездных, а если свидетельствуемый из городских обывателей, то приглашать и городского голову вместе с одним из членов магистрата.

С Петра I же была учреждена и опека над жестокими помещиками.

 








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 768;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.