Перечень возможных тестовых вопросов по теме на ПГК. 1.О немецкой классической философии
1.О немецкой классической философии. Ответ. К немецкой классической философии (НКФ) конца ХУ111-Х1Х вв. относят И. Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм.
2. О теоретических источниках НКФ. Ответ. Теоретическими источниками НКФ были крупнейшие достижения предшествующего духовного развития всего человечества, в частности, идейное наследие фр. и нем. Просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистические линии философов Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозы, Гассенди и других. НКФ была представлена почти всеми основными философскими течениями, как дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Шеллинга, Гегеля и материализм Фейербаха. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, НКФ является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все ее системы логически вытекают одна из другой.
3.Об основоположнике немецкой классической философии. Ответ. Основоположником немецкой классической философии и науки новейшего временисчитают Иммануила Канта.
4. О философии Канта. Ответ.Философия Канта получила название трансцендентального идеализма. Его философское творчество можно разделить на два периода: 1-й – до начала 70-х годов (1746-1770), называется «докритическим», а 2-й (1770-1797) – «критическим», поскольку именно тогда происходит переориентация сферы интересов Канта, и были написаны главные произведения, принесшие философу мировую славу: ««Критика чистого разума» (вопросы теории познания), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика и учение о целесообразности в природе).
5. Об агностицизме Канта. Ответ. Вопросы познания Кант решает с позиции агностицизма. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей, и вещи как они существуют сами по себе, и утверждал, что человек познает мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Миру же явлений соответствует, независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только (ноумены), то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.
6. Об антиномиях. Ответ. В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант же полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум, т.е. субъект познания, а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии).
7. О двух видах знания. Ответ. Все знание Кант делит на опытные (apastoriori) и доопытные (apriori). Апостериорное знание есть то знание, которое человек получает в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения. Априорное знание – это доопытное знание, то есть то знание, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения.
8. О категорическом императиве Канта.Ответ. Нравственный долг Кант определяет в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива, который формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли и поведения во всякое время могла служить принципом всеобщего законодательства. Тем самым, категорический императив Канта отрицает возможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе.
9. О философии Фихте. Ответ. Свою философию Фихте назвал «учением о науке», или «Наукоучением», который и является его основным философским трудом. Главное положение его философии – «Я есть», которое, полагает самое себя, оно первоначально.
10. О методе Фихте. Ответ. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется «антитетическим», т. к. антитезис, собственно, не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность.
11. Учение о познании. Ответ. Органом разумного познания Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. «интеллектуальную интуицию».
12. Об основных сочинениях Шеллинга. Ответ.Шеллингомбыли написаны следующие произведения: «Философия природы», «Система трансцендательного идеализма» (1800 г.), «Философские исследования о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах» (1809 г.).
13. О главном вопросе философии. Ответ.По Шеллингу философия должна дать ответ на два вопроса: 1). Каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания? 2). Каким образом, наоборот, сознание, которое само по себе есть лишь субъект, становится объектом? На первый вопрос отвечает «философия природы», на второй – учение «трансцендентального идеализма».
14. О философии Гегеля и основных его сочинениях. Ответ.Георг Вильгельм Фридрих Гегель – вершина немецкого идеализма первой половины Х1Х века.Его философское учение относят к объективному идеализму, хотя сам он называет свою философию абсолютным идеализмом, на основе, которой, он разрабатывает теорию диалектики. Основ. соч.: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по истории философии», «Философия права», «Лекции по эстетике» и др.
15. Об основном понятий философии Гегеля. Ответ. Основное понятие учения Гегеля – Мировой дух или Абсолютная идея, которого он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс превращения абсолютной идеи в абсолютный дух, где промежуточными членами выступают природа и конечный дух. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. Исходя из чего, он полагал, что «Все действительно разумно, все разумное – действительно».
16. Об исходном положении философии Гегеля. Ответ. Это понятие о тождестве бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа, и рассматривал его как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самого себя.
17. О философской системе Гегеля. Ответ. Гегель наметил трехчленное деление своей философской системы, которая состояла из логики, философии природы и философии духа. Само мышление он именует абсолютной идеей, и она в своем развитии проходит три этапа: ступень логики, ступень природы и ступень духа.
18. О философском методе Гегеля. Ответ. Гегель называет свой метод диалектическим,ключевое понятие которого – противоречие – «корень всякого движения и жизненности. Он утверждал: «лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу диалектики: сначала, утверждение – тезис, затем его отрицание – антитезис, и наконец, отрицание отрицания – синтез, снятие противоположностей.
19. О диалектике Гегеля. Ответ. Диалектика (четко сформулировано Гегелем в «Науке логики», 1812-16 гг.) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. В этом произведений философ дал анализ важнейшим законам и категориям диалектики, логике и теории познания, создал первую в истории мысли систему диалектической логики.
20. О периодах всемирной истории. Ответ.Гегель считал, что «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории : восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир и германский мир.
21. О вкладе Гегеля в развитие философии. Ответ. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Это признание взаимосвязи, движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращение количественных изменений в качественные; признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии.
22. О философии Л. Фейербаха и основных его сочинениях. Ответ. Людвиг Андреас Фейербах,философ-материалист, атеист, первый философ, подвергший развернутой критике систему Гегеля. Его философскую систему называют «новой философией» или «философией будущего», основное содержание которой: отстаивание материализма. Основ. соч.: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», «К критике философии Гегеля» (1839), «Философия и христианство», «Сущность христианства» (1841), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843).
23. О антропологическом материализме Л. Фейербаха. Ответ. Фейербах считал, что единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; единством материального и духовного. Человек должен стать главным интересом философии как «единственный, универсальный и высший» предмет ее исследования, а сама философия – учением о человеке, или антропологической философией.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 511;