Материал к теме № 8. Немецкая классическая философия
Цель лекции:изучить основные направления и общие методологические принципы построения немецкой классической философии второй половины XVIII – начала XIX веков: трансцендентальный идеализм, философию тождества и логики, антропологизм, рационализм, диалектику, историзм. Показать роль НКФ в последующем развитии философской мысли XIX – XX веков.
Основные вопросы
1.Общая характеристика содержания и проблематики немецкой
классической философии.
2.И. Кант – основоположник немецкой классической философии.
Трансцендентальный идеализм, агностицизм и дуализм Канта.
3. Субъективный идеализм Фихте.
4. «Философия тождества» Шеллинга.
5. Философская система, метод и диалектика Гегеля.
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Ключевые слова и понятия: трансцендентальный идеализм, докритический и критический периоды, агностицизм, дуализм, категорический императив, мир «явлений», мир «вещей в себе», априорное знание, апостериорное знание, субъективный идеализм, философия тождества мышления и бытия, Мировой дух (Абсолютная идея), диалектика, антропологическая философия, религия любви.
1.Общая характеристика содержания и проблематики немецкой классической философии. К немецкой классической философии (НКФ) конца ХУ111-Х1Х вв. относят И. Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Все они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое целое. Их объединяют общие методологические принципы построения философского знания: рационализм, диалектика, историзм. НКФ– это особый этап развития философии, является высшим достижением западной философии Нового времени. Марксизм как часть немецкой классической философии будет рассмотрен отдельно. НКФ представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами: 1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Мыслители полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры. 2. НКФ повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности. 3. Все представители НКФ относились к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. Например, в качестве философских дисциплин. 4. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики, достигшей свой завершенности в работах Гегеля, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Немецкая классическая философия подчеркивала роль философии в разработке гуманистических проблем и предприняла попытку осмыслить человеческую жизнедеятельность. Вслед за идеями французских просветителей XVIII в., НКФ провозгласила человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса. Будучи идеологическим выражением взглядов прогрессивной буржуазии, эпохи ломки феодальных отношений конца 18 - первой половины 19 в., НКФ представляла собой своеобразное обобщение опыта буржуазных революций, к тому времени уже миновавших вершины своей революционности (англ. и фр. революции). Отсюда, и ярко выраженные компромиссные тенденции НКФ, усиленные условиями тогдашней Германии (феодальная раздробленность, относительная слабость буржуазии и т. д.). Как следствие этого, стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно-теоретической, или абстрактно-чувственной. Теоретическими источниками НКФ были крупнейшие достижения предшествующего духовного развития всего человечества, в частности, идейное наследие фр. и нем. Просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистические линии философов Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозы, Гассенди и других. НКФ была представлена почти всеми основными философскими течениями, как дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Шеллинга, Гегеля и материализм Фейербаха. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, НКФ является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все ее системы логически вытекают одна из другой. Так, внутреннее противоречие философской системы Канта, заключающееся в признании объективно существующей „вещи в себе" и отрицании возможности ее познания, породило попытку его преодоления в рамках субъективного идеализма Фихте, а затем объективного идеализма Шеллинга и Гегеля. Идеалистические системы их основаны на принципе тождества субъекта и объекта, идеального и реального. Если „у Канта познание разгораживает (разделяет) природу и человека..." (Ленин В. И., т. 29, с. 83), то у Гегеля реальность соответствует понятию, его категориям и законам. Вместе с тем, последние берутся у Гегеля в движении, саморазвитии, что позволило ему угадать в диалектике понятий – диалектику вещей. Однако идеализм Гегеля, абсолютизация мышления и его истории, т. е. замыкание мышления на само себя, в конечном счете, и породили коренной порок его системы - диалектическое развитие стало, по существу, движением по замкнутому кругу. Выступив с критикой гегелевского идеализма, Фейербах отбросил абсолютную идею, а вместе с нею и диалектику духовного развития человечества, видя в ней лишь совокупность различных, нередко иллюзорных (отчужденных) форм проявления сущностных сил человека. Мышление, сознание он свел к чувственному созерцанию, а сущность человека - к чувственной природной основе. Отказ от идеи развития, созерцательность Фейербаховского материализма обусловили его непоследовательность, сказавшуюся в идеалистическом толковании истории. Всем ходом своего развития НКФ показала, что наиболее полное, глубоко научное философское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалистической основе с использованием всех достижений НКФ, особенно ее диалектики. Именно это обстоятельство и позволило НКФ стать одним из основных источников марксизма.
2. И. Кант – основоположник немецкой классической философии. Трансцендентальный идеализм, агностицизм и дуализм Канта
Иммануил Кант (1724-1804) –основоположник немецкой классической философии и науки новейшего времени. Родился в г. Кенигсберге, в семье ремесленника. Его девиз жизни: «Выдержка и воздержание». Философия Канта получила название трансцендентального идеализма. Его философское творчество можно разделить на два периода: 1-й – до начала 70-х годов (1746-1770), называется «докритическим», а 2-й (1770-1797) – «критическим», поскольку именно тогда происходит переориентация сферы интересов Канта, и были написаны главные произведения, принесшие философу мировую славу: ««Критика чистого разума» (вопросы теории познания), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика и учение о целесообразности в природе). 1. В «Докритический период» - сфера интересов Канта ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями. Новаторство Канта при исследовании проблемы бытия, природы, естествознания заключается в том, что он был одним из первых философов, уделивших внимание проблеме развития (развития в природе). Из произведений этого периода важнейшим является трактат «Всеобщая история и теория неба». В нем Кант описывает свою космогоническую теорию – гипотезу о возникновении солнечной системы (и аналогично о возникновении всей вселенной), позже ставшая известной как теория Канта – Лапласа. Одновременно перед Кантом стояла уже в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания, о границах познания и, прежде всего, научного познания. Поэтому Кант и переходит в 70-е годы от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания (гносеологии). 2. «Критический период» Канта это агностицизм и априоризм. На первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей, и вещи как они существуют сами по себе, и утверждал, что человек познает мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует, независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Тем самым, весь мир по Канту является «вещью в себе», у которого две стороны: познаваемый и не познаваемый. Реальный мир (огромное множество предметов и явлений окружающего мира), представляющий объект нашего разума и чувств есть «вещи в себе». Они как бы имеют две качественные стороны: поверхностные и внутренние. Первые, поверхностные, это образы (внешне проявляемые явления – феномены), доступные нашим органам чувств. Вторые, внутренние, сущностные (субстанциональные – ноумены) – не доступные нашему разуму. И потому «вещь в себе» абсолютно не может быть понята разумом, следовательно «вещь в себе» является предметом веры (бог, душа, бессмертие). Таким образом, основная идея произведения «Критики чистого разума» - агностицизм – невозможность познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум, т.е. субъект познания, а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии). Антиномии свидетельствуют о том, что Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает только противоречия мыслительной деятельности. С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии. Например,«существуют только простые элементы и то, что состоит из простых» элементов, и «в мире нет ничего простого». Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Однако, разум, наталкивается не только на собственные внутренние границы, на неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема. «Вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Исходя из чего, идеализм Канта получил название трансцендентального идеализма. Отсюда следует и главный вывод Канта: человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. Все знание Кант делит на опытные (apastoriori) и доопытные (apriori). Апостериорное знание есть то знание, которое человек получает в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения. Априорное знание – это доопытное знание, то есть то знание, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения. Например, «все что случается, имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени», и это знание абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Кант считал, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Будучи всеобщими и необходимыми, законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения. В результате познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств, принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему. То есть, чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые суть «чисто логические » формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. В результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром. Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта: вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того, философия в той форме, в какой она существовала до Канта, невозможна. Функция философии познать сущность бытия, а она то, как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса. Этика Канта. Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих попытках постигнуть мир вещей, то человеку остается уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности, этику. Практическим разум называется потому, что его функция – руководить поступками человека, то есть устанавливать принципы нравственного действия. Мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу. Нравственный долг Кант определяет в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива, который формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли и поведения во всякое время могла служить принципом всеобщего законодательства. Тем самым, категорический императив Канта отрицает возможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. Кант любил повторять, что нет ничего более ценного, чем звездное небо над нами и нравственный закон в нас.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1213;