Оформление постоянных элементов газеты и журнала
Дизайнер газеты одновременно является и ее первым читателем, многократно проверяющим на себе задуманное и исполненное. Потому оформительская политика должна быть ясно осознана, прежде всего самим ответственным секретарем (только в таком случае она и будет политикой), а неуклонное следование ей непременно родит понимание «линии газеты» и у читателей. Эстетически привлекательный, но стандартизированный (в хорошем смысле этого слова) дизайн начинается с продуманного оформления постоянных элементов издания.
К постоянным элементам газет и журналов относят формат и объем, заглавную – или титульную – часть, текстовые колонки, заголовки, иллюстрации, колонтитулы, линейки, пробелы и др.
Заглавная часть – средство ориентации, «образ», фирменный знак и торговая марка издания. Уже по ней мы можем судить о типе газеты или журнала. Графическая индивидуальность названия определяется специфическим рисунком шрифта, служащим возникновению предварительных ассоциации. Заглавная часть в газетах, как правило, разверстывается на ширину всей первой полосы или же занимает часть колонок.
Титул включает в себя: название газеты, обозначение типа издания, лозунг, указание на то, чьим органом является, календарные сведения, порядковый номер, год издания, цену, иногда периодичность, тираж, изображения орденов, если таковые существуют, графические элементы (линейки, рамки, подложки, рисунки и даже иногда фотографии).
Логотип (название издания, выполненное фирменным шрифтом) – это своеобразный товарный знак, торговая марка издания. Не случайно большинство известных газет – «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Правда», «Известия» и др. – не только не сменили названий, но и сохранили рисунок их шрифта, снова воспроизводят ордена или знаки.В названиях многочисленных приложений к еженедельнику «Аргументы и факты» присутствует в виде фирменных знаков уменьшенный логотип «материнского» издания – так обеспечиваются визуальные связи между отдельными изданиями, отдельными элементами формы, создается ее графическая целостность. Логотип нередко в уменьшенном виде повторяется в колонтитулах внутренних и последней страниц. Онв идеале может определять тональность всей графической модели, и прежде всего характер комплекта шрифтов – и заголовочных, и текстовых.
Тип издания – это сообщение о том, какая именно газета: общественно-политическая, молодежная областная, вечерняя ежедневная и т.д. Указание на год издания, календарные сведения, порядковый номер, цена отдельного выпуска набираются либо в одну строку по низу заглавия, либо выносятся в отдельный блок – «календарик». Существуют и комбинации разверстки этих данных. Вообще, при верстке заглавия оформители используют все известные способы его подачи – другое дело, как оно выглядит на полосе, правильно ли оформляется полиграфически...
Постоянный призыв оформляется контрастно по отношению к названию, нередко подчеркивают прямой тонкой линией. При компоновке титульных элементов может применяться фирменная символика. В последнее время стало престижным указывать интернет-адрес издания.
Плохо, когда заголовочная часть занимает слишком мало места, не бросается в глаза, когда шрифт названия не отвечает современным эстетическим нормам, когда призыв, выходные сведения и другие данные не объединены в комплекс – «рассыпаются», набираются шрифтами, не гармонирующими друг с другом, когда линейки не стыкуются в углах, плохо пропечатываются, число их часто слишком велико, и потому они не сочетаются между собой... Площадь, отдаваемая под заголовочную часть, увеличивается, но не сама по себе, а за счет соседних элементов, которые дизайнеры намеренно сближают с заглавием. Например, «Общая газета», выходившая в 90-х годах, две колонки справа от заглавия (на его высоту) отдавала расширенному анонсу «гвоздевой» публикации номера, а под заглавием, на всю ширину первой полосы, располагала анонсы нескольких материалов внутренних полос. Если учесть, что первую полосу венчала броская многострочная «шапка» и «ударная» фотография, располагаемые непосредственно под заголовочной частью, то можно сделать вывод: дизайнеры, искусственно раздвигая границы заголовочной части, усиливали аппарат ориентирования читателя.
Еще совсем недавно заголовочная часть местных газет была активно подвижной, то есть по усмотрению оформителей передвигалась и по горизонтали, и по вертикали. В настоящее время стабилизируется не только графика, но и композиция заглавия, его месторасположение. Сегодня оно, как правило, занимает левый верхний угол первой полосы, из других вариантов подачи чаще всего встречаются два: заглавие сдвигается вправо, а «на открытии» стоит какой-нибудь важный материал; заглавие чуть-чуть опускается, а над ним располагается «шапка».
Теперь отказываются и от такого приема оформления, признававшегося ранее эффективным, как использование нескольких размеров заглавия. Наверное, это правильно: заглавие – постоянный элемент газеты, и вряд ли стоит придавать ему различный вид. Лучше всего выбрать оптимальный, не слишком большой и не слишком маленький, размер заголовочной части, а для названия использовать четкие, рубленые шрифты (они лучше читаются), добиваясь к тому же стилевого единства шрифтов названия газеты и рисованных рубрик.
Нередко к заглавию газеты приближают анонс – сообщение о важном (-ых) материале (-ах) номера. Для оформления анонса используются и фотографии, и заставки, рисунки, коллажи. Конечно, более всего анонс уместен в многостраничном издании. Эффективны анонсы будущих публикаций, располагающиеся на последней странице.
Колонтитул – это не только служебная деталь, но и акцентированная составляющая газетно-журнальной графики. Каждая страница должна оформляться колонтитулом, составляющие которого: логотип (уменьшенное название газеты в графической форме) или название газеты, набранное каким-то другим шрифтом, порядковый номер страницы (колонцифра) и дата выхода данного номера газеты. Колонтитул относится к постоянным элементам газеты, но некоторые издания, к сожалению, обходятся без него. Думается, что в отказе от этого элемента, служащего для удобства читателей, проявляется пренебрежительное отношение секретарей к «частностям верстки». А это отражается, как правило, и на всем внешнем виде – тот, кто пренебрегает деталями оформления, никогда не создаст аккуратного и привлекательного вида газеты. Некоторые дизайнеры впадают в другую крайность – выделяют колонтитулы, прибегая к слишком крупным шрифтам, очень сильным линейкам.
Колонтитул размещают вверху или внизу полосы, разверстывают на всю ширину полосы или ему определяют место в углу страницы. Более оправдана скромная подача, когда колонтитул помещается без линейки вверху над двумя внешними колонками 2, 3-й и 4-й полос. Он может объединяться и с суперрубрикой. Особое внимание дизайнеры уделяют колонцифре, нередко оформляя ее вывороткой, помещая в рамке, на подложке…
Разделительные средства. Линейки относят к разделительным средствам. Они различаются по рисунку: тонкая, двойная, рантовая, ассюре, пунктирная, шатированная, фигурная. Главное назначение – разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) – связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Отделяя один смысловой блок от другого, мы тем самым и выделяем его среди остальных. Линейки – это еще и активное декоративное средство. При этом вертикальные линейки в основном легкие – не более 2 пунктов, горизонтальные могут быть и жирными – от 4 до 12 пунктов.
Линии вообще обладают особым эмоциональным воздействием на человека: «горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – вызывает неустойчивое положение; ломаная – ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия – это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Кроме движения, в ней заложен признак качения; спиральная линия показывает вращательное движение в развитии» (1). Линии могут быть «вялыми», «напряженными», «динамичными» и т.п., что должно учитываться дизайнерами при выборе разделительных средств и средств акцентирования.
Здесь необходимо придерживаться следующих правил: разделительные средства должны составлять ансамбль, соответствовать общему графическому стилю, избранному той или иной газетой: их число не должно быть слишком велико, в противном случае создается пестрота, затрудняется понимание функционального назначения того или иного оформительского средства (в конечном счете, нарушается логичность оформления в целом).
Некоторые газеты в качестве основных выбирают светлые (газетные) и жирные двухпунктовые (тупые – по старой терминологии) линейки. Современные тенденции дизайна связаны с более смелыми решениями, с использованием рамок для выделения отдельных материалов, более «активных» по начертанию и кеглю линеек, позволяющих более выпукло очерчивать композиционные схемы верстки. В иных изданиях, наоборот, злоупотребляют зарамливанием, увлекаются применением линеек различного рисунка – здесь чуть ли не в каждом номере можно найти прямые и волнистые, рантовые и шатированные, пунктирные и орнаментальные линейки. Возможно, в этом проявляется какой-то оформительский почерк газет, но тем не менее разделительные средства нужно использовать системно. Количество линеек, и особенно их качество, гармоническое сочетание между собой и с другими элементами газеты активно влияют на ее внешний вид.
Иногда без особой необходимости рядовая информационная заметка зарамливается яркой линейкой, в то время как все остальные публикации полосы вообще никак не выделяются. Нередко «врезка» (лид – первый, ударный, абзац материала) берется в такую мощную рамку, что зрительно отрывается от следующего за ней текста. А порой в номере к тому же присутствует полиграфический брак: линейки не соединены в углах, прерывисты, изогнуты (в данном случае речь идет прежде всего о «металлической» верстке).
Газетное пространство имеет своеобразную глубину, и даже неизобразительные элементы (шрифт, линейки, украшения) могут выступать как формы неплоскостные, рельефные. Ю. Герчук пишет: «Выделяя, замыкая в себе часть плоскости, рамка противопоставляется окружающей ее поверхности, создает ощущение разного качества наружного и внутреннего пространства. В зависимости от формы и пластической структуры самой рамки (а отчасти и от ее заполнения) пространство внутри может ощущаться как более легкое, углубленное или, наоборот, как уплотненное, сжатое, лежащее впереди окружающего. Линейка, обтекаемая плоскостью вокруг, не столь решительно изменяет качества пространства, но и она, так же, как строка текста, создает в нем перепады и градации» (2). И то, что другой исследователь искусства книги В.Н. Ляхов называл «глубинностью» книги, можно также отнести на счет газетной полосы: «От белого плоского поля страницы – в среду шрифтового набора, то рыхлого, то плотного, где существует другая глубина – воображаемая, оптическая» (3). Избрав несколько типов линеек, лучше всего наиболее броские из них закрепить за определенными тематическими разделами или за постоянными элементами газеты. К примеру, фигурная («волнистая») линейка отбивает первую или последнюю колонку 4-й страницы; ассюре используется для оформления заголовков, колонтитулов или рубрик; пунктирная линейка – для обрамления спортивных или каких-либо других тематических подборок... Здесь рецептов готовых нет – решающую роль в избрании оформительских средств играют вкус и последовательность дизайнера.
То, что одна из линеек используется на разных полосах при оформлении разных тематических разделов, способствует созданию определенного ритма. По этой причине также не следует слишком увеличивать количество разделительных линеек. Наиболее «ходовые» линейки – газетная, полужирная, «тупая», «жирная» в 2 п – выполняют в основном функции объединения и разделения. Более «сильные» линейки (сложный рисунок очка; больший кегль – 4, 6, 8, 10 пунктов), как правило, выполняют функции выделения и разделения. Некоторые издания помимо наборных линеек используют еще и рисованные – они даются «с воздухом», что также служит привлечению внимания читателей. Хороши и фигурные линейки, линейки, составленные из украшений, но их лучше всего применять функционально – например, при оформлении рекламных материалов.
В самой природе чтения заложена как горизонтальность, так и вертикальность. Потому гармоничное сочетание горизонталей и вертикалей способствует гармонии композиционной (в графике и в газете в целом).
Если квадрат будет располагаться внизу, то он «подопрет» все, что сверху; если он будет вверху, то может «задавить» все, что внизу; если он будет находиться в зрительно-смысловом центре полосы – уравновесит композицию. Поэтому дизайнеры стремятся избегать очень высоких «чердаков» и очень низких «подвалов», чаще используя их усеченные (на две-три колонки) варианты. Экспериментально доказано, что вертикали легче воспринимаются человеческим глазом. При невысоких «чердаках» и «подвалах» глазам приходится чаще совершать неприятные для них движения – снизу вверх. Движение слева направо (по строке) благоприятнее для глаз. Но абсолютизация вертикальных построений также может привести к отрицательным эмоциям – глазам нужен линейный контраст.
Использование линеек (в качестве отбивок, при зарамливании) основано на свойствах зрения выделять и подчеркивать контуры, Поскольку основную часть полосы занимает текстовый шрифт, линейки, как и всевозможные “пятна” (иллюстрации, украшения и др.), заголовочные шрифты, являются сильным средством выделения, несущими определенную информационную нагрузку.
Механизм воздействия средств газетной графики имеет знаковую сущность, ведь каждый элемент графики, как и знак, представляет ценность не сам по себе, а лишь в отношении к другому предмету. Скажем, выделение материала замкнутой рамкой может быть знаком: «Внимание! Прочти это!». Прием может указывать на то, что публикация отличается от других или важностью проблемы или важностью описываемого события. Использование графических средств в качестве знаков зависит от «условного соглашения» редакции и читателей. Повторение какого-либо приема есть знак, указывающий на определенный характер публикации.
К примеру, в «Комсомольской правде» спортивные подборки уже многие годы выделяются при помощи пунктирной линейки в 4 пункта (даже тогда, когда наиболее оперативная спортивная информация помещается на первой странице). В этом случае и рисунок и величина очка линейки всегда совпадают в сознании читателя только с одним разделом молодежной газеты – разделом спорта. Очерки В.М. Пескова в той же «Комсомольской правде» («Проселки», «Окно в природу») также имели и имеют стабильное оформление (шрифт текста, рубрик, заголовков, линейки, фотографии, определенные страницы и даже определенное место на полосе).
Украшения – усики, звездочки, ромбики, точки и т.д. – могут сделать внешний вид полосы привлекательнее, красивее (из них иногда даже составляются линейки). К тому же это еще и прекрасные указатели, ориентиры, средства акцентировки отдельных участков текста. То есть украшения еще и руководят вниманием читателя. Они часто применяются для подачи наборных рубрик, и только. Центральные же издания представляют нам хороший опыт использования этих элементов оформления и в подписях к снимкам, и для разделения материалов, и даже для оформления заголовков. Еще один эффективный прием руководства вниманием читателей – стрелки различных видов. То есть об украшениях не стоит забывать, но при этом важно, чтобы и они не создавали пестроту на газетных полосах, отвечали общему стилю оформления, современные требования к которому – простота, лаконичность, изящество графики.
Пробел – не есть нечто непроизвольное, случайно образовавшееся. Это вполне осмысленный элемент. Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания – продуманное распределение горизонтального и вертикального пространств между элементами формы – свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами. Как и линейки, они могут разделять, выделять и объединять. Разнобой в применении пробелов делает полосу неряшливой, плохо читаемой.
Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и так далее – то есть все элементы, относящиеся друг к другу. Расстояние, отделяющее не связанные между собой элементы, рекомендуется сделать в два раза больше. Четко выдержанные пробелы в газете – это свидетельство культуры оформления.
Вообще белое пространство – один из самых выразительных приемов в оформлении. Пробелы (белое пространство) должны располагаться на полосе равномерно.
При «металлической» верстке пробельные элементы различались по размерам: шпации (использовались для заполнения промежутков между словами и, если нужно, между буквами, имели кегль, равный шрифту, с которым применялись); квадраты (для заполнения больших свободных от текста промежутков; кегль был равен кеглю шрифта, толщина – 1 квадрат); шпоны (для увеличения промежутков между строками текста или заголовков; кегль – 1, 2, 3, и 4 п); реглеты – от 6 до 12 п – применялись для заполнения межколонных пробелов; бабашки – 48х48, 48х24, 48х36 п – для заполнения крупных пробелов; кегль марзанов был равен 24, 36 и 48 п., длина – от 2 до 12 квадратов.
Некоторые редакции неброско оформляют выходные сведения, размещая их внизу по всей ширине последней полосы, чтобы не создавать трудностей при компоновке материалов и расположении подписи редактора. Но сегодня выходные сведения размещаются и на второй, предпоследней страницах – внизу горизонтально, слева или справа одной вертикальной колонкой. Что указывается в выходных сведениях? Название газеты (логотип), сообщение об издателе, учредителях, регистрационный номер и место регистрации, издательский индекс, фамилия и инициалы редактора, состав редакционной коллегии или редакционного (общественного) совета, адрес редакции, телефоны отделов и другие формы связи, координаты собкоров и представителей газеты, дежурная бригада, подготовившая данный номер, дни выхода газеты, тираж, цена, информация об издательстве или типографии с указанием адреса, номер заказа, время подписи в печать по графику и фактическое. Редакции, зарегистрированные в национальной тиражной службе, могут указывать в выпускных данных знак НТС. Кстати, здесь можно найти интересные решения: например, сопроводить выходные сведения словами «Заходите», «Пишите», «Звоните», после которых соответственно разместить фотографию здания редакции, ее адрес и номера телефонов отделов; поместить фотографию дежурного редактора, как это делают в «Новой газете»…
В периодических изданиях среди изобразительного материала преобладают фотографии (средства информации, документального свидетельства), которые воспринимаются быстрее, чем текст, которым читатель доверяет больше, чем рисункам. Это средство художественно-технического оформления газет и журналов, которому будет посвящен отдельный раздел.
Черно-белые газеты иногда используют дополнительный цвет, и он может стать настоящим фирменным дополнением, если соответствует характеру издания. Выходят и полноцветные газеты, различные приложения и спецвыпуски периодических изданий (высказывается, например, мнение что гласные буквы вызывают цветовые представления, а согласные – черно-белые). Задачи дизайнеров усложняются: учитывая информативность цвета, символическое значение цвета, они должны соотнести его с содержанием отдельных публикаций, оптимизировать процесс восприятия газеты в целом – повысить выразительность формы путем привлечения внимания к отдельным элементам газеты, доставить эстетическое удовольствие читателю, а возможно, и развить его эстетический вкус. В газете чаще всего эксплуатируется символическое значение цвета, значит, при этом особенно важно опираться на цветовую культуру народа, традиции в использовании цвета. Попробуем обобщить существующие данные по восприятию цвета (4).
Поскольку система цветовой фоторецепции глаза человека относится к центральной нервной системе, является частью мозга, выдвинутой на периферию, информативность цвета проявляется в языковых функциях: коммуникативной, познавательной и художественно-выразительной. Ф. Юрьев предлагает в связи с этим следующую классификацию функций цвета: различительная, выделительная, объединительная функции, функции цветового противопоставления и цветового посредника, символическая функция цвета познавательного языкового характера, выразительная функция цветового обозначения. Зная богатые возможности цвета, можно с его помощью более эффективно управлять вниманием читателя, тем более, что «привычная для нас черно-белая печать не является оптимальной в смысле удобочитаемости, что легче читается, например, черный текст на желтой бумаге, зеленый – на белой, синий – на белой, белый – на синей или красной, желтый на пурпурной и т.д.» (5). Есть данные по зонам видимости для разных цветов: высокая – для синего и черного в заголовках, для синего, черного и зеленого в текстах; хорошая – для красного и зеленого в заголовках, для красного в текстах; высокая – для желтых и красных «плашек», хорошая – для красных и желтых «плашек» при оформлении заголовков и текстов соответственно. Синие и зеленые «выворотки» подходят для оформления заголовков, синие, зеленые, черные – для оформления текстов (но вообще выворотная печать очень плохо читается, темп чтения при этом снижается и даже ухудшается понимание смысла). Наиболее удобочитаем цветной шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных плашках.
Согласно кругу естественных цветов Гете, контрастные сочетания гармоничны, взаимно дополняют друг друга: фиолетовый и желтый, синий и оранжевый, красный и зеленый. Менее гармоничны сочетания синего с желтым, желтого с красным, красного с синим, зеленого с оранжевым, оранжевого с фиолетовым, фиолетового с зеленым. По Т. Кенигу, наиболее предпочтительны такие цветовые комбинации: красного с темно-синим и зеленым, оранжевого с небесно-голубым, фиолетовым, желтого с пурпурным и синим, зеленого с фиолетовым, фиолетового с оранжевым. Сомнительны сочетания красного с желтым, оранжевого с красным, желтого с фиолетовым, зеленого с пурпурным и желтым. Не нравятся сочетания красного с фиолетовым и пурпурным, оранжевого с желтым и сине-зеленым, желтого с зеленым, зеленого с синим и оранжевым, фиолетового с пурпурным и синим. «Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым» (6). Среди особенностей цветового контраста есть и такие: светлый цвет, находясь рядом с темным, кажется еще светлее, а темный рядом со светлым – темнее; красный, соприкасаясь с зеленым, кажется насыщеннее; на красном фоне серый квадрат будет казаться зеленоватым, на желтом – синеватым, на зеленом – слегка розоватым, а на синем – желтоватым (хроматический контраст).
Цветовой символический язык все более становится международным (геральдические значения, флаговая, транспортная сигнализация). То есть восприятие цвета имеет не только национальные, но и всеобщие особенности. В связи с этим дадим характеристики основных цветов, используемых в черно-белой печати в качестве дополнительных (при этом учтем, что многоцветная периодическая печать развивается бурно, в том числе и в России, а значит, знания особенностей цветовых обозначений необходимо расширять и углублять).
Красный цвет считается наиболее действенным, активным; символизирует опасность и запрет, но и любовь, власть, огонь, войну; психологическое воздействие – тревожный, полный достоинства, страстный.
Оранжевый – сильно действующий, увлекающий, вызывает легкое возбуждение, создает ощущение благополучия; символизирует наслаждение, праздник, великодушие, благородство. Замечается издалека, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета.
Желтый – активизирует умственную деятельность; символизирует движение, жизненность; психологическое воздействие – веселый, живой.
Зеленый – действует успокаивающе, связывает другие цвета, может нейтрализовать несогласованность между ними; символизирует мир, покой; психологически воспринимается как нежный, умиротворяющий.
Синий – обусловливает серьезность, строгость в поведении; воспринимается как отдаляющий, таинственный.
Фиолетовый – обладает большой выразительностью, настраивает на роскошный, торжественный лад; символизирует мудрость, зрелость; психологическое воздействие – важный, церемониальный, таинственный.
Важно применять цвет в соответствии с внутренними потребностями газетной формы; учитывать информативность цвета как средства дополнительного обозначения объекта, а не применять его лишь в смысле украшения. В местных газетах, использующих дополнительный цвет для выделения главных материалов, основных рубрик, заголовков, линеек, подложек и даже отдельных текстов, нередко не продумывают заранее, как будут применять цвет, а «красят» полосы лишь после того, как они сверстаны. Это приводит к ошибкам, нефункциональному, случайному использованию цвета.
Оптимизация процесса восприятия предполагает прежде всего контрастность тех или иных изображений. Оформители молодежных, бульварных, рекламных газет любят использовать «выворотки» в заголовках, рубриках, «врезках», а теперь все чаще и при оформлении отдельных материалов, полагая, что обратная контрастность имеет преимущества перед прямой. При этом, во-первых, обилие темных пятен, которые к тому же зачастую соседствуют с жирными линейками, создают излишнюю пестроту, а порой и траурность в газете. Во-вторых, названное выше преимущество вовсе «не распространяется на буквы и различные графические символы, знаки» (7), а именно в таком качестве перечисленные выше газеты используют «выворотки»; черные же знаки на белом фоне воспринимаются лучше – и это доказано экспериментально, – чем белые на черном: «Наиболее удобочитаем цветовой шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных плашках. Выворотная печать менее удобочитаема из этих трех видов цветовой печати» (8). Психолингвист З.И. Клычникова, которой принадлежит этот вывод, приводит и несколько примеров несовпадения объективных показателей удобочитаемости с субъективными оценками: показатели удобочитаемости красного шрифта на белом фоне и красной «плашки» для белых букв средние, а субъективные оценки хорошие; объективные показатели удобочитаемости белого шрифта на черной «плашке» положительные, а субъективные оценки – отрицательные (совпадение наблюдалось только в отношении синего и черного на белом фоне).
Примеры помех, связанных с цветовыми отношениями в газете наиболее выпукло демонстрируют, как важно в целях оптимизации восприятия знать пути развития помех и их преодоления. Тем более, что цвет может активно способствовать более тесному взаимодействию, например, композиции газеты и графической композиции: «Ориентация читателя в газете ускорится, если цветные стрелки будут указывать на взаимосвязь различных материалов или текста и иллюстрации, если цветные линейки и рамки будут объединять сходные по содержанию материалы или, наоборот, разделять далекие по смыслу. В этом случае цвет принимает на себя функции упорядочения.
Стабильность оформления также может поддерживаться цветом, если постоянные рубрики, постоянные тематические страницы будут выходить в определенном цвете» (9).
Из всего сказанного напрашиваются некоторые частные выводы и практические рекомендации:
не следует применять «выворотки» для оформления довольно объемных текстов – они не украшают газетные полосы, читатель (особенно при плохой печати) раздражается, быстро утомляется, темп чтения у него снижается, а понимание текста ухудшается (между тем, «выворотка» – сильный акцент и отличный прием оформления, используемый умелыми дизайнерами экономно и системно);
не стоит также упрощать, но и излишне усложнять рисованные рубрики и заставки, ведь, по данным ученых-психологов, “опознание простых знаков так же, как и сложных, требует большого времени и является менее точным, чем опознание знаков средней сложности» (10).
Журнальные приемы. Приемы оформления, описанные выше, в полной мере относятся и к журналу, но все таки последний уже по своей конструкции отличается от газеты. Журналы могут иметь переплет или же – и это чаще всего – выпускаться в мягкой обложке. Они состоят из блоков – одной-двух тетрадей в тонких (малообъемных и большого формата) журналах. И конечно же, журнал отличается от газеты, еженедельника прежде всего наличием обложки, на первой странице которой размещаются логотип, анонсы, иллюстрации. Обложка – это своеобразная крышка издания (декоративная или шрифтовая, рисованная или наборная), которая защищает блок от загрязнения и разрушения (11).
К постоянным элементам журнала следует отнести оглавление («контент»), оформлению которого редакция уделяет особое внимание. Дизайн оглавления, как и обложки, разрабатывается на целый год и является одним из важнейших элементов фирменного стиля.
В связи с тем, что объемы газет в последнее время заметно увеличились, немало стало и еженедельников, как бы занимающих промежуточное место между ежедневной газетой и еженедельным журналом, многие «журнальные» приемы дизайна стали активно перениматься газетчиками. Первые полосы многих газет, особенно тех, что используют формат А 3, сегодня напоминают обложки (крупные фотографии, развернутая анонсная часть, «шапки» и др.). Газеты используют и поля, на которых размещаются колонцифры, рубрики, анонсы, подписи к снимкам – эта форма подачи называется маргиналиями, пришедшими из искусства книги (текстовая рубрикация, подписи к снимкам, примечания, вынесенные за формат полосы). Все больше газет становятся многоцветными, и журнальный опыт использования цвета в заголовочных комплексах, разделительных средствах, иллюстрациях просто незаменим.
Ключевые понятия:
Анонс – реклама наиболее интересных публикаций данного или будущего номеров; сообщение о выходе товаров на рынок, введении услуг.
Аншлаг (немецк.) – крупный заголовок, “шапка”.
Ассюре – линейка, состоящая из нескольких тонких параллельных линий.
Баннер – заголовок на всю ширину полосы, “шапка”; транспарант-растяжка, прямоугольные или треугольные планшеты из пластика, ткани или бумаги с рекламным текстом.
Билборд – заголовок, напечатанный отдельно от текста; рекламный щит под плакаты.
Бордюр – орнаментальное украшение в виде совокупности равных фигур, повторяющихся последовательно вдоль прямой линии.
Буквица (инициал, “фонарик”) – первая прописная буква текста издания (раздела, главы, статьи) увеличенного размера, наборная или рисованная.
“Воздух” – белые пятна, созданные путем применения пробельных материалов: боковые отступы у заголовков, пробелы, отделяющие один материал от другого и т.д.
Выпускные данные – составная часть выходных сведений с информацией о происхождении издания, характеристиках бумаги, способе печати, объеме издания, тираже, цене, адресе типографии и др.
Выходные сведения – совокупность выходных и выпускных данных, а также перечень лиц, участвовавших в подготовке издания, заглавие, копирайт и др.
Выходные данные – составная часть выходных сведений с информацией о месте и годе выпуска издания, названии издательства.
Девиз – выражение позиции издания (обычно размещается над заглавием издания); выражение рекламной идеи, сути рекламы.
Жирная линейка – черная (цветная) линейка от 4 до 12 пунктов.
Заголовок – наименование материала.
Заголовочный комплекс – комплекс основного заглавия, рубрики, подзаголовка, “врезки” (иногда – и заставки, фотографии автора).
Колонлинейка – горизонтальная линейка, устанавливаемая вверху полосы, чтобы отделить колонтитул от текстов или для украшения.
Колонцифра (колонтитул) – элемент аппарата издания, обозначающий порядковый номер полосы, включающий также дату выхода, общий номер и название – логотип).
Линейка – наборный элемент, имеющий особый рисунок, длину и кегль (тонкие, жирные, двойные, рантовые, пунктирные и др. линейки).
Логотип – словесная часть товарного знака; одна из форм товарного знака, элемент фирменного стиля; в газете/журнале – графическое выражение названия (возможно в соединении с символом).
Подзаголовок – вид заголовка, поясняющий, уточняющий, иногда развивающий основной заголовок (выделяют внутренние подзаголовки, относящиеся к отдельным частям, разделам текста).
Полоса – оттиск на бумаге сверстанных материалов страницы. Полоса всегда меньше страницы, в которую кроме полосы входят верхнее, нижнее и боковое поля и часть средника, разделяющего смежные полосы издания.
Рубрика – вид заголовка, определяющий раздел, какую-то проходящую длительное время кампанию и др. Другое название – надзаголовок.
Столбец – колонка текста.
«Шапка» – заголовок (иногда с подзаголовками), объединяющий несколько публикаций на одну тему, каждый из которых может иметь свой заголовок.
Сноски и примечания:
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М., 1994, с. 31-32.
- Герчук Ю. Художественная структура книги // Искусство книги. Вып. 8, 1975, с. 27.
- Ляхов В.Н. Искусство книги. М., 1978, с. 147.
- См.: Ассаджоли Р. Рисунок и цвет: их психологическое воздействие // Петербургский рекламист, 1997, № 8; Гольман И., Добробабенко Н. Указ. соч.; Нестеренко О.И. Указ. соч.; Кениг Т. Психология рекламы. М., 1925; Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1973; Юрьев Ф.И. Цветной текст в искусстве книги. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1975.
- Юрьев Ф. Указ. соч., с. 21-22.
- Нестеренко О.И. Указ. соч., с. 84.
- Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. М., 1972, с. 9.
- Клычникова З.И. Указ. соч., с. 202.
- Форверк Ф. Принципы использования цвета в газетах социалистических стран // Оформление газет и журналов за рубежом. М., 1978, с. 57.
- Антонов А.В. Указ. соч., с. 11.
- Обложка, как правило, печатается отдельно на плотной прочной бумаге, нередко после печати защищается пленкой прозрачного полимера, что не только повышает прочность, но и улучшает внешний вид (придание блеска, «оживление» цвета). Существует несколько способов нанесения полимера: лакирование, припрессовка пленки – целофанирование, ламинирование и др. Заключительная операция – обрезка обложки с трех сторон вместе с блоком.
Литература:
Волкова В.В. и др. Дизайн газеты и журнала. М.. 2003.
Дизайн периодических изданий. М., 2001.
Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.
Рабочая книга редактора районной газеты / Опыт, методики, рекомендации. М., 1988.
Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 978;