Шрифт как основа печатного дизайна
Более восьмидесяти процентов информации человек получает с помощью шрифта. Письменная информация воспринимается значительно быстрее, чем любая другая, к тому же человек может тренировать скорость чтения без ущерба для понимания смысла, произвольно замедлять чтение с тем, чтобы сосредоточиться на отдельных моментах текста, вернуться к прочитанному, подчеркнуть, записать, то есть видеть, воспринимать, размышлять…
Коммуникативные и эстетические свойства шрифтов. В связи с вышеизложенным вполне резонно под газетно-журнальным оформлением понимать прежде всего шрифтографию. Ведь большую часть запечатываемой площади занимают шрифты: текстовые и заголовочные, наборные и рисованные. Вот несколько мнений, принадлежащих исследователям шрифтового искусства: «Шрифт играет не только роль информирующую, коммуникативного средства, но он является носителем эстетической информации. Отсюда и наше требование к шрифту, чтобы наряду с удобочитаемостью он был красивым, чтобы форма букв радовала глаз, доставляла эстетическое удовольствие» (1). «Предметом искусства шрифт становится в тех случаях, когда в превосходной форме происходит слияние удобочитаемости, красоты и выразительности. Эстетического интереса заслуживают все жанры шрифтов, ибо все они – даже помимо желания переписчика или художника шрифта пробуждают эстетические чувства…» (2). «…Человек, предъявляя букве такие функциональные требования, как различаемость, читаемость, простота восприятия, долговечность, придает важное значение и художественному аспекту графики буквы слова, предложения, текста» (3). Ассоциативность – одно из качеств, сближающих искусство шрифта со свободным искусством, даже если учесть, что наборный шрифт имеет более монотонный вид, более «техничен», чем рукописный. Буквы – это в какой-то степени рисунок, только бессюжетный, а символический. Изобразительная природа, ассоциативный аспект позволяют и создавать, и воспринимать шрифт как объект эстетический, обладающий «духовной сущностью» (И. А. Бодуэн де Куртэнэ). «Шрифт – чувствительное и красивое средство выражения. В нем могут найти свое отражение духовные устремления, главные черты характера целой эпохи и отдельного человека. Шрифт нельзя считать всего лишь средством для передачи текста, нужно вглядываться в его формы, чтобы показать дух, стремления и чувства, которые он выражает. В известном смысле шрифт можно сравнить с музыкой. Не нужно быть специалистом, чтобы увидеть различие между религиозным характером готической текстуры и веселым свободомыслием гуманистического минускула, между холодно-деловым гротеском футура и стремительным курсивом гарамон. Любой читатель подсознательно ощущает, что форма шрифта может оказать воздействие на восприятие текста» (4).
Шрифты различаются по рисунку, начертанию, размеру (кегль и толщина – величины переменные). При помощи полиграфического алфавита, или комплекта знаков, текст материализуется на каком-либо языке.
Из истории шрифта. У русского и латинского алфавита единая графическая основа, поскольку они произошли от шрифта древнегреческих надписей, которые бы мы сегодня отнесли к рубленой группе (четкие основные штрихи равномерной толщины при отсутствии засечек). Первоначальный латинский шрифт – это римский маюскул («несколько больший»), особенность которого заключалась в том, что он состоял лишь из прописных букв, причем все буквы по высоте были строго одинаковыми.
Но шрифт эволюционировал. Со временем его рисунок становился все более похож на вычерченный, а не на написанный (рукописные шрифты также использовались – Рустика, Квадрата, Курсив); возникли засечки; основные и соединительные штрихи стали различаться по толщине. С появлением шрифта унциала и особенно – полуунциала (элементы некоторых букв выходили за пределы основной строки вверх или вниз) завершился переход от маюскульного, прописного письма к минускульному («очень маленький»), строчному.
От наиболее совершенного каролингского минускула (VIII-XII в.в.) – прямой путь к готическому шрифту. Хотя его воцарение в эпоху средневековья некоторые исследователи считают знаковым явлением, связанным с всеобщим уходом от гуманистических традиций античности. «…Готический шрифт выразил это со всей очевидность, утрачивая ясность и простоту каролингского минускула. При всей красоте готического шрифта, он оказался боковой ветвью в развитии латинского шрифта, и с той же закономерностью стал терять позиции в эпоху Возрождения. Еще недавно господствовавший во всей Европе, он сохранился лишь в Германии (да и то лишь наряду с латинским и искусственно поддерживаемый), а окончательно вышел из употребления лишь к концу второй мировой войны» (5).
Интерес к античности в эпоху Возрождения проявился и в шрифтографии. Но обращение к античным текстам, переписывавшимся во времена Каролингов, привел к тому, что шрифт, вошедший в употребление, скорее напоминал каролингский – вот почему его до сих пор иногда называют новокаролингским или гуманистическим. Антиква прежде всего возродилась в Италии (6)
В XV-XVI веках самые известные художники, а также теоретики и типографы-практики (Лука Пачоли, Альбрехт Дюрер, Жофруа Тори, Альд Мануций, Клод Гарамон) сделали многое для развития шрифта. Затем – XVIII-XIX вв. – произошел переход от гуманистической к классической антикве, что было связано с возникновением и развитием классицизма, и имена создателей великолепнейших образцов шрифтографии Вильяма Кезлона, Джона Баскервиля, Фурнье Младшего, Франсуа Дидо, Джамбатисты Бодони вошли в историю мировой культуры.
Итак, для каждого времени характерны определенные шрифты: в средние века в западноевропейских странах доминировали шрифты готического типа, в России – церковнославянские. Затем, с XV века в Европе, с XVIII века – в России, стали применяться соответственно шрифты типа антиква и гражданский. На российскую шрифтовую школу оказывали влияние шрифты, разрабатываемые во французских, немецких словолитнях, что привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским. К началу 90-х годов нашего века отечественная библиотека типографских шрифтов насчитывала более 300 гарнитуро-начертаний и содержала полный спектр шрифтов, предназначенных для набора всех типов печатных изданий (например, для газет рекомендовались такие гарнитуры, как «Новая газетная», «Газетная рубленая», «Газетная Трудовская», «Звездочка», «Норма» и др.). С переходом редакций на компьютерную технологию выпуска газет повысился спрос на компьютерные шрифты. К сожалению, появилось очень много русифицированных шрифтовых поделок. «Делается это просто: из каталога любой зарубежной фирмы выбирается приглянувшийся шрифт на основе латинского алфавита и к нему по собственному разумению добавляются рисунки знаков кириллицы. Полученный комплект знаков упаковывается в соответствующий формат (HP PCL или PostScript, True Type) и предлагается для продажи как новый шрифт. Для пущей значимости меняется название шрифта, хотя по своему графическому характеру и прочим признакам он мало отличается от первоисточника» (7). Естественно, при оформлении газет следует использовать профессионально разработанные шрифты, в которых заложен базовый интерлиньяж с учетом удобочитаемости, которые обеспечивают оптимальную плотность набора полосы и нормальное восприятие текста. Эти шрифты не только технологичны и экономичны, но просто красивы (их создатели, создавая оригинальные рисунки, научно рассчитывая пропорции букв и знаков, опирались на весь опыт шрифтового искусства).
В прежние времена работники секретариатов и типографий при обозначении кегля шрифта (прежде всего текстового) пользовались историческими наименованиями размеров шрифтов: бриллиант – 3 п., диамант – 4 п., перл – 5 п., нонпарель – 6 п., миньон – 7 п., петит – 8 п., боргес – 9 п., корпус – 10 п., цицеро – 12 п., миттель – 14 п., терция – 16 п. (попутно заметим, что называя кегль определенного шрифта, мы всегда имеем в виду не высоту буквы на бумаге, а высоту ее отпечатка плюс небольшое расстояние над верхним и нижним выносными элементами – то, что в металлической литере обеспечивали заплечики – естественный пробел между строками). Этимология некоторых названий дошла до наших дней: нонпарель – от фр. «несравненный»; петит – от фр. «маленький»; боргес – от фр. «городской», «гражданский»; корпус – от лат. «corpus juris civilis» – свод гражданских законов византийского императора Юстиниана (название книги, напечатанной шрифтом такого размера); цицеро – от имени древнеримского политического деятеля, сборник писем которого была напечатан в 1467 г. шрифтом такого размера (создан учеником Гуттенберга Шеффером); миттель – от нем. «середина» – средний по размеру шрифт, существовавший в свое время; терция – от лат. «третий» – в свое время третий по размеру шрифт.
Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности дизайнеров: при наборе текста, элементов заголовочного комплекса можно применять шрифты в 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.
Классификации шрифтов. Все шрифты можно просто разделить на две группы – с засечками и без оных, можно добавить и группу шрифтов свободного стиля. Различение разновидностей, классификация шрифтов необходимы – чтобы знать, как применять те или иные шрифты сообразно со смыслом, с их образной природой.
В существующей исторической классификации все шрифты делятся на три типа – антикву, египетские и гротеск.
В антикве выделяются старая, или гуманистическая (контраст штрихов малозаметен, засечки утолщены и слегка закруглены); переходная (контраст умеренный, конфигурация засечек приближена к форме треугольника.); новая, или классическая (сильный контраст, тонкие, удлиненные засечки). Наиболее распространенная в свое время – и как текстовая, и как титульная – Литературная гарнитура относится к этому типу шрифтов. Исследователи отмечают четкость, предельную ясность структуры антиквы, дифференцированность графических форм; все шрифты антиквенной группы, можно сказать, монументальны, поэтому их с успехом используют в особо важных, торжественно-праздничных и мемориальных работах.(8).
Египетские шрифты (в русском варианте – брусковые) получили такое название потому, что похожи на древнеегипетские письмена. Штрихи у них малоконтрастны, утолщенные засечки напоминают по форме брусочки. Хотя у части шрифтов этой группы
соединительные штрихи и засечки имеют более утонченный вид. И те шрифты, которые
по пропорциям, соотношению штрихов, светлоте приближаются к классическим образцам антиквы (антиква-гротеск, ленточная антиква и др.), также обладают монументальностью и торжественностью.
Первые ручные и наборные шрифты всегда имели засечки, и когда появились шрифты неконтрастные, беззасечковые, они получили название гротескных (от франц. grotesque – причудливый, комичный). Эти жирные шрифты были слишком необычны по рисунку, и поначалу использовали лишь для оформления рекламы.
В России ориентируются на классификацию, состоящую из шести основных и одной дополнительной группы. Это – классификация типографских шрифтов, обозначенная в государственном стандарте 1972 г., учитывает два графических признака – засечки и контраст. Три разновидности антиквы получили свои названия: к старой антикве восходят новые малоконстрастные; к переходной – медиевальные; к классической – обыкновенные. Ленточная антиква со слабо выраженным контрастом и засечками стала основой для шрифтов с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов напоминает о египетской группе; группа рубленых – о гротескной.
В каждой группе шрифтов представлены гарнитуры шрифтов, то есть комплекты шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях. К важнейшим графическим элементам, из которых строятся буквы, относятся основные и соединительные штрихи, концевые элементы.
К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз (слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных. Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх (как правило, они тоньше основных). О связи типографских шрифтов с рукописными напоминает нажимное (основные штрихи) и безнажимное (соединительные) написание, а также своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные. И наконец – концевые элементы – засечки (отсечки, сериф), представляющие собой небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; а также точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.
Приведем более конкретное описание групп шрифтов типографской классификации и перечень наиболее частотных в газетно-журнальном деле гарнитур (9):
1. Группа рубленых шрифтов. Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют (гарнитуры: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник).
2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов (Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская).
3. Группа медиевальных шрифтов. Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся по своей форме к треугольнику, и преимущественно наклонным расположением оси симметрии округлых букв (Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога).
4. Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением; оси округлых букв вертикальные (Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур).
5. Группа брусковых шрифтов. Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама).
6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса).
7. Дополнительная группа. Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков. Сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв (Рерберга, Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова). (10)
В связи с внедрением в практику газетно-журнального дела компьютерных технологий дизайнеры обращаются к классификациям компьютерных шрифтов (11).
Так в Microsoft Windows различают: группу Roman (шрифты с засечками, например, Таймс и Бодони); Swiss (рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов: Гельветика, Футура и др.); Modern (шрифты с постоянной толщиной штрихов, например, Курьер); Script (рукописные шрифты); Decorative (декоративные шрифты); Dont now (шрифты, о которых нет информации).
В IBM Classification находим группу Oldstyle Serifs (шрифты, основанные на латинской традиции XY-XYII веков – соотносятся с гуманистической антиквой, отличаются малой контрастностью и плавным переход штрихов к засечкам); Transitional Serifs (унаследовала признаки переходной антиквы); Modern (сохраняют признаки новой антиквы); Clarendon (объединяет признаки первых двух групп); Slab Serifs (брусковые шрифты); Freedom Serifs (шрифты с засечками неопределенной формы); San Serifs (беззасечковые шрифты); Ornamentals (декоративные шрифты); Scripts (рукописные шрифты); No Classification (вне классификации).
Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).
1. По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов):
- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха;
- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5;
- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.
Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.
2. По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта):
- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами;
- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов;
- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.
3. По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами):
- нормальные (свыше 60% до 85%);
- узкие (свыше 45% до 60%);
- сверхузкие (не более 45%);
- широкие (свыше 85% до 105%);
- сверхширокие (не менее 115%).
Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).
4. По заполненности основных штрихов.
- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,
- оттеночные (оттененные),
- штрихованные.
Кроме рисунка и начертания, шрифты отличаются друг от друга по размеру (кеглю). С 6 до 13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных. В размерной классификации шрифтов зафиксирован последний этап их художественно-технического формообразования.
Требования к шрифтам. К шрифтам предъявляются требования гигиенического, производственного, экономического и художественного характера. Особенно – к текстовым шрифты, которые и в мелких кеглях должны быть удобочитаемыми, экономичными, технологичными и т.д.
Удобочитаемость – одно из главных требований, предъявляемых к шрифту, общая оценка его пригодности. Специалисты определили условия удобочитаемости текста:
индивидуальность графем каждой буквы;
соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость);
оптимальность межбуквенных пробелов (чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов;
пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте (читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких);
контрастность основных и дополнительных штрихов (в длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зрение, в коротких, напротив, может повысить удобочитаемость);
размер шрифта, определяемый форматом издания, а также расстоянием между объектом – носителем шрифта и зрителем;
характер засечек и контурных элементов шрифта, степень наклона (не более 75-800 к линии строки) (12).
Есть и более частные рекомендации:
газетный шрифт в кеглях 6, 8, 9 не должен быть узким (4:5 или 5:6 – такова пропорция очка, а не 1:2, что характерно для узких шрифтов);
засечки повышают удобочитаемость, делают букву как бы рельефной, ее очертания выделяются на бумаге;
оптимальный кегль текстового шрифта – 8 или 9 пунктов.
Профессионально разработанные шрифты заведомо удобочитаемы. В них выбрана оптимальная величина очка знака (печатающая поверхность выпуклого изображения буквы или знака на литере) и его свисающих элементов, положения линии шрифта на кегельной площадке (условной линии, на которой стоят все знаки в строке набора), величина верхних и нижних пробелов от свисающих элементов знака до краев кегельной площадки, заложен оптимальный – базовый – интерлиньяж (расстояние между линиями шрифта расположенных одна под другой строк). Т.е. уже в процессе проектирования шрифта в него закладываются все требования, влияющие на интерлиньяж, что обеспечивает оптимальную плотность набора полосы, экономичность набора и нормальное восприятие текста. Такой интерлиньяж и называют базовым.
Опытами доказано, что для обеспечения хорошей удобочитаемости величина междустрочных пробелов (интерлиньяж) должна по крайней мере равняться величине пробелов между словами.
Наиболее удобочитаемым основным текстовым шрифтом в газете считается светлый, прямой, нормальный восьмого-девятого кегля.
Исследователи шрифта выделяют три основных признака организации шрифтов: «формальный (тектонический) признак выражает естественную и логически обусловленную связи элементов и частей буквы или более сложной графики, содержательный (предметный) – степень образности графики шрифта относительно содержания; функциональный – грамматические законы построения графики с целью обеспечения однозначности и максимальной доступности воспринимаемой шрифтами (выделено мной – В.Т.)» (13)
Мы уже говорили, что ассоциативность, образность – те самые аспекты шрифта, которые позволяют рассматривать его как предмет, объект своеобразного искусства, графики. «Образность их (шрифтов – В.Т.) заключается в том, что человек еще не прочитав надпись, уже понимает, о чем пойдет речь (14). Шрифт может указывать на соотнесенность содержания текста, его темы с определенной эпохой, поскольку те или иные гарнитуры создавались и активно использовались конкретными художниками и верстальщиками в конкретный исторический отрезок времени.
Ключевые понятия:
Алфавит (азбука) – совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, сложившаяся в определенный исторический период и используемая для фиксации и передачи на письме данного языка или языков.
Буква – графический знак, который сам по себе или в соответствии с другими знаками (как линейными, так и диакритическими) традиционно используется для обозначения на письме фонем, их основных вариантов или их типичных последовательностей.
Гарнитура шрифта – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.
Графема – единица системы письменности (буква, слоговой или словесно-слоговой знак, идеограмма – в зависимости от типа письма), отличающаяся по характеру и по передаваемому содержанию от любой другой единицы этой же письменности.
Засечки (отсечки, сериф) – различной формы и направленности штрихи на концах букв, имеющие большое значение в формообразовании рисунка шрифтов и их декоративных качеств. Будучи дополнительными и необязательными элементами, засечки вместе с тем способствуют связи букв в единое слово, повышают общую удобочитаемость шрифта. Бывают треугольными, прямоугольными, волосными, шипообразными и т.д., горизонтально и вертикально направленными, двусторонними и односторонними, простыми и декоративными.
Интерлиньяж – пробел между нижней и верхней линиями шрифта смежных строк.
Квадрат – единица длины в типографской системе мер (48 пунктов или 18,04 мм).
Кегль шрифта – расстояние между верхней и нижней гранями литеры.
Комплектность (комплект знаков; полиграфический алфавит) – определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.
Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.
Курсив – начертание типографского шрифта, характеризующегося наклоном букв примерно на 15 градусов (обычно вправо) и в некоторой степени имитирующее рукописный шрифт.
Насыщенность шрифта – определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной.
Начертание шрифта – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).
Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.
Соединительные штрихи шрифта – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. Как правило, они тоньше основных.
Шрифт – комплект строчных и прописных литер (букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, символов, необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; независимо от техники его исполнения, он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.
Сноски и примечания:
1. Гаус Петер. Современный шрифт // Interpressgrafic. Budapest, 1975, № 4, p. 4.
2. Капр А. Эстетика искусства шрифта. М.: Книга, 1979, с.9.
3. Семченко П. А. Основы шрифтовой графики. Минск, 1979, с. 3.
4. Капр А. Указ соч., с. 23.
5. Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. Л., 1975, с. 6-7.
6. «Прекрасным образцом гуманистического шрифта явился шрифт Никола Иенсона из Венеции (1470). В нем впервые органически соединились прописные буквы, идущие от древнеримских капитальных надписей, и строчные, подражающие новокаролингскому рукописному шрифту (в частности, это выразилось в том, что строчные буквы также обрели засечки, подобно прописным)», с. 8.
7.Шрифты. Разработка и использование, М. 1997, с. 14.
8. Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., 1977, с. 47.
9. См.: Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977; Рабочая книга редактора районной газеты. М., 1988.
10. Доцент МГУП А.А. Тарбеев считает, что существующий государственный стандарт (ГОСТ 3489. 1-71-3489. 38-72 «Шрифты типографские (на русской и латинской графической основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость») отстал от современного шрифтового ассортимента, и принципы классификации, использованные в нем, расплывчаты: «В результате в группе рубленых шрифтов оказались такие разные гарнитуры, как, например, Futura, ITC Officina Sans, Frutiger, ITC Anna, Helvetica, ITC Beesknees и ITC Machine. С учетом «моды» на проектирование гротесков в конце ХХ в. список шрифтов в этой группе стал чрезвычайно длинным. Слишком большой оказалась и «дополнительная группа», в которую попали Décor, ITC New Baskerville, BetinaScript, Zhikharev, FaRer…» – Тарбеев А.В. Шрифтовой дизайн и оформление современного российского журнала // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с. 34.
Автор интереснейшей статьи, опубликованной в специальном журнале «Publish», А. Шмелева также подвергла критике отечественную классификацию типографских шрифтов, считая, что выделенных критериев – контрастность, форма засечек и наклон округлых букв – явно недостаточно, что данная классификация не имеет исторических корней, не учитывает и развития стилей. Думается, это излишне категоричное суждение, но обзор западных классификаций интересен сам по себе. Тем более, что следующее утверждение автора трудно оспорить: «Ныне классификация кириллических шрифтов складывается заново под сильным влиянием мирового опыта» (Шмелева А. Классификация шрифтов: практика и проблемы //Publish, 2003, № 1, с.78-82).
В англо-американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Вокса (Vox, 1954), подразделявшего шрифты на девять групп: Humanes (венецианская антиква), Garaldes(антиква старого стиля), Reales (переходная антиква), Didones(антиква нового стиля), Insises(шрифты, имитирующие надписи на камне), Lineales(гротески), Mecanes(брусковые шрифты), Manuaires(каллиграфические шрифты), Scriptes(рукописные).
Классификация AtypI почти совпадает со схемой Вокса – добавлена глишь руппа готических шрифтов, в разных источниках именуемая Fractura или Medieves.
Британский стандарт также подразделяет шрифты на девять групп, но здесь набор несколько иной: Humanist, Garald, Transitional (то же, что Reales), Didone, Lineale, Slab Serif (то же, что Mecanes) и Scriptes.Две новые группы: Graphic(«скорее нарисованы от руки, чем написаны») и Gluphic(едва наметившиеся засечки на концах штрихов).
Германский индустриальный стандарт DIN 16518 (1964) подразделяет шрифты на три основные группы: шрифты латиницы, готические и иных алфавитов или систем письма (Non-Roman). Шрифты латиницы подразделяются на Roman, Baroque, Classical, Free Roman, Linea Roman, Block, Script.
Крупные компании, занимающиеся шрифтовым бизнесом, разрабатывают собственные (корпоративные) классификации. Так, классификация Lawson.RIT (1971 г.) включает исторические группы: готические(Blackletter), антиквы старого стиля (Oldstile) с тремя подгруппами – венецианской (Venetian), французской (Aldine-French) и голландской (Dutch-English), переходную антикву (Transitional) и антикву нового стиля (Modern). Выделяются также брусковые шрифты (Square-Serif) и гротески (Sans Serif). Script-Cursiv включает все рукописное, каллиграфическое, курсивное, Display-Decorative – акцидентно-декоративное.
Классификация компании Bitstream (1986 г.) насчитывает 17 типов шрифтов. Кроме всех тех же исторических групп антиквы, брусковых, гротесков и рукописных, здесь названы группы Stencil (трафаретные), Engravers (гравированные), Exotic, Non-Roman, Computerи т.д. Linotype (1988 г.) подразделяет шрифты на Old Face, Transitional, Modern Face, Slab Serif, Sans Serif, Decorative & Display, Script & Brush, Blackletter (Broken), Non-Roman, Pi.
А. Шмелева приводит подробную классификацию наборных шрифтов:
SERIF / АНТИКВА
1.1. Old Style / Антиква старого стиля
1.1.1. Venetian / Венецианская антиква
1.1.2. Garald / Итальянско-французская антиква
1.1.3. Dutch / Голландская антиква
1.1.4. English / Английская антиква
1.1.5. Variation / Современные вариации
1.2. Transitional / Антиква переходного стиля
1.2.1. Baroque / Антиква барокко
1.2.2. Variation / Современные вариации
1.3. Modern / Антиква нового стиля
1.3.1. Neoclassical / Классицистическая антиква
1.3.2. Scotch / Англо-шотландская антиква
1.3.3. Variation / Современные вариации
1.4. Slab Serif / Брусковые шрифты
1.4.1. Egyptian / Египетские
1.4.2. Geometric / Геометрические
1.4.3. Humanist / Гуманистические
1.4.4. Clarendon & Legibility / Кларендон
1.4.5. Italian / Итальянские
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 949;