Дизайн - летопись развития техники и технологий

Понятия «прогресс» и «новые технологии» являются сегодня практически синонимами. Крупные открытия и научно-технические достижения сразу же находят свое отражение в дизайне в виде новых художественных форм и новой типологии промышленных изделий, а зачастую и новой философии формообразования. Так, появление в середине 60-х годов XX века пластмасс на основе синтетичес­ких полимеров, обладающих особой пластичностью в кон­струировании формы, высокими экономическими и эстети­ческими показателями, стало толчком к переосмыслению традиционного литья, штамповки и разработки новых тех­нологий в индустриальном формообразовании.

На смену привычным формам из традиционных материалов - кера­мики, металла, дерева - пришли изделия из ярких и лег­ких пластмасс, позволившие значительно расширить про­изводство предметов быта, улучшить их внешний вид, сде­лать более практичными в эксплуатации. Объемы произ­водства пластмасс в мире за 10 лет (с 1979 по 1989 гг.) выросли пример­но в 5 раз. Особенно это коснулось предметов обихо­да: мебели, посуды, телевизионной и радиоаппаратуры, бытовых приборов, где вопросы современности внешнего вида, моды и эстетики имеют особую актуальность.

Открытие парового двигателя, двигателя внутрен­него сгорания, реактивного двигателя не только расши­рили существующую типологию объектов дизайнерской деятельности, включив в нее целый ряд новых типов - автомобили, авиалайнеры, космические корабли, но и при­несли с собой новые скорости и формы восприятия окру­жающей человека предметно-пространственной среды. Возникло динамическое восприятие (непрерывная смена видовых картин перед зрителем, находящимся в движу­щемся транспорте). Перемещение с большими скорос­тями по воздуху и земле приводит к нарушению существовавшей до этого целос­тности процесса восприятия человеком окружающей его среды, к прерывистой логической связи между отдель­ными архитектурными образами и видовыми картинами: в считанные минуты или часы с помощью скорост­ного монорельса или подземного метро современный человек попадает из одной архитектурной среды в другую, а на самолете он даже может переместиться из зимы в лето, из ночи в день. В результате возникает резкая смена кар­тин окружающего мира. Все это требует принципиально нового подхода в организации предметно-пространственной среды, особых знаний от архитектора и дизайнера в обла­сти эргономики, психологии человеческого восприятия, аэродинамики и многого другого.

Дизайн - дитя нашего времени, времени промышлен­ных революций, прорыва в качественно новые производ­ственные технологии. Если архитектура общепризнанно является летописью мира, то дизайн - своеобразной ле­тописью техники, материализовавшей в конкретных фор­мах предметов - произведениях дизайна.

Ярким примером здесь может служить эволюция фор­мы современного фотоаппарата.

Первые камеры-абскура XIX столетия имели форму прямоугольного ящика и их вес доходил до нескольких десятков килограмм. Съемка таким громоздким и тяжелым фотоаппаратом была возможна только со специального штатива-треноги, а несо­вершенные фотоматериалы требовали чрезвычайно дли­тельных экспозиций (до нескольких часов) и примене­ния специальных осветительных устройств - магниевых вспышек. С появлением высокочувствительных фотома­териалов и развитием фотографической техники про­изошел переход к более легким складным конструкци­ям с гофрированными мехами. Следующим этапом в развитии стало изобретение роль-фильма, которое при­вело к миниатюрным, малоформатным фотоаппаратам. Качественно новый скачок в фототехнике в 70-е годы XX в. был связан опять же с появлением новых фо­тографических материалов, новых конструкций фотообъ­ективов, электронных затворов, фотовспышек. Сегодня фотокамера репортера, снабженная функцией автома­тического подбора экспозиции, объективом с переменным фокусным расстоянием и автоматической наводкой на рез­кость, электронной фотовспышкой, полностью освобожда­ет его от решения технических задач, давая возможность сосредоточить все свое внимание на творческом процессе. Развитие цифровых технологий, а вместе с тем - радикаль­ная смена носителей информации, определяет качественно новый этап развития фототехники и ее формообразования. На смену идет цифровая фотоаппаратура, исключающая процесс химической обработки фотоизображений, способ­ная мгновенно выдать результат и передать с использова­нием спутниковой связи изображение в редакцию.

Аналогичное можно найти в эволюции формообразова­ния многих предметов бытовой техники: развитие формы телефона - от громоздкого ящика с раздельным микрофо­ном и наушником, работающим через коммутатор, до со­временного телефонного аппарата с факсом и автоответчи­ком, возможностью радиосвязи, запоминанием номеров або­нента, выходом через спутниковую связь в любую точку планеты; эволюция телевизора - от первого лампового теле­приемника черно-белого изображения с прикрепленной перед миниатюрным экраном линзой, увеличивающей изоб­ражение, до современных плоских мониторов площадью в несколько квадратных метров, выполненных на жидких кристаллах с использованием новейших технологий.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1184;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.