Русская философия ХХ века
1. Русская религиозная философия – Булгаков, Флоренский,
2. Философия космизма – Чижевский, Вернадский, Циолковский,
3. Естественнонаучная – Сеченов, Менделеев, Мечников,
4. Философия «русского зарубежья»- Бердяев, Шестов, Мережковский, Сорокин,
5. Советская философия:
- 1917 – 30 г.г. – время продолжавшихся дискуссий при давлении идеологии,
- 30-50 г.г. – полная идеологизация философии,
- 50-80 г.г. – время возрождения самостоятельности советской философии.
Историософия П.Я. Чаадаева.
Петр Яковлевич (1794 – 1856), автор нашумевшего «Философического письма». Окончил МГУ, в 1812 г. поступил на службу, участник Отечественной войны, в 1821 г. службу оставил, было бы прекрасное будущее и карьера, но написал «Философическое письмо» (1828 – 1829), после публикации которого автора признали сумасшедшим, а редактор сослан в ссылку, это письмо положило начало спору славянофилов и западников, в 1837 г. – «Апология сумасшедшего».
«Философическое письмо»:
- Главная проблема русской философии – проблема философии истории, судьба России в контексте цивилизации,
- Необходимо понять, какое место занимает Россия – восток или запад,
- В основе исторического процесса лежит Божественное провидение, воплощение божественной воли – христианство, которое является стержнем, двигателем истории,
- Россия выпала из мирового исторического процесса,
- Беда – в православии, РПЦ подвержено влиянию со стороны государства, РПЦ не свободна от государства и поэтому не выполняет главного предназначения – выработка морали и принципов свободы в народе,
- РПЦ гораздо ниже католицизма, католики смогли себя противопоставить государству, и поэтому католическая церковь в Европе выполнила свою задачу, смогла сплотить народы, христианство объединило людей в принципах братства и любви, а православный византизм подчинился государству,
- В России нет идеи долга, порядка, свободы – это западные идеи,
- Русские идеи – произвол, крепостное рабство, потому что приняты от Византии,
- Судьба России – служить уроком для других цивилизаций,
- Мы также не впитали и отрицательное с Запада – безбожие – на Западе религия идет к упадку, поэтому Россия еще себя проявит.
«Апология сумасшедшего»:
Как бы пересматривает свои идеи, оказывая России в прошлом, усматривает за Россией достойное будущее:
- Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов является географический,
- Огромное пространство и трудное земледелие – факторы, обусловившие сильную централизованную власть, религия не смогла обеспечить единства русского народа на такой территории, это могла сделать только светская власть,
- Татарское иго отбросило Россию на 300 лет, она защитила собой западную цивилизацию,
- Православие слишком аскетично, оно нацеливает на потустороннее бытие, главное – душа, поэтому аскетизм и связь со светской властью не дали РПЦ выполнить свою роль в объединении народа,
- Петр1 задумал полезные реформы, но не довел их до конца, не разрушил патриархальную общину, не отменил крепостного права, петровские реформы проводились вверху, а низы не затронули,
- Самодержавие превратилось в деспотизм, царская власть России необходима, но как конституционная монархия,
- Идеи прошлого у России нет (это плохо), но мы свободны интеллектуально, (это хорошо), мы способны воспринять новое быстрее, нет традиций – нет и догм,
- Мы – отщепенцы Европы (-), но Европа умирает, мы моложе, мы выбросим старый хлам (+),
- Россия в плане идей хаотична (-), Россия пойдет новым путем, еще покажет всем, как надо жить (+),
Мысль: если мир стал чужим:
- Одеть маску приличия, среда никогда не должна знать внутренних чувств,
- Сделайте приют комфортным,
- Делайтесь мистиком, прислушивайтесь к своим чувствам,
- Живите одним днем, соблюдайте правила и очень жестко,
- Всегда притворяйтесь самобытным.
Основные идеи В. Соловьева.
Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский религиозный философ и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании, был очень образованным человеком, знал много иностранных языков. Труды: «Кризис западной философии. Против позитивистов», «Философские начала цельного знания», «Чтения о богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра. Нравственная философия», «Теоретическая философия», «Три разговора». Философия всеединства разрабатывалась позднее Трубецкими, Булгаковым, Франком, Карсавиным, Флоренским.
Идея всеединства:
- Философия всеединства была выдвинута в противовес претензиям позитивистов заменить философию узко опытным, эмпирическим знанием,
- Кризис западной философии состоит в том, что она не выходит за сферу теории, не выражает собой прямой, непосредственной связи человека с универсальной целостностью мира,
- Необходимость принципа всеединства обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга, каждый из них есть совокупность определенных сторон,
- Постигая истину, надо стремиться к познанию всего во всем,
- Метод построения всеединства – критика отвлеченных начал,
- Отвлеченные начала – односторонние абстракции, выражающие предикаты предмета познания (свойства и состояния), которые рассудок стремится выдать за познание целого,
- Критика – это их синтезирование в цельное знание, охватывающее опытную науку, спекулятивную философию и веру,
- Наука должна включать в себя нравственность, ученый – это моральный человек, если ты злодей, значит ты не гений,
Идея цельного занания:
- Безусловное единство постигается лишь цельным знанием:
- Современное знание выглядит как раздробленное, познание происходит во всех формах, поэтому настоящее знание цельное и включает в себя и науку, и искусство, и интуицию, существует связь науки, морали и веры,
Учение о Софии и богочеловеке:
- В мире существует две стороны – царство идей – царство бога и мир материальных идей,
- Мировая душа – София - это та сила, которая породила мир,
- В мире есть движение, изменение: мир начинается с минерального царства – мир растений и животных – царство Бога и человека,
- Последнее – основано на счастье, это в будущем, это царство богочеловечества, мы пока к этому не пришли,
- Мир создан по божьему замыслу, бог – творец, мир направлен на совершенство,
- Для Космоса наша жизнь не безразлична, если человечество убрать, то мир изменится,
- Ньютон считал, что Бог создал мир и ушел из него, Бог – это толчок мира, но на самом деле Бог всегда находится в этом мире, люди свидетели, а Бог творит мир, но при этом мы не только смотрим, как Бог творит, но и сами взаимодействуем с Богом,
- Существует т.н. сверхъестественное состояние людей,
- У человека на пути есть три искушения: плоти, власти и духа, самое страшное – искушение власти,
- Искушению есть противоборство – откровение:
1. Естественное (познание),
2. Отрицательное (отрицание природы во имя бога),
3. Положительное (христианское откровение,
- Человек не достоин христианства, на Западе восторжествовал безбожный человек, а на востоке – бесчеловечный Бог, Россия находится между Западом и Востоком, поэтому ей суждена великая роль,
- Выдвигает идею экуменизма (объединения религий и конфессий),
Этика:
- Человек живет в мире суеты – суетно, но у человека есть нравственные чувства – стыд, совесть, жалость; это грани добра, животное таких не имеет,
- Есть тир стратегии жизни
1. Я знаю идеал жизни, но я как бы плюю на этот идеал,
2. Путь Дон-Кихота – человек живет в идеальном мире и готов умереть за этот идеал, во имя добра и справедливости,
3. Как жить простым – быть практическим идеалистом, сближать действительность и идеал.
Русская идея - вопрос о смысле существования России во всемирной истории:
- Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, а то, что Бог думает о ней в вечности (его слова),
- Смысл русской идеи заключается в восстановлении на земле верного образа божественной Троицы,
- Нам не нужно действовать против других наций, а надо вместе с ними и для них,
- Мощь империи заключается в окончательном осуществлении социальной Троицы- церковь, государство и общество – взаимосвязаны и едины, и в этом заключается и исторический долг России,
- Проявления русской идеи:
1. Святая Русь – Москва – третий Рим,
2. Великая Русь – реформы Петра 1,
3. Свободная Русь – дух декабристов и Пушкина.
Значение философии Соловьева:
1. Идея всеединого сущего – идея всеединства,
2. Идея цельного знания,
3. Учение о Софии,
4. Обоснование необходимости практизации философии, т.е. выведение ее не только к моральной действительности, но и к народной жизни,
5. Учение о богочеловеке,
6. Русская идея и пр.
Почвенничество и религиозные взгляды Достоевского(1821-1881).
Почвенничество – направление русской философской, социальной, эстетической мысли середины XIX века (Григорьев, Страхов), главной идеей которого было утверждение об особой национальной почве, как основе общественно-политического и духовного развития России. Такой «почвой» были идеалы и ценности православия, противостоящие утилитаризму и прагматизму «западной», т.е. буржуазной культуры.
Особенности философии Достоевского:
- Будущее России видел не в капитализме или социализме, а в опоре на русскую национальную почву – обычаи, традиции,
- Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть панцирь, оберегающий человека от греха и зла,
- Особую роль в философских взглядах Достоевского, которыми пропитано все его творчество, занимает проблема человека, им было выделено два пути, по которым может идти человек:
1. Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога, данный путь губителен как для человека, так и для окружающих, идущий по нему терпит крах.
2. Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках, такой путь Достоевский считал наиболее верным, правильным и спасительным для человека.
Панморализм и философия культуры Л.Н.Толстого (1828-1910).
Великий русский писатель, христианский мыслитель и педагог. В конце 70-х годов пережил тяжелый духовный кризис. С этого времени в центре его духовных исканий - выработка религиозного отношения к жизни, полный отказ от секулярной (светской) культуры, разработка религиозно-философской доктрины – толстовства.
Основная идея толстовства – «Исповедь», «Критика догматического богословия», «В чем моя вера?», «О жизни», «Что такое искусство?», «Царство Божие – внутри нас».
- Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия, религия должна стать простой и доступной для народа,
- Церковному богословию противопоставляет собственное истолкование Нового завета – чисто рационалистическое,
- Переход на позиции патриархального крестьянства требует переоценки всех ценностей, переключения творческих усилий человека на нравственно-доброе деяние,
- Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть, смысл жизни – это самосовершенствование,
- Главное зло на Земле – это смерть и насилие, необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем, в основе поведения человека должно быть непротивление злу,
- Отрицает самостоятельную роль личности в истории, видит в историческом процессе проявление сверхличностной – стихийной народной силы, подчиненной вечным законам нравственности.
- Государство –отживающий институт, и поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование,
- Всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.п.
ЛЕКЦИЯ 8
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1120;