Тема 11: Семиотические основы коммуникативной деятельности. Роль знаковых систем в человеческой жизни и коммуникативной деятельности. Знаковая теория.
Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика. Семиотическое членение: семантика, синтактика и прагматика. Понятие знака. Классификация знаков. Модели функционирования знаков. Концепция де Соссюра. Модели знака Фреге и Огдена – Ричардса. Прагматическая модель Пирса. Типология знаков. Свойства и характеристики знаков и знаковых систем. Прагматические подходы Ч. Морриса и П. Грайса. Понятие кода. Типология кодов.
Содержание коммуникации представляют знаки как части системы средств выражения, несущие закодированную информацию, расположенные в определенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др.
Изучением таких знаковых систем занимается семиотика. Семиотика — наука, занимающаяся исследованием свойств знаковых систем и, соответственно, знаков. Основные принципы семиотики сформулировал американский философ Ч.С. Пирс. Ему же принадлежит и сам термин «семиотика». Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: 1) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом, т. е. содержание знаков; 2) синтактику, изучающую отношения между знаками или правила построения знаков в рамках знаковой системы; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и тем, кто пользуется знаками.
Семантика изучает значение единиц языка (слов). По отношению к рассматриваемым объектам ставится вопрос о значении и смысле. Проблематика семантики выражается в вопросах: «Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?». Обычно для разъяснения структуры языкового значения используется «семантический треугольник» или «треугольником Фреге». Готлоб Фреге – немецкий ученый, один из основателей математической логики. Тип вещи, предмета, явления действительности называют денотатом знака. Конкретную вещь чаще называют референтом знака. Поскольку человек обозначает вещи не напрямую, а через свое восприятие вещи, то вэту вершину треугольника часто помещают представление о вещи, сигнификат знака. Понятие также иногда называют еще и по-другому: концепт или десигнат знака. В значении слова находит обобщенное отражение определенный предмет, «фрагмент» действительности: слово является названием не отдельного предмета, а целого класса предметов. Предметы и явления действительности отражаются в сознании человека в виде логических понятий. Таким образом, значение есть соотнесенность знака (слова) с определенным понятием.
Другой раздел семиотики - синтактика - изучает объективные законы устройства знаковых систем с точки зрения их синтаксиса (безотносительно
к их значениям и функциям знаковых систем). Формирование упомянутого смысла знаковой конструкции осуществляется с помощью алфавита (совокупность букв, знаков), правил образования и преобразования.
Задачей синтактики является описание запаса правильно построенных текстов (составных знаков) для различных классов знаковых систем. В идеале она должна описывать все допустимые тексты.
Прагматика — раздел семиотики, посвященный изучению соотношения знаковых систем и употребляющих их индивидов; теория употребления языка; совокупность факторов, определяющих использование языка его носителями.
Прагматика рассматривает широкий круг вопросов:
1) в обыденной речи — отношение говорящего к тому, что и как говорит: истинность, объективность, предположительность речи, ее искренность,приспособленность к социальной среде и т.д.;
2) интерпретация речи слушателем — как истинной, объективной, искренней или, напротив, ложной, сомнительной, вводящей в заблуждение;
3) в художественной речи — отношение писателя к действительности и к тому что и как он изображает; отношение читателя к тексту и др.
Окончательно наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах, сформировалась благодаря работам американского математика Чарльза Пирса.
В связи с тем, что знак может рассматриваться с различных уровней абстракции, на сегодняшний день нет единой классификации знаков и его определения (понятия). Любой предмет во вселенной, любое его качество или признак может стать знаком. Поэтому классификаций знаков может быть неисчислимое множество, и они не сводимы в единую и завершенную схему. Отцы семиотики посвятили вопросам классификации знаков многие страницы своих сочинений, но так и не справились с этой задачей.
Давая определение знаку, Ю.С. Маслов обращается, к примеру фантастических “Путешествий Гулливера”, написанных Дж. Свифтом. Свифт писал об удивительных людях, которые решили обходиться без языка и вели беседу не с помощью слов, а с помощью самих предметов, предъявляемых собеседнику. Фантазия Свифта наделили каждого такого мудреца большим мешком, в котором он носил с собой все предметы, нужные для "разговора".
В действительности обмен информацией в человеческом обществе строится на прямо противоположном принципе: адресату сообщения предъявляются не реальные предметы, о которых идет речь, а некие заместители этих предметов, представители их, вызывающие в сознание образ, представление или понятие об этих предметах, даже когда их поблизости нет.
Адресату сообщения предъявляется не А, о котором идет речь, а некое В, являющееся "представителем" этого А для сознания адресата. Это В, заменяющее и представляющее А, и называется знаком.
По мнению Маслова, "знаковая ситуация" наличествует всякий раз, когда, как говорили в старину по латыни, aliquid stat pro aliquo – “что-то стоит вместо чего-то другого”. Но ведь мы говорим о знаках, используемых в процессе человеческого обмена информацией, осуществляемого его участниками сознательно, преднамеренно и целенаправленно. Тучи на небе можно в каком-то смысле тоже назвать вестником приближающегося дождя, и они могут быть своего рода "знаком". Восприняв этот "знак", человек сделает какие-то выводы, например, отправляясь из дому, захватит с собой зонт.
В этом примере нет ситуации общения: нет "отправителя сообщения", нет и "адресата", для которого оно предназначалось. Поэтому здесь правильнее говорить о симптоме, а не о "знаке". Симптом, хотя и позволяет наблюдателю сделать определенные выводы, но вовсе не предназначен специально для получения таких выводов.
Итак, знак, по мнению Маслова, существует только тогда, когда что-то (некое В) преднамеренно ставиться кем-то вместо чего-то другого (вместо А) с целью информировать кого-то об этом А.
Таким образом, имея дело с преднамеренным обменом информации, мы имеем дело с такого рода знаками. Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т. е. системами знаков и правилами их употребления.
Знак - основное понятие семиотики. В широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях, когда, как говорят ученые, образуется знаковая ситуация, соответствует некое "значение", могущее быть чем угодно − реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или сказочным существом, абстрактным понятием.
Классификация знаков. Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. Так до настоящего времени сохраняет свое значение классическое (введенное Ч.С.Пирсом) разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы, учитывающей это соотношение (формы и содержания).
Абрам Соломоник пришел к выводу, что классификация отдельных знаков практически недостижима, да и нецелесообразна, и решил заняться классификацией знаковых систем, но на основе базисного знака, их образующего. Все существующие знаковые системы А.Соломоник распределил по пяти иерархически расположенным типам знаковых систем. В порядке своего появления в филогенезе человечества и в онтогенезе отдельного человека, а также по степени увеличивающейся абстракции, лежащей в основании каждого типа основного знака, эти пять типов знаковых систем выглядят следующим образом:
1) вначале и в фило- и в онтогенезе появляются естественные знаковые системы, которые все основаны на естественных знаках. Естественными знаками он называет такие реальные предметы или явления, которые сигнализируют о сопутствующих им предметах или явлениях, недоступных нашему непосредственному наблюдению. Так, например, стоя на пригородной платформе и еще не видя поезд, но слыша стук его колес, человек начинает потихоньку готовиться к штурму приближающегося вагона.
2) Образные знаковые системы основываются на базисном знаке, который называется образом (по-английски – image). Знак-образ отличается тем, что это уже не реальный предмет, свидетельствующий о каком-то целом, частью которого он является, как было в случае с рассмотренными нами естественными знаками. Это – изображение чего-то из реальности, связанное с ним отношением, близким к изоморфизму. Иначе говоря, знак-образ в той или иной степени похож по конструкции и/или по содержательным компонентам на изображаемое. Этот тип знаков очень распространен в человеческой культуре, можно даже сказать, что почти вся культура построена на образных знаковых системах. Живопись, скульптура, архитектура, музыка, балет и многое-многое другое составляют важнейшие образные системы, каждая со своей специальной парадигмой образов и со своим синтаксисом их соединения в целостные ансамбли.
3) Еще более информативен по своему потенциалу следующий базисный знак в многочисленных языковых системах. Именно языковые системы надстраиваются по этой схеме над образными, и базисным их знаком везде является слово или его эквивалент. Словесный знак почти никогда не изоморфен изображаемому, а имеет конвенциональный и условный характер.
4) Следующий тип знаковых систем в нашей иерархии – системы записи. Их базисный знак Соломоник назвал иероглифом. В большинстве систем письма, которое является самым распространенным видом записи, основным знаком является буква. Однако и в письме есть системы, построенные не на буквах; тем более не на буквах построены другие системы записи (например, географические карты). Поэтому первоначально принятый им термин "буква" для обозначения базисного знака систем записи он заменил на иероглиф.
5) Наконец, высший в данной иерархии слой: знаковые системы максимальной формализации, а именно математические коды. Символ как базовый знак математических кодов, то даже по сравнению с иероглифом он обладает значительно более высоким потенциалом абстракции и значительно бoльшим семиотическим наполнением. Это означает, что символ способен обозначать гораздо более обширный круг предметов или явлений, чем любой другой знак. Так иероглиф, например, обозначает определенный референт (буква означает только один определенный звук в речи), а символ обозначает все, что угодно.
Но знаки образовывают множество комбинаций. Комбинация знаков тоже является знаком, который в этом случае называется составным, или сложным. Например, в естественном языке знаками являются буквы алфавита, из которых образуются сложные составные знаки – слова, предложения. Любой текст, написанный на каком-либо естественном (разговорном) языке является сложным знаком.
Классификация на основе комбинации знаков предполагает их условное деление на натуральные, образные и конвенциональные.
Системы знаков | ||||
Образные | Конвенциальные | Натуральные | ||
Живопись, музыка, танцы, мимика, жесты | Формальные знаки | Следы зверей, коллекции минералов, звездное небо | ||
Естественные языки | Алгоритмические, информационные, специализированные (математика, логика, химия), искусственные (эсперанто, воляпюк и др.) | Системы записи | ||
Устная речь, письменная речь | Нотная запись, формулы, шахматная нотация |
Классификация систем знаков (Источник: В.Н.Агеев. Семиотика. – М., 2002. – С.54)
Натуральные, или естественные, знаки. Как мы уже сказали, вначале появились естественные знаковые системы, которые все основаны на естественных знаках. Они обозначают реально существующую совокупность вещей или явления природы. Для натуральных, или естественных, знаков характерна, во-первых, тесная связь между предметом (явлением), выступающим в роли обозначающего знака, и свойствами тех предметов и явлений, на которые он указывает. Во-вторых, они обозначают вполне конкретную, реально существующую совокупность вещей или явление природы.
С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы (гром, молния); следы зверей; отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе и т.д. К естественным знакам также можно отнести различные коллекции предметов (например, минералов), произведения декоративного искусства.
На заре цивилизации, до изобретения других типов знаковых систем, естественные знаковые системы были единственными помощниками человека в его взаимоотношениях с окружающей средой. Но и сегодня, когда системы более высокого иерархического уровня заняли подобающее им место, естественные знаковые системы продолжают играть колоссальную роль, особенно в повседневной жизни. Слайд Когда-то вся медицина основывалась только на симптомах болезни, которые врач мог видеть, слышать или ощущать своими органами чувств. Сегодня врач не поднимает голову от экрана компьютера, в который занесены данные множества анализов, полученных самыми хитроумными способами. Тем не менее, эти данные суть естественные знаки, опираясь на которые врач диагностирует болезнь и назначает курс лечения.
Более точным было бы сказать, что естественные знаки (признаки) врач получает часто с помощью различных систем изображения: ЭКГ обозначается ломаной линией, пульс виден на шкале замера. Но, во-первых, сохраняются и непосредственно наблюдаемые симптомы болезни, а во-вторых, все эти значки раскрывают для нас те естественные явления и процессы, которые нам не дано почувствовать непосредственно. Иными словами, в конце концов и здесь все сводится к системам естественных знаков.
Между тем все эти точки, ломаные линии, диаграммы, рисунки и пр. являются знаками более высокого порядка по сравнению с естественными знаками. Они объединяются в системы, которые А.Соломоник предлагает называть образными и которые появляются в арсенале человечества много позже, чем первоначальные естественные системы. И в филогенезе, как об этом свидетельствуют данные эволюционной истории развития подростка и возрастной психологии, они появляются вслед за первичным освоением естественных систем знаков.
Образные знаковые системы основываются на базисном знаке, который называется образом (по-английски – image). Знак-образ отличается тем, что это уже не реальный предмет, свидетельствующий о каком-то целом, частью которого он является, как было в случае с рассмотренными нами естественными знаками. Это – изображение чего-то из реальности, связанное с ним отношением, близким к изоморфизму. Иначе говоря, знак-образ в той или иной степени похож по конструкции и/или по содержательным компонентам на изображаемое. Так, например, нарисованные на вывеске расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит.
Этот тип знаков очень распространен в человеческой культуре, можно даже сказать, что почти вся культура построена на образных знаковых системах. Живопись, ФОТОГРАФИЯ скульптура, архитектура, музыка, балет и многое-многое другое составляют важнейшие образные системы, каждая со своей специальной парадигмой образов и со своим синтаксисом их соединения в целостные ансамбли. Далекие от культуры, но весьма практические приложения тоже пользуются образными знаковыми системами – такова, например, дорожная система оповещения и предупреждения водителей и пешеходов. Эта система составлена из знаков разного порядка, включая слова и геометрические фигуры. Но в основном в нее входят образы, поэтому-то они и называются ее базисными знаками. Изображение на них очень упрощенное, но легко узнаваемое, не теряет основных черт исходного прообраза
Понятие образного знака тесно связано с понятием символа. Это слово имеет много значений. В математике, логике, других точных науках оно употребляется как синоним слова “знак”. В других случаях – в искусстве, художественной литературе или, например, в религии – символ понимается как некий образ, представленный знаком и одновременно как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства образа. На символических, образных знаках построены танцевальное и прикладное искусства, театр мимики и т.д. Художественные символы широко используются в литературе, поэзии, религиозных мифах. Язык танца и пантомимы — символический, образный.
Конвенциональные знаки представляют собой наиболее представительную группу. Они основаны на договоренности и являются основой для построения естественных и формальных языков, а также систем записи.
На основе конвенциальных знаков строятся естественные и формальные языки и системы записи. Именно языковые системы надстраиваются по этой схеме над образными, и базисным их знаком везде является слово или его эквивалент. Словесный знак почти никогда не изоморфен изображаемому, а имеет конвенциональный и условный характер.
Именно поэтому слово "стол" намного абстрактнее и содержательнее нарисованного стола или реального стола, если тот выступает в роли знака. По своему семиотическому наполнению слово выказывает значительно большую степень абстракции, нежели прежде рассмотренные нами до этого другие базисные знаки. Поэтому оно появляется в копилке человечества (да и у отдельного человека) гораздо позже, чем образ, и уж тем более, чем естественный знак. Слово по отношению к обозначаемому предмету стоит значительно дальше, чем они. Как было указано, слово обычно конвенционально и ничем не напоминает обозначаемое, в то время как естественный знак – это реальный предмет или явление, а образ во всех своих проявлениях изоморфен своему референту, то есть чем-то напоминает изображаемое.
В животном мире распространены звуки как средство коммуникации (пение петуха; мяуканье кошки и т. п.), которые являются средством передачи информации в условиях определенной среды обитания. Но число голосовых реакций, играющих роль коммуникативных сигналов у животных, крайне мало — максимум 13-20 единиц вокализации у обезьян. Это знаки, созданные природой. Но эти знаки бесструктурны, т. е. любой сигнал по его компонентам является «звуком», «словом» и «фразой». Кроме того, звуковые сигналы животных беспредметны, не называют вещей, они связаны с определенной ситуацией (например, опасность). Но в чем суть ситуации, кто ее виновник и как ее избежать, животное передать не может. Звуковая коммуникация животных носит приспособительный характер. Человек, в отличие от животного, сам создает знаки и знаковые системы для обозначения классов предметов и явлений, что возможно благодаря способности человека к обобщению (оно полностью отсутствует у животных).
Естественный язык является наиболее сложной и развитой знаковой системой. Язык — это система знаков; единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Например, говорят о системе русского, английского языков. Он не только обладает огромным набором знаков (буквы, слоги, слова, предложения, тексты), но и способностью передавать смысловую информацию в любой области знаний. Как средство общения язык — явление социальное.
Одним из основных средств коммуникации является речь как реализация системы языка, когда для языковых сообщений используется прежде всего вокально-слуховой канал. Четкое разграничение между языком и речью провел швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure), определив язык как исторически сложившуюся систему знаков, а речь как процесс передачи какой-либо информации с помощью этих знаков. Если язык понимать как главное видовое средство общения людей, а речь — как основой видовой способ их общения, то все люди входят в большую коммуникативную систему. Первейший критерий речи — ее социальная значимость. Речь давно перешагнула утилитарные рамки: пользуясь речью, человек решает задачи, выходящие далеко за рамки биологической выгоды. Отношение человека к речи как к ценности проявляется в его стремлении удолговечить ее. Ради этого человечество изобрело печатный станок, пишущую машинку, патефон, телеграф, радио, магнитофон, факс, компьютер.
Семиологические исследования коммуникативных систем во многом опираются на труды швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. Соссюр рассматривал знак как двустороннее психическое образование, соединяющее понятие (означаемое) и акустический образ (означающее). Причем имя и обозначенный им предмет связаны друг с другом условно, конвенционально, в силу соглашения между людьми.
ИСТОЧНИКИ
1. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. — М, 2007.
2. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа, Культура. — М., 2004.
3. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. — М.,2003.
4. Агеев В. Н. Семиотика. — М., 2002.
5. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004
6. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004.
7. ЭКО У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — ТОО ТК «Петрополис», 1998.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 3679;