Основные аспекты изучения текста
Текст создается для того, чтобы воплотить авторский замысел, передать знания человека о мире, сделать их достоянием других людей. В речемыслительной деятельности текст – основный, но единственный компонент. Важными составляющими текстовой деятельности являются автор (создатель текста, адресант), читатель (адресат), сама отображаемая деятельность, знания о которой передаются в тексте, и языковая система, из которой автор выбирает языковые средств, позволяющие адекватно воплотить творческий замысел.
Существуют несколько подходов к изучению текста:
- лингвоцентрический (аспект «язык – текст»), наиболее традиционный, логика которого основана на изучении функционирования языковых единиц в тексте;
-текстоцентрический (текст как автономное целое вне соотнесения с участниками коммуникации), основу которого составляет взгляд на текст как на структурно-семантическое целое,
- антропоцентрический (аспект «автор – текст – читатель»), связан с порождением (позиция автора), восприятием и пониманием текста (позиция читателя),
- когнитивно-дискурсивный («автор – текст – внеязыковая деятельность»; концепт, картина мира).
В антропоцентрическом направлении важными являются следующие идеи. Во-первых, текст как двуединый процесс: текст – есть процесс создания текста и результат речевой деятельности; наличие в сознании человека замысла, концепции, которая реализуется в тексте, восприятие и понимание. Во-вторых, текст как сложный речевой акт, который осуществляется с определенными намерениями и целями воздействия на адресата (прагматика), и как коммуникативное образование.
Когнитивно-дискурсивный подход учитывает знание говорящего и слушающего о действительности, «знание мира» (Т. ван Дейк).
В современных исследованиях сложились два основных представления о дискурсе:
1) дискурс как коммуникативное событие, включающее кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установке, цели адресата, социокультурное окружение),
2) дискурс как институциональный тип текста. И в этом понимании дискурс представляет собой тематически соотнесенные тексты, так или иначе обращенные к общей теме.
Объем и границы понятия «медиатекст»
Термин «медиатекст», введенный в широкое употребление Т. Г. Добросклонской[1], употребляется в качестве родового по отношению к серии традиционных и новых обозначений: публицистический текст, газетный текст, радио- и телетекст, сетевой текст, гипертекст, рекламный текст и т. п.
Генезис слова “медиа” (от лат. “media”, “medium” – средство, способ, посредник) позволяет называть медиатекстом любой носитель информации, в том числе традиционные книги, произведения искусства или современные феномены технического прогресса. Однако в качестве обобщающего термина медиатекст закрепился именно за текстами, функционирующими в массовой коммуникации. Что же касается объема понятия «медиатекст», то его также следует ограничить, поскольку все, что медиатизируется, вовлекается в сферу СМИ, вполне уживается в рамках этого понятия. Вместе с тем свою объяснительную силу термин обретает при понимании медиатекста как совокупного творческого продукта трех социальных институтов: журналистики, PR и рекламы. В настоящее время медиатекст приобрел статус базовой категории в новых направлениях лингвистической, философской, журналистской, педагогической наук – медиалингвистике, медиастилистике, медиакультуре, медиакритике, медиаобразовании (Л. Р. Дускаева, Н. Б. Кириллова, А. П. Короченский, А. В. Федоров, Н. В. Чичерина, Т. В. Шмелева и др.).
Дата добавления: 2016-09-28; просмотров: 4299;