Реализация функций API с помощью внешних библиотек

При реализации функций API с помощью внешних библиотек эти функции пре­доставляются пользователю в виде библиотеки процедур и функций, созданной сторонним разработчиком.

Система программирования ответственна только за то, чтобы подключить объект­ный код библиотеки к результирующей программе. Причем внешняя библиотека может быть и динамически загружаемой (загружаемой во время выполнения про­граммы).

С точки зрения эффективности выполнения этот метод реализации API имеет са­мые низкие результаты, поскольку внешняя библиотека обращается как к функ­циям операционной системы, так и к функциям RTL языка программирования. Только при очень высоком качестве внешней библиотеки ее эффективность срав­нима с эффективностью библиотеки RTL.

Если говорить о переносимости исходного кода, то здесь требование только одно — используемая внешняя библиотека должна быть доступна в любой из архитектур вычислительных систем, на которые ориентирована прикладная программа. Тог­да удается достигнуть переносимости. Это возможно, если внешняя библиотека удовлетворяет какому-то принятому стандарту, а система программирования под­держивает этот стандарт.

Например, библиотеки, удовлетворяющие стандарту POSIX (см. следующий раз­дел), доступны в большинстве систем программирования для языка С. И если при­кладная программа использует только библиотеки этого стандарта, то ее исход­ный код будет переносимым. Еще одним примером является широко известная библиотека графического интерфейса XLib, поддерживающая стандарт графичес­кой среды X-Window.

Для большинства специфических библиотек отдельных разработчиков это не так. Если пользователь использует какую-то библиотеку, то она ориентирована на ог-


Интерфейс прикладного программирования_______________________________ 303

раниченный набор доступных архитектур целевой вычислительной системы. При­мерами могут служить библиотеки MFC (Microsoft Foundation Classes) от Microsoft и VCL (Visual Controls Library) от Borland, жестко ориентированные на архитек­туру операционных систем семейства Windows.

Тем не менее многие фирмы-разработчики сейчас стремятся создавать библиоте­ки, которые бы обеспечивали переносимость исходного кода приложений между различными архитектурами целевой вычислительной системы. Пока еще такие библиотеки не получили широкого распространения, но имеется несколько попы­ток их реализации, например библиотека CLX от Borland ориентирована на архи­тектуру операционных систем семейств Linux и Windows.

В целом развитие функций API идет в направлении попытки создать библиотеки API, обеспечивающие широкую переносимость исходного кода. Однако с учетом корпоративных интересов различных производителей и сложившейся ситуации на рынке в ближайшее время вряд ли удастся достичь значительных успехов в этом направлении. Разработка широко применимого стандарта API пока еще остается делом будущего.

Поэтому разработчики системных программ вынуждены оставаться в довольно узких рамках ограничений стандартных библиотек языков программирования.

Что касается прикладных программ, то гораздо большую перспективу для них пре­доставляют технологии, связанные с разработками в рамках архитектуры клиент-сервер или трехзвенной архитектуры создания приложений. В этом направлении ведущие производители операционных систем, СУБД и систем программирова­ния скорее достигнут соглашений, чем в направлении стандартизации API.

Итак, нами были рассмотрены основные принципы, цели и подходы к реализации системных интерфейсов API. Отметим еще один очень важный момент: желатель­но, чтобы интерфейс прикладного программирования не зависел от системы про­граммирования. Конечно, были одно время персональные компьютеры, у которых базовой системой программирования выступал интерпретатор с языка Basic, но это скорее исключение. Обычно интерфейс API не зависит от системы програм­мирования и может вызываться из любой системы программирования, хотя и с ис­пользованием соответствующих правил построения вызывающих последователь­ностей. В то же время, в ряде случаев система программирования может сама генерировать обращения к API. Например, мы можем написать в программе вызов функции по запросу 256 байт памяти:

unsigned char * ptr = malloc (256);

Система программирования с языка С сгенерирует целую последовательность об­ращений. Из кода пользовательской программы будет осуществлен вызов библио­течной функции malloc, код которой расположен в RTL языка С. Библиотека вре­мени выполнения, в данном случае, реализует вызов malloc уже как вызов системной функции HeapAlloc API:

LPVOID НеарAlloc(

HANDLE hHeap. // handle to the private heap block - указатель на блок DWORD dwFlags, // heap allocation control flags - свойства блока


304______________________________ Глава 9 Архитектура операционных систем

DWORD dwBytes // number of bytes to allocate - размер блока ):

Параметры выделяемого блока памяти в таком случае задаются системой програм­мирования, и пользователь лишен возможности задавать их напрямую. С другой стороны, если это необходимо, функции API можно вызывать прямо в тексте про­граммы:

unsigned char * ptr - (LPVOID) HeapAllocC GetProcessHeapO, 0, 256); В этом случае программирование вызова немного усложняется, но получаемый конечный результат будет, как правило, короче и, что самое важное, работать бу­дет эффективнее. Следует отметить, что далеко не все возможности API доступны через обращения к функциям системы программирования. Непосредственное об­ращение к API позволяет пользователю обращаться к системным ресурсам более эффективным способом. Однако это требует знания функций API, количество ко­торых нередко достигает нескольких сотен.

Как правило, функции API не стандартизированы. В каждом конкретном случае набор вызовов API определяется, прежде всего, архитектурой операционной сис­темы и ее назначением. В то же время, принимаются попытки стандартизировать некоторый базовый набор функций, поскольку это существенно облегчило бы пе­ренос приложений с одной операционной системы на другую. Таким примером может служить очень известный и, пожалуй, один из самых распространенных стан­дарт POSIX. В этом стандарте перечислен большой набор функций, их парамет­ров и возвращаемых значений. Стандартизированными, согласно POSIX, являют­ся не только обращения к API, но и файловая система, организация доступа к внешним устройствам, набор системных команд'. Использование в приложениях этого стандарта позволяет в дальнейшем легко переносить такие программы с од­ной операционной системы в другую путем простейшей перекомпиляции исход­ного текста.

Частным случаем попытки стандартизации API является внутренний корпоратив­ный стандарт компании Microsoft, известный как WinAPI. Он включает в себя сле­дующие реализации: Win 16, Win32s, Win32, WinCE. С точки зрения WinAPI (в силу ряда идеологических причин графический, то есть «оконный», интерфейс пользователя обязателен) базовой задачей является окно. Таким образом, стан­дарт WinAPI изначально ориентирован на работу в графической среде. Однако базовые понятия дополнены традиционными функциями, в том числе частично поддерживается стандарт POSIX.

Интерфейс POSIX

POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments — незави­симый от платформы системный интерфейс для компьютерного окружения) — это стандарт IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers — институт инже­неров по электротехнике и радиоэлектронике), описывающий системные интер-

' В данном контексте под системными командами следует понимать некий набор программ, позволя­ющих управлять вычислительными процессами, например pstat, kill, dir и др.


Интерфейс POSIX___________________________________________________ 305

фейсы для открытых операционных систем, в том числе оболочки, утилиты и ин­струментарии. Помимо этого, согласно POSIX, стандартизированными являются задачи обеспечения безопасности, задачи реального времени, процессы админист­рирования, сетевые функции и обработка транзакций. Стандарт базируется на UNIX-системах, но допускает реализацию и в Других операционных системах.

Интерфейс POSIX начинался как попытка пропаганды институтом IEEE идей переносимости приложений в UNIX-средах путем разработки абстрактного неза­висимого от платформы стандарта. Однако POSIX не ограничивается только UNIX-системами; существуют различные реализации этого стандарта в системах, которые соответствуют требованиям, предъявляемым стандартом IEEE Standard 1003.1-1990 (POSIX. 1). Например, известная ОС реального времени QNX соответствует спецификациям этого стандарта, что облегчает перенос приложений в эту систе­му, но UNIX-системой не является ни в каком виде, ибо ее архитектура использу­ет абсолютно иные принципы.

Этот стандарт подробно описывает систему виртуальной памяти (Virtual Memory System, VMS), многозадачность (Multiprocess Executing, МРЕ) и технологию пе­реноса операционных систем (CTOS). Таким образом, на самом деле POSIX пред­ставляет собой множество стандартов POSIX. 1-POSIX. 12. В табл. 9.1 перечисле­ны основные направления, описываемые данными стандартами. Следует также особо отметить, что в POSIX. 1 основным языком описания системных функций API предполагается язык С.

Таблица 9.1. Семейство стандартов POSIX

Стандарт Стандарт ISO Краткое описание

POSIX.0 Нет Введение в стандарт открытых систем. Данный документ

не является стандартом в чистом виде, а представляет собой рекомендации и краткий обзор технологий

POSIX.1 Да Системный интерфейс API (язык С)

POSIX.2 Нет Оболочки и утилиты (одобренные IEEE)

POSIX.3 Нет Тестирование и верификация

POSIX.4 Нет Задачи реального времени и потоки выполнения

POSIX.5 Да Использование языка ADA применительно

к стандарту POSIX. 1

POSIX.6 Нет Системная безопасность

POSIX.7 Нет Администрирование системы

POSIX.8 Нет Сети, «прозрачный» доступ к файлам, абстрактные

сетевые интерфейсы, не зависящие от физических протоколов, вызовы RPC, связь системы с приложениями, зависящими от протокола

POSIX.9 Да Использование языка Fortran, применительно

к стандарту POSIX. 1

POSIX. 10 Нет Super-computing Application Environment Profile (AEP)

POSIX. 11 Нет Обработка транзакций AEP

POSIX. 12 Нет Графический интерфейс пользователя (GUI)


306______________________________ Глава 9. Архитектура операционных систем

Таким образом, программы, написанные с соблюдением данных стандартов, бу­дут одинаково выполняться на всех POSIX-совместимых системах. Однако стан­дарты отчасти носят всего лишь рекомендательный характер. Часть стандартов описана очень строго, тогда как другая часть только поверхностно раскрывает основные требования. Нередко программные системы заявляются как POSIX-совместимые, хотя таковыми их назвать нельзя. Причины кроются в формальном подходе к реализации интерфейса POSIX в различных операционных системах. На рис. 9.1 изображена типовая схема реализации строго соответствующего POSIX приложения.

Рис. 9.1. Схема реализации приложения, строго соответствующего стандарту POSIX

Из рисунка видно, что для взаимодействия с операционной системой программа использует только библиотеки POSIX. 1 и стандартную библиотеку RTL языка С, в которой возможно использование только 110 различных функций, также опи­санных стандартом POSIX. 1.

К сожалению, достаточно часто с целью увеличения производительности той или иной подсистемы либо для введения фирменных технологий, которые ограни­чивают область применения приложения соответствующей операционной сре­дой, при программировании используются другие функции, не отвечающие стан­дарту POSIX.

Реализации стандарта POSIX на уровне операционной системы различны. Если UNIX-системы в своем абсолютном большинстве изначально соответствуют спецификациям IEEE Standard 1003.1-1990, то WinAPI не является POSIX-совместимым. Однако для его поддержки в операционной системе Windows NT введен специальный модуль API для поддержки стандарта POSIX, работаю­щий на уровне привилегий пользовательских процессов. Данный модуль обес­печивает преобразование и передачу вызовов из пользовательской программы к ядру системы и обратно, работая с ядром через WinAPI. Прочие приложения, написанные с использованием WinAPI, могут передавать информацию POSIX приложениям через стандартные механизмы потоков ввода-вывода stdin и stdout [57].


Примеры программирования для разных интерфейсов API____________________ 307








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 739;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.