По месту проведения

· Производственные;

· Музейные экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсантов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.);

· Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (обзорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части.

· Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематическими; они могут проводится как в промежуточном, так и в конечном пункте следования.

· Комплексные (сочетающие элементы нескольких видов).

4. По способу передвижения различают:

· пешеходные экскурсии (создавая необходимый темп движения, обеспечивая благоприятные условия для показа и рассказа);

· транспортные экскурсии (в большинстве случаев автобусные, но так же могут быть использованы в качестве транспорта: троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы и так далее).

5. По продолжительности бывают:

· От одного академического часа (45 мин) до суток;

· Крат продолжительности экскурсии, времени и месте окончания.

По времени вступление рассчитано на 5 – 7 минут.

Основная часть экскурсии предполагает основное действие во время проведения экскурсии, поэтому она должна содержать введение в тему, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Введение в тему – это ввод в действие, краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях. Введение обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетаниях показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, объединенных одной темой. Количество подтем в среднем составляет от 5 до 12. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определенной дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объек­ты помогали бы раскрытию содержания определенным путем.

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал необходимо подбирать с учетом развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысло­выми «мостиками» (логическими переходами) с предыдущим и последующим.

Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и раз­вязке. Не следует идти от эмоционально сильного построения подтем и показа более значимых объектов к менее значимым. В развитии действия надо стремиться к соучастию с экскурсан­тами, так как соучастие - это эмоциональный наивысший мо­мент, требующий психологической готовности.

Законченность каждой подтемы предполагает законченность композиции каждого отдельного вопроса, каждого эпизода. Раз­витие действия необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея замысла экскурсии.

Кульминация- это точка, момент наивысшего напряжения фабульного[40] действия. В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект. Если исходное собы­тие в завязке и собственный ряд в основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным цен­тром всей экскурсии. Экскурсия же на маршруте должна подготовить экскур­сантов к встрече с данным объектом. Кульминацией в экскурсии часто является финал. Он несет в себе особую смысловую на­грузку, так как представляет собой наиболее важный момент для максимального проявления активности всех участников.

Особенности технологии, творческий характер работы уве­личивают значение монтажа подтем при создании экскурсии. Для того чтобы экскурсия не распалась на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти сюжетный единый ход, соответствующий данной экскурсионной теме.

Заданный ход не только устанавливает динамику, направле­ние развития сюжета экскурсии, но и является связующим мо­ментом при соединении, то есть при монтаже отдельных подтем. Удачно подобранные логические переходы в данном случае мо­гут выполнясь не только связующую роль, создающую ощуще­ние целостности двух совершенно разных подтем, но и в от­дельных случаях несут смысловое – значение.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионны­ми объектами. Оно занимает по времени в среднем 3-5 минут и состоит из двух частей;

1)итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии;

2)информация о других экскурсиях, расширяющих и углубляющих данную тему.

Заключение не менее важно, чем вступление и основная часть.

 

Таблица 1

Документация, необходимая для экскурсионной темы

Название документа Содержание документа
Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид объекта, его наименование, событие, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой для индивидуальных текстов.
Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом, на основе контрольного текста. Дает характеристику объектов и событий. Содержит вступление, основную часть, заключение, логические переходы
Схема (карта) маршрута На отдельном листке показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам

 

 

При разработке экскурсии необходимо пройти этапы ее разработки:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники проведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуального текста.

14. Прием (сдача) экскурсии на маршруте.

15. Утверждение экскурсии в качестве турпродукта туристской фирмы.

К разработке каждого этапа предъявляются определенные требования и работа считается завершенной.

Вопросы для самоконтроля

1. Общие признаки экскурсий.

2. Виды экскурсий.

3. Элементы содержания экскурсий.

4. Этапы разработки экскурсий.

 

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 658;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.