Киммерийцы («гиммирри», «кумиры»).
С глубокой древности юг Русской равнины, степные просторы Поволжья, Придонья и Причерноморья были областью расселения многочисленных кочевых народов, пришедших в движение по территории Великой евразийской степи. Первыми обитателями Северного Причерноморья и отчасти Нижнего Подонья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в IХ - VIII веках до н. э. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье ещё до прихода скифов. Пребывание киммерийцев здесь принято относить к концу II — началу I тысячелетия до н. э. Киммерийцы представляли собой сильное государственное образование, сформированное из союза племён.
О киммерийцах упоминается в ассирийских клинописных текстах VIII века до н. э. Особенно сильно беспокоили киммерийцы государство Урарту и Ассирию при царе Ассаргадоне. В анналах другого ассирийского царя, Ашурбанипала, отмечается победа над «народом гиммера» (название киммерийцев в античных источниках). В тех же анналах говорится о борьбе с киммерийцами египетского фараона Псамметиха. У киммерийцев было достаточно хорошо вооружённое и сильное конное войско, отличавшееся большой манёвренностью и жестокостью в бою.
Греческие авторы считали, что исходным пунктом всех походов киммерийцев в страны Древнего Востока было Северное Причерноморье, а пути их набегов шли через Кавказ и Балканский полуостров.
По данным топонимики, киммерийцы жили и в Приазовьи. Геродот приводит несколько географических названий, сохранившихся здесь до его времени (V век до н.э.). Это Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления и область Киммерия. На Днестре были могилы киммерийских царей, погибших во время столкновения со скифами. Геродот считает, что часть киммерийцев ушла в Малую Азию (Каппадокию), а другая часть была ассимилирована скифами. Сохранились и следы пребывания киммерийцев на Нижнем Дону, о которых свидетельствуют находки в окрестностях нынешнего Ростова, в крупнейших городищах: Кобяковском, Нижне-Гниловском, Хапровском, Сафьяновском.
Скифы, савроматы и сарматы.
Важнейшей базовой культурой, открытой в ходе археологических раскопок курганного типа на нынешней, южной территории нашей страны, в том числе в Подонье и в Приазовьи, является культура ирано-язычных племён – скифов, савроматов, и более поздних кочевников Волго-Донского бассейна – сарматов. Уже долгое время она привлекает внимание учёных, важнейшие исследования проведены здесь археологами и историками Артамоновым М.И., Шеловым Д.Б., Виноградовым В.Б., Кузнецовым В.А., Максименко Е.Н., Туллаговым А.А. и другими.
Начало железного века (конец VIII века до нашей эры) на территории Северного Причерноморья, Приазовья, Нижнего и Среднего Дона связано с двумя важными процессами, оказавшими большое влияние на историю последующих веков на юге нашей страны. Этими явлениями были приход и распространение скифских племен, которые вытеснили киммерийцев, и начало греческой колонизации. Основные сведения о скифах дают археология и труды античных и восточных авторов. Пришедший с востока, этот народ (состоявший так же из разных родственных племён) в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое межплеменное (протогосударственное) объединение и занимал в VII - V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье,Нижний Дон, Кубань и Тамань.
Много ценных сведений о жизни скифов сообщил греческий историк Геродот. Греческий историк и географ Страбон так описал жизнь степных кочевников: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут. Вокруг кибиток пасется скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местность с хорошими пастбищами, зимой - в болотах около Меотиды (Азовское море. - Б. Ч.), а летом - на равнинах». У скифов господствовал патриархат. Видную роль в жизни скифских племен играла война. В VII веке до нашей эры скифы, жившие на Северном Кавказе, совершили опустошительный поход против государств Урарту, Ассирии и Египта. Была захвачена огромная добыча. Война обогащала племенную верхушку. У вождей и знати скифских племен Дона появляются ценные золотые и серебряные вещи, дорогое оружие, рабы.
Могущественная Скифская держава сумела активно противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян, включая походы Александра Великого. Территорию квазигосударства Скифии позднее населяли неоднородные по этническому признаку народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: царские скифы, скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном Причерноморье - Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).
У скифов которые вели полукчевой образ жизни, было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения, выделялись чёткие социальные корпорации: жрецы, воины, рядовые общинники и рабы. Знаменитые скифские курганы и магильники донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.
Известный поэтический образ скифов как «…азиатов с раскосыми и жадными очами», созданный А. Блоком, не совсем соответствует действительности. Антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черт у скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины — потомки сарматов и алан, ближайших родственников скифов.
Племена скифов, земледельцев и скотоводов, кочевали в VII - III вв. до н. э. и по южным степям современной Украины, между Днепром и Доном. Донской край был восточной периферией скифского государства. С конца V века до.н.э. скифы основали в дельте Дона несколько поселений, которые выросли в крупное городище - Елизаветовское поселение. Со временем оно превратилось в достаточно большой и значимый центр греко-варворской торговли во всём Приазовьи и Северном Причерноморьи. Предметы скифской культуры — мечи, шлемы, бронзовые удила — найдены на территории Ростова, Аксая, у поселка Койсугского и в ряде других мест. В конце VI в. до н.э. скифское население покидает городище, на месте которого позднее появится большая боспорская, греческая колония-полис.
Образ жизни скифов, их быт и внешний вид описали греческие античные историки. Из этих описаний следует, что скифы были русыми, голубоглазыми, искусными наездниками и отличными стрелками. Религия скифов отличалась многобожием, в их пантеон входило 7-мь основных богов, особо почитался бог войны – Арес (в греческой транскрипции). Причерноморские и донские скифы испытывали большое влияние античной средиземноморской, греческой культуры, заимствовали многие внешние формы быта греков и донских танаитов, жителей Танаиса.
Сарматы, появившиеся в донских степях позднее, включали в себя несколько ираноязычных этносов: савроматов, сираков, языгов, роксалан и алан. Перекочевав в южные степи из Западной Азии (III в. до н. э.- IV в. до н.э.), сарматы, проживавшие на левобережье Дона, имели сильную по тем временам тяжеловооружённую конницу - «катафрактариев» и, как и скифы, были отличными воинами. У сарматов большую роль в социальной структуре общества занимали женщины, часть которых, по свидетельствам, участвовала и в военных действиях, что по всей видимости позднее породило известные легеды об амазонках, женщинах-воительницах.
Сарматские племена разбили скифов, соподчинив и смешавшись с ними, заняли земли Приазовья, Правобережья и Нижнего Дона, отчасти Причерноморья и Прикаспия. В руках скифов остался степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском. В течение нескольких последующих столетий остатки скифов постепенно растворились в среде новых пришельцев — сарматов, алан и роксалан. Часть скифов позднее была ассимилирована славянами.
На нижнем Дону и в Приазовьи сохранились остатки крупных скифских поселений-городищ: Елизаветинского, Кобяковского, Недвиговского. Более двухсот лет тому назад археологами были начаты раскопки скифских и сарматских курганов — мест захоронения знати и военначальников. Изучение их продолжается и в наши дни. В скифских и сарматских курганах Поднепровья и Крыма (Солоха, Чертомлык, Куль-Оба), в курганах на Нижнем Дону (Пять братьев, Новочеркасский и др.) обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, вооружения и украшений, позволяющие представить внешний облик и форму костюма представителей этих древних племен.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 786;