СССР в 1945–1964 гг.

 

Окончание второй мировой войны породило новую ситуацию на планете. В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный вес Советского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время экономическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

Внешняя политика. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всячески старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благоприятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного процесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке привели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и действия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. С этой целью советское правительство старалось всемерно поддерживать коммунистические режимы в Восточной Европе (где к 1949 г. произошли «социалистические революции»), негласно ввязывается в корейскую войну (1950–1953 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию – Совет экономической взаимопомощи (1949 г.). Спустя несколько лет СССР объединил часть из них в военно-политический союз – Организацию Варшавского Договора (1955 г.).

Таблица 1

 

Состав Организации Варшавского договора (1955-1990 гг.) Состав Совета экономической взаимопомощи (1949-1990 гг.)
Албания (до 1968 г.) Болгария Венгрия ГДР Польша Румыния СССР Чехословакия Албания (до 1962 г.) Болгария Венгрия Вьетнам ГДР Куба Монголия Польша Румыния СССР Чехословакия

 

Активно содействовала наша страна коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободительного движения в «третьем мире» и созданию стран «социалистической ориентации».

Восстановление экономики СССР. Несмотря на одержанную победу, возвращение к мирной жизни было трудным. Слишком велики были потери, понесенные Советским Союзом в годы войны. Было разрушено и уничтожено 1710 городов и поселков городского типа, более 30 сел, около 32 тыс. промышленных предприятий, почти 100 тыс. колхозов и совхозов, более половины городского жилого фонда и 30 % домов сельских жителей. В два раза сократилось производство зерна и мяса. Страна потеряла 30 % своего национального богатства. Огромными были людские потери – по меньшей мере, 27 млн человек.

На выбор путей восстановления экономики СССР непосредственным образом повлияли оценка и действия советского руководства в международной области. Причем, в развернувшейся напряженной дискуссии при рассмотрении в 1945–1946 гг. проекта четвертого пятилетнего плана победу одержали сторонники возврата к довоенной модели экономического развития. Главную роль среди них играли Г.М. Маленков и Л.П. Берия, поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности. Опираясь на исследования экономиста Е.С. Варги, они утверждали, что капитализм справляется со своими внутренними противоречиями. Все это делало, по их мнению, международную обстановку очень тревожной, тем более что обладание атомной бомбой давало западным государствам явное военное превосходство над СССР. При таком подходе ускоренное развитие военно-промышленной базы нашей страны представлялось абсолютным приоритетом.

Победе консервативной тенденции способствовал неурожай 1946 г. Голод свирепствовал в большинстве областей Черноземной полосы, Средней и Нижней Волги, Южного Урала, Западной Сибири, Украины и в соседних с ней областях Белоруссии, Молдавии. В конце 1946 г. не было обеспечено хлебом более 100 млн человек. Несмотря на голод, СССР не остановил, осуществляемый исходя из политических соображений, экспорт зерна и стремление пополнить стратегический зерновой запас на случай войны.

До конца 1947 г. в стране сохранялась карточная система на основные виды продовольственных и промышленных товаров. Сами крестьяне, не имея паспортов, не могли покинуть деревню и кормились в основном за счет приусадебных участков, получая за работу в колхозе символические трудодни. Голод, в свою очередь, спровоцировал огромную волну преступлений. Лишь в 1947 г. за уголовные преступления было осуждено более 1,3 млн человек. Из них большую часть составляли хищения государственного хлеба.

Неурожай, преступность послужили предлогом для ужесточения контроля над крестьянством. В 1947–1948 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, которые напомнили о худших временах первой пятилетки. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу закону от 7 августа 1932 г. об охране социалистической собственности, предусматривали от 5 до 25 лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность». Под предлогом укрепления дисциплины началось преследование колхозников, рабочих совхозов и единоличников. Жители деревни назвали это «вторым раскулачиванием», которое в основных чертах повторило раскулачивание 30-х годов: насильственное изъятие зерна для наращивания госзапасов и экспорта хлеба, высылка непокорных в отдаленные места.

Соответствующие меры стимулировали массовый отток крестьян в города: около 8 млн сельских жителей покинули свои деревни в 1946–1953 гг. По сути, именно в эти годы появилось значительное число безлюдных деревень. В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд хозяйственных мер, провести дискуссии о сельскохозяйственной политике. Важное место отводилось укрупнению колхозов. С 1950 по 1952 гг. их количество сократилось с 252 тыс. до 94 тыс.

В промышленности первые послевоенные годы были отмечены бурным ростом (1946–1948 гг.) основных производств. По официальным данным, уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, а в 1950 г. превысил его на 73 %. Только в 1948–1950 гг. было введено в строй свыше 6 тыс. крупных промышленных предприятий. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в два раза. Этим успехам способствовал не только самоотверженный труд советских людей, но и максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет «экономии» на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации сГермании (4,3 млрд долларов). Они обеспечили обновление значительной части станочного парка промышленности.

Успехи в промышленности и оборонном комплексе во многом были достигнуты за счет деревни. Положение в сельском хозяйстве было крайне тяжелым. Лишь в начале 50-х гг. производство сельскохозяйственной продукции приблизилось к довоенному уровню.

Общий уровень жизни населения оставался низким. Сильная инфляция резко снизила покупательную способность рубля. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа, носившая конфискационный характер. Вклады населения в сберкассах свыше10 тыс. рублей уменьшались на 2/3. Лица, хранившие деньги вне сберкасс, получали один новый рубль вместо 10 старых. Одновременно была отменена карточная система. В результате многие виды товаров, продававшиеся по коммерческим ценам, сделались недоступными для широких слоев населения. Именно поэтому в 1947–1950 гг. цены на товары массового спроса директивно снижались 5 раз, хотя и в 1950 г. они более чем в 3 раза превышали средний довоенный уровень, а заработная плата увеличилась за это же время лишь на 50 %. Впоследствии этот процесс отложился в массовом сознании как «сталинские регулярные снижения цен».

Крупным политическим и организационным мероприятием стала массовая демобилизация советских воинов из Вооруженных Сил, которая завершилась к началу 1948 г. она была проведена в шесть очередей. Первая и вторая – в 1945 г., третья – с мая по сентябрь 1946 г. и остальные очереди – в 1947 г. Численность Вооруженных Сил сократилась с 11,4 млн человек в 1945 г. до 2,9 млн чел. в 1948 г. При демобилизации из армии ушло значительное количество офицеров. Из числа уволенных 287 тыс. офицеров и генералов более 100 тыс. составляли медицинские работники и 46 тыс. – учителя. Вместе с тем, в ходе сокращения Вооруженных Сил и демобилизации офицерского состава, принимались все меры, чтобы в армии были оставлены лучшие военные кадры. Было запрещено увольнять офицеров, имеющих высшее военное, военно-политическое и военно-техническое образование. По всем родам войск было уволено лишь 2,5 % офицеров, относящихся к этой категории. Часть офицерского состава, не имеющая достаточной подготовки, направлялась на учебу в военные училища и академии.

Лучшие умы и огромные ресурсы были брошены на создание новых видов вооружений и, прежде всего, атомной бомбы. В результате усилий советских конструкторов и разведчиков, «позаимствовавших» у американцев важные атомные секреты, уже в 1949 г. Советский Союз создал свою ядерную бомбу. А в 1953 г. СССР первым в мире испытал водородное оружие.

Большинство советских людей жили в нищете, но в то же время верили, что жизнь вот-вот повернется к лучшему. «Главное – война позади», – эта мысль в первые послевоенные годы стала доминантой общественных настроений. Страна была, как и в предвоенные годы, вновь охвачена подъемом стахановского движения. «Стахановым четвертой пятилетки» стал А. Филиппов – каменщик, участник социалистического соревнования за восстановление городов, разрушенных во время войны. Трудом таких, как он, простых советских граждан, страна вставала из руин.

Ужесточение режима.Закончившаяся война привнесла в менталитет советского народа известные изменения, которые, с одной стороны, идеализировали довоенный период, окрашивали его в радужные тона памятных праздников и общего энтузиазма. Вместе с тем, уже с 1947 г. наблюдался «психологический надлом» людей, решение социальных проблем которых откладывалось на более поздние времена. С другой стороны, вернувшиеся с фронта воины, побывавшие в европейских странах, привнесли в советское общество критический настрой.

Миллионы людей, побывав за границей в составе действующей армии, смогли сами оценить достижения западной цивилизации и сравнить их с положением в собственной стране. Кроме того, к январю 1953 г. в СССР было репатриировано 5,46 млн советских граждан. Они сумели сами познакомиться с достижениями западной цивилизации и сравнить их со своими собственными. Беспрецедентное за всю советскую историю сотрудничество с «империалистическими странами» в борьбе с общим врагом и ослабление идеологического манипулирования в годы войны поколебали утвердившиеся стереотипы и вызвали у советских людей интерес и симпатии к Западу.

Однако общественным ожиданиям не суждено было сбыться. Более того, реакция властей на нарождающиеся настроения оказалась неадекватно резкой. Уже в 1946 г. состоялись процессы над молодежными группами, квалифицированными как «антисоветские» и «террористические». В 1947 г. были созданы так называемые «суды чести» для «борьбы с поступками, роняющими честь и достоинство советского работника».

Вождь и его окружение стремились вытравить из народного сознания симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистические и антисемитские чувства, воссоздать образ внутреннего врага. Был взят курс на восстановление довоенных репрессивных порядков в стране. В этих целях значительная часть репатриированных военнопленных, вместо возвращения домой, были отправлены в лагеря, или привлечены к работам по восстановлению разоренных войной районов.

На Западной Украине и в Прибалтике подавлялось сопротивление установлению советской власти и коллективизации. К 1950 г. прекратила существование запятнавшая себя связью с фашистами Украинская повстанческая армия (руководитель – Р. Шухевич). Из 250 тыс. активных членов боевых отрядов Организации украинских националистов (ОУН) было убито 55 тыс., а 50–60 тыс. ушло на Запад через Словакию и Польшу. Сражаясь за национальную самостоятельность Украины, бойцы ОУН отличались особой жестокостью по отношению к противнику. По данным М.И. Семиряги, от их рук погибло 60 тыс. советских граждан, в том числе 50 православных священников, около 70 секретарей партийных и комсомольских организаций, 25 тыс. военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, более 30 тыс. активистов советской власти (в т.ч. учителей, специалистов различных профилей).

К 1950 г. было практически закончено и насильственное образование колхозов в западных районах. Так, если в 1948 г. удельный вес коллективных хозяйств в Латвии не превышал 2,4 %, то в 1950 г. здесь было обобществлено 90,8 % хозяйств по той же модели, как и во всей стране в 1929–1933 гг. Проведенные советскими и партийными властями мероприятия в Западной Украине и Прибалтике способствовали сохранению здесь напряженности в национальных отношениях и в последующие десятилетия.

Одновременно развернулась кампания по восстановлению несколько ослабленного во время войны контроля за интеллектуальной жизнью страны. Усилился тоталитарный диктат в сфере культуры и искусства. В творчестве художников, публицистов, писателей властями обнаруживались так называемые – «заграничное влияние», «западное упадничество», «мелкобуржуазный индивидуализм». Идеологическое руководство этой кампанией осуществлялось лично секретарем ЦК А.А. Ждановым. 14 августа 1946 г. ЦК партии обрушился на журналы «Звезда» и «Ленинград» (первый получил выговор, а второй был закрыт) за то, что они стали проводниками «идеологии, чуждой духу партии», особенно за публикации произведений поэтессы А. Ахматовой и сатирика М. Зощенко. Уже 4 сентября того же года новое постановление ЦК подвергло критике «безыдейные» фильмы («Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и вторую серию фильма «Иван Грозный»).

Гонениям со стороны идеологических органов подверглась наука. В области естествознания господствовала «школа» академика Т.Д. Лысенко, объявившая войну генетике как «буржуазной лженауке». Такая же участь постигла и кибернетику, которой в недалеком будущем предстояло изменить облик всей человеческой цивилизации. В конце 40-х – начале 50-х гг. прошли погромные «дискуссии» по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. В ходе них ряд ученых заявил о необходимости использования опыта западных цивилизаций в различных сферах жизни советского общества.

Подобные проявления в среде советской интеллигенции вызвали вполне определенную реакцию тоталитарного государства. В 1948 г. возобновились массовые репрессии, политические процессы и чистки. Органы государственной безопасности сфабриковали новые дела: «ленинградское», «мингрельское», «дело космополитов». В 1949 г. была развернута кампания борьбы с "безродными космополитами", которые якобы выступали против советского патриотизма, преклоняясь перед Западом. Незадолго до смерти И.В. Сталина в январе 1953 г. возникло дело «врачей-убийц», которое было использовано для нагнетания антисемитизма. В 1949 г. были репрессированы председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, председатель Совета Министров РСФСР М.И. Родионов и многие другие видные советские и партийные функционеры. Был уничтожен весь состав Еврейского антифашистского комитета, завоевавшего в годы войны авторитет во всем мире. Инициатива травли, по свидетельству писателя К.М. Симонова, исходила лично от дряхлеющего генералиссимуса, которому повсюду грезился американско-сионистский заговор.

К началу 50-х годов «население» ГУЛага составило 2,5 млн заключенных (без спецпереселенцев). В 1948 г. созданы лагеря «специального режима», в которых в очень тяжелых условиях содержались лица, осужденные за «антисоветские» или «контрреволюционные акты». Подневольный труд узников ГУЛага использовался не только в промышленности или строительстве. Имена таких заключенных, как А.Н. Туполев, С.П. Королев, В.П. Глушко, В.М. Мясищев и многих других ученых, были связаны с деятельностью Особых конструкторских бюро (ОКБ), так называемых «шарашек». В 1948–1953 гг. произошли несколько восстаний заключенных. Наиболее известные из них были в Печоре (1948 г.), Салехарде (1950 г.), Экибастузе (1952 г.), Воркуте и Норильске (1953 г.).

Таблица 2








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1195;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.