Психодрама как способ борьбы со страхами
Психодрама— воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.
механизм возникновения психодрамы
В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы «осмелеть» и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: «Осторожно — машина!». Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: «Сейчас как дам!». Тут правомерно говорить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.
Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребенка и вне терапевтической игры. Однако можно утверждать, что после начала психотерапевтической работы психодрама возникает чаще. В любом случае ее появление — это важное достижение, говорящее о зарождении у ребенка механизма борьбы со страхами. Особенности психодрамы аутичного ребенка:
— Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.
— Психодрама аутичного ребенкапредставлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со страхом ребенок достигает состояния аффективного напряжения, однакосамостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.
— Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникальны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, а также логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими.
— Психодрама потребует повторений.
Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым, — помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Дляэтого необходимодавать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы воспроизводите такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.
варианты психодрамы
Мы уже говорили, что страхи аутичных детей могут быть самыми разными. Соответственно и варианты психодрамы в каждом конкретном случае будут различаться. В этом разделе мы приведем несколько конкретных примеров, с которыми столкнулись в практике работы с аутичными детьми. Это продемонстрирует общую тактику поведения и варианты конкретных действий психолога или педагога во время проведения психодрамы.
- СТРАХ МАШИН
Вспомним пример, описанный выше. В ходе терапевтической игры мы наблюдали у ребенка агрессивные действия и высказывания, направленные на игрушечную машинку. На основе этих наблюдений в ходе беседы с мамой ребенка был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребенка — переживания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения, было организовано наблюдение за ребенком в других ситуациях. В результате были выявлены следующие особенности поведения ребенка: во-первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во-вторых, с игрушечными машинками проигрывал только один сюжет —аварии.
При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно предложен такой вариант развития событий: «Ой, машинка перевернулась — кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать — поехали!» Такие слова повторялись всякий раз при возникновении подобных действий. Работа продолжалась и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объяснил, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка стала принимать более разнообразные формы; он топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка перешли на реальные объекты: он подходил к стоящим на улице автомобилям и дотрагивался до них, в некоторых случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход из ситуации: «Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребенку разрешили посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины (за городом), поливая ее водой из шланга. В результате можно было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.
|
На занятиях ребенок время отвремени произносил слово «шампанское», при этом заглядывая в глаза педагогу. В результате беседы с мамой выяснилось, что такое поведение ребенка продолжается уже длительное время, однако причина оставалась непонятной. Было решено специально организовать ситуацию, в которой у ребенка была бы возможность проявить свои эмоции.
В оговоренный заранее день мама и ребенок отправились в магазин и купили бутылку детского шампанского. В этот день ребенок встретил педагога в коридоре с криками: «Шампанское! Шампанское!» На кухне была организована игра. Сначала ребенок долго ходил с бутылкой в обнимку, приговаривая: «Детское шампанское! Яблочное». Наконец он вполне насладился обладанием интересующим его предметом и попросил: «Открывать!» Из-за того, что ребенок, играя с бутылкой, взболтал ее содержимое, пробка вылетела с громким хлопком, за которым последовал фонтан из шампанского. Ребенок отреагировал громким криком и в страхе убежал.
Педагог, сохраняя полное спокойствие, дал ребенку возможность немного прийти в себя, погладил его по спинке. Сразу после этого была организована сюжетная игра. Педагог превратился в официанта (надев на шею галстук-бабочку) и торжественно внес в комнату поднос с бутылкой и стаканами. Сначала ребенок испуганно наблюдал, а педагог, пока не добиваясь его активного участия в игре, продолжал: разлил шампанское по стаканам и стал угощать кукол, приговаривая: «Ах, какое вкусное детское шампанское. Яблочное». Затем предложил ребенку попробовать напиток. И через некоторое время ребенок оправился от страха и активно включился в игру.
Игра в этот раз продолжалась довольно долго. По инициативе ребенка вновь и вновь проигрывалось открытие бутылки, сопровождаемое определенными словами и действиями: «Берем бутылку, откручиваем проволоку {имитируем действия}: ба-бах! Вылетела пробка! Пш-ш-ш! (поднимаем руки вверх, изображая «фонтан») Шампанское потекло! Теперь можно пить, вкусно!»
Впоследствии, в ситуации возникновения психодрамы «страх шампанского», использовалось совместное рисование — был многократно прорисован момент откупорки бутылки с тем же речевым комментарием. При этом ребенок принял предложенный педагогом вариант развития событий, имеющий положительный конец. В течение двух месяцев данный сюжет проигрывался 1—2 раза в неделю, после чего перестал быть актуальным для ребенка, и он стал возвращаться к этой теме все реже.
- СТРАХ ТЕМНОТЫ И ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА
Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать «загробным» голосом: «Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно!» Чтобы предложить ребенку положительное завершение, была организована игра «Теремок»; ребенку было предложено взять с собой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывался в коробке, педагог стучал в стенку со словами; «Тук-тук, кто в теремочке живет?» Когда ребенок выбирался наружу, его встречали приветствием: «Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять». Также в коробке было сделано небольшое окошко, куда заглядывал то педагог, то мишка, либо ребеноквыставлял наружу руку, как бы предлагая ее поймать.
В другом случае малыш закрывался в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: «Лифт! Осторожно! Двери закрываются!» В тот же миг педагог подхватывал: «Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем — двери закрываются! Поехали. Приехали — двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет».
Надеемся, что описанные примеры дали представление о развитии психодрамы аутичного ребенка и показали роль в ней психолога и педагога. Перед тем, как приступить к такой работе, советуем запомнить, что:
— Причина возникновения конкретного страха может затеряться во времени и не поддаваться восстановлению (как было в примере с шампанским — понять, где ребенок мог увидеть его и испугаться, близким ребенка не удалось). Либо близкие могут не заметить возникновение новогостраха у ребенка и его причину (ребенок может увидеть пугающую ситуацию по телевизору, испугаться чего-то, для остальных совсем не страшного), тем более если ребенок не проявил свой испуг. Но когда в ходе терапевтической работы или в другой ситуации он дал знать о своем страхе и готов бороться с ним, главная задача — немедленно помочь ему. Во время проведения психодрамы часто источник страха становится ясен из речи ребенка, когда он многократно повторяет ключевое для его страха слово: «волк», «лифт», «машина» и т.д.
— Обычно страхи проявляются постепенно, «всплывая» один за другим. Но так как работа над преодолением каждого страха может занимать разное время, часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над которыми придется вести параллельно.
— В дальнейшем, когда страх ослабеет, можно попробовать развить сюжет психодрамы, акцентируя внимание и на других аспектах ситуации. Осуществляют это по-разному: рисуя сюжетные картинки, вводя в игру новые персонажи (используйте игрушки) и т.д. В любом случае необходима положительная развязка сюжета. Так, в примере со страхом шампанского была организована игра «День рождения мишки», где любимый мишка и другие игрушки с удовольствием пили шампанское.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 444;