Понятие, виды и история отказов
1) Отказ есть одностороннее распоряжение на случай смерти, которое доставляет третьему лицу право на известную имущественную выгоду на счет наследственной массы. Объектом отказа могут служить не только отдельные имущественные блага, но и вся наследственная масса или часть ее. В зависимости от этого различают отказы в тесном смысле, или сингулярные отказы, и так назыв. универсальные фидеикомиссы. О последних мы поговорим отдельно, а пока рассмотрим только отказы в тесном смысле. Отказы возникают исключительно по доброй воле наследодателя; не существует отказов по закону (в параллель наследованию по закону). Сингулярные отказы сами по себе доставляют только выгоды, не обременяя приобретателя никакими определенными обязанностями. Впрочем, наследодатель может возложить на лицо, которому он предназначил отказ, известные обязанности, напр., может обязать его передать объект отказа по истечении определенного срока другому лицу, и т. д. - 2) Отказ всегда сообщает приобретателю его непосредственное вещное или личное право на отказанное благо. Поэтому нельзя считать отказом так назыв. conditionis implendae causa datum. Напр., А назначает наследником В, если он уплатит С 1 000 р. Это не есть отказ в пользу С, ибо С не имеет права требовать уплаты от В, напротив, от В зависит или уплатить эту сумму С и принять наследство, или не уплатить ее и тем отказаться от наследства. Равным образом, нельзя считать получателем отказа лицо, которое хотя и извлекает выгоду из него, но не имелось в виду наследодателем. Напр., А поручает наследнику В уплатить долги С; очевидно, кредитор лица С не может быть признан получателем отказа, ибо А имел в виду не его, а именно С.
В римском праве последовательно сложились две формы отказов: древнейшую форму отказов составляют легаты. Легаты устанавливались verbis imperativis и могли быть установлены только в завещании; различались четыре вида легатов: legatum per vindicationem, per praeceptionem, per damnationem и sinendi modo. Первые две формы легата сообщали легатарию непосредственное вещное право на отказанный объект; остальные две формы сообщали легатарию только личное право требования против наследника. Наиболее выгодной формой считался legatum per damnationem, ибо хотя легатарий и приобретал только личное право, но зато объектом такого отказа могло служить всякое имущественное благо. При Нероне даже вышел особый сенатусконсульт, S.C. Neronianum, в котором предписывалось, чтобы всякий отказ, недействительный в качестве legatum per vindicationem, per praeceptionem или sinendi modo, был рассматриваем как legatum per damnationem.
В начале императорского периода получила признание новая форма отказов - fideicomissa. Это были неформальные отказы, которые устанавливались verbis precativis и могли быть установлены не только в завещании, но и в кодицилле; первоначально исполнение такого отказа составляло только нравственную обязанность наследника, но при Августе за ними было признано и юридическое значение. Однако фидеикомиссы, в отличие от легатов, всегда порождали только личное притязание против обязанного лица. Юстиниан слил оба вида отказов, так что в юстиниановском праве существует только один тип сингулярных отказов.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 422;