Представления Платона о человеческой душе
Психологические представления Платона являются следствиями его представлений о Космосе. Представления о душе в некоторых диалогах не совпадают, точнее, представлены как взгляды с разных позиций. В диалоге «Тимей», человек подобен Космосу, у Космоса есть душа, и в Космосе существует три типа объектов:
(а) Тождественные (некоторые субстанции похожие на идеи, то, что усваивает идеи наилучшим образом);
(б) Иные (что сделано из материи, почти не содержащей идей);
(в) Смесь тождественного и иного.
Из этого следует три типа души:
(а) Иная душа – чувственное восприятие, обеспечивает соотношение между человеком и Космосом, организует работу тела, чувствует воздействие Космоса и передаёт их в тело специальным трубкам; делает выводы и меняет поведение человека под различные ситуации;
(б) Тождественная душа - наблюдает мир идей и предсказывает Космос на основе мира идей;
(в) Сметь тождественного и иного – устанавливает взаимосвязи между первым и вторым.
Для Платона душа – некая сущность, находящаяся внутри тела, и выполняющая две функции: 1) постижение внешнего мира (Космоса или Мира идей) и 2) управление телом для того, чтобы оно выжило.
В диалогах «Федон» и «Федр» душа описана как возница и два коня, где один конь – стремление к чувственным удовольствия (чувственная душа, anima appetite), другой конь – стремление к славе (пылкая душа), а возница (разумная душа), которая сдерживает их. Когда Космос был сотворен, все души были сверху его, но у кого-то кони были очень сильные, разум не справился, души упали и вынуждены терпеть, при этом разумная душа страдает, а чувственной хорошо.
В диалоге «Тимей» разумная душа бессмертна, а чувственная – смертна, а в диалогах «Фёдон» и «Федр» все души бессмертны. Так что представления весьма размыты. У людей есть преобладающая душа, т.е. есть три типа людей – чувственные, гордые и разумные. Отсюда разница между профессиональными свойствами.
В заключение можно сказать следующее: Основной центр, догма платоновского учения – различие вещи и идеи (эйдоса; это слово лучше передает смысл Платона, чем русское слово «идея»). Космос – отражение неподвижного мира идей, в нем есть некоторая стабильность, которую мы постигаем. Например, платоники индивидуальные свойства человека игнорируют, а общие свойства людей изучают. Чем больше вещь подражает идее, тем она лучше и красивее. Чаша красива потому, что она больше похожа на идею чаши. Так, идея женщины похожа на Венеру Милосскую, сделанную из бронзы, а в реальном мире всё время встречаются женщины с целлюлитом; то есть в реальных женщинах присутствует влияние идеи женщины, но уже не так красиво, лишнее мясо висит.... Движение в пространстве это плохое свойство материи, которое всё рушит. Мир идей постигается рационально, а Космос – чувственно. Человеческий мир – отражение четвёртого ранга, а ниже него лежит материя, бурлящая, рвущаяся куда-то; материя это и хорошо (возможно сделать всё, что хочется из неё) и плохо (она хочет всё уничтожить). Душа – изменяется от внешних событий и способна двигать человеком. Души всего три, представляется как два коня и возница. Платон подчёркивает различие в соотношениях душ у людей, у каждого есть своя доминирующая.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1167;