Оператор безусловного перехода goto
В языке Си предусмотрен оператор goto, хотя в большинстве случаев можно обойтись без него. Общий вид оператора:
goto < метка >;
Он предназначен для передачи управления на оператор, помеченный меткой. Метка представляет собой идентификатор, оформленный по всем правилам идентификации переменных с символом «двоеточие» после него, например, пустой помеченный оператор:
m1: ;
Область действия метки - функция, где эта метка определена. В случае необходимости можно использовать блок.
Наиболее характерный случай использования оператора goto - выполнение прерывания (выхода) во вложенной структуре при возникновении грубых неисправимых ошибок во входных данных. И в этом случае необходимо, выйти из двух (или более) циклов, где нельзя использовать непосредственно оператор break, т.к. он прерывает только самый внутренний цикл:
for (...)
for (...)
{ ...
if ( ошибка ) goto error;
}
...
error: - операторы для устранения ошибки;
Если программа обработки ошибок нетривиальна и ошибки могут возникать в нескольких местах, то такая организация оказывается удобной.
Пример нахождения первого отрицательного числа в двумерном массиве:
for (i=0; i<N; i++)
for(j=0; j<M; j++)
{
if (v[i][j]<0) goto found;
... // Не найден
}
found: ... // Найден
Программа с goto может быть написана и без него, хотя, за счет повторения некоторых проверок и введения дополнительных переменных. Например, рассмотренная программа может быть записана следующим образом:
found = 0;
for (i=0; i<N && !found; i++)
for (j=0; j<M && !found; j++)
found = v[i][j]<0;
if (found) ... // Найден
else ... // Не найден
Оператор continue
Этот оператор может использоваться во всех типах циклов, но не в операторах переключателя switch. Наличие оператора continue вызывает пропуск "оставшейся" части итерации и переход к началу следующей, т.е. досрочное завершение текущего шага и переход к следующему шагу.
В циклах while и do это означает непосредственный переход к проверочной части. В цикле for управление передается на шаг коррекции, т.е. модификации выражения 3.
Фрагмент программы обработки только положительных элементов массива a, отрицательные значения пропускаются:
for ( i = 0; i<n; i++)
{ if( a[i]<0) continue;
... // обработка положительных элементов
}
Оператор continue часто используется, когда последующая часть цикла оказывается слишком сложной, так что рассмотрение условия, обратного проверяемому, приводит к слишком высокому уровню вложенности программы.
Оператор break
Оператор break производит экстренный выход из самого внутреннего цикла или оператора-переключателя switch, к которому он принадлежит, и передает управление первому оператору, следующему за текущим оператором.
Оператор return
Оператор return; производит досрочный выход из текущей функции. Он, так же возвращает значение результата функции: return <выражение>;
В функциях, не возвращающих результат, он неявно присутствует после последнего оператора. Значение выражения при необходимости преобразуется к типу возвращаемого функцией значения.
Пример 1:
float estim(float *x, int n) {
int i;
float y;
if ((!x)||(!n) {
error(x,n);
return 0;
}
for (y=i=0; i<n; i++) y+=x[i];
return y/n;
}
Пример 2:
void error(void *x, int n)
{
if (!x) printf("\nМассив не создан");
if (!n) printf("\nМассив пустой");
}
Указатели
Указатели
Указатель – это переменная, которая может содержать адрес некоторого объекта. Указатель объявляется следующим образом:
<тип> *< ID переменной-указателя>;
Например: int *a; double *f; char *w;
С указателями связаны две унарные операции & и *.
Операция & означает «взять адрес» операнда. Операция * имеет смысл - «значение, расположенное по указанному адресу».
Обращение к объектам любого типа как операндам операций в языке C может проводиться:
- по имени (идентификатору - ID);
- по указателю (операция косвенной адресации):
указатель = &ID_объекта;
Пример 1:
int x, // переменная типа int
*y; // указатель на элемент данных типа int
y=&x; // y - адрес переменной x
*y=1; // косвенная адресация указателем поля x, т.е.
// по указанному адресу записать 1 ® x=1;
Пример 2:
int i, j=8,k=5, *y;
y=&i;
*y=2; // i=2
y=&j;
*y+=i; // j+=i ® j=j+i ® j=j+2=10
y=&k;
k+=*y; // k+=k ® k=k+k = 10
(*y)++; // k++ ® k=k+1 = 10+1 = 11
При вычислении адресов объектов следует учитывать, что идентификаторы массивов и функций являются константными указателями. Такую константу можно присвоить переменной типа указатель, но нельзя подвергать преобразованиям, например:
int x[100], *y;
y = x; // Правильно - присваивание константы переменной
x = y; // Ошибка: в левой части - указатель-константа
Указателю-переменной можно присвоить значение другого указателя, либо выражения типа указатель с использованием, при необходимости, операции приведения типа. Приведение типа необязательно, если один из указателей имеет тип "void *".
int i,*x;
char *y;
x=&i; // x ® поле объекта int
y=(char *)x; // y ® поле объекта char
y=(char *)&i; // y ® поле объекта char
Значение указателя можно вывести на экран с помощью спецификации %p (pointer), результат выводится в шестнадцатеричном виде.
Рассмотрим фрагмент программы:
int a=5, *p, *p1, *p2;
p=&a; p2=p1=p;
++p1;p2+=2;
printf(“a=%d, p=%d, p=%p, p1=%p, p2=%p.\n”, a, p, p, p1, p2);
Результат выполнения: a=5, *p=5, p=FFC8, p1=FFCC, p2=FFD0.
Графически это выглядит так (адреса взяты символически):
p | p1 | p2 | 400A | ||||||||||
p=4000, p1=4002=(4000+1*sizeof(*p)) -> 4000+2 (int)
р2=4004=(4000+2*sizeof(*p)) -> 4000+2*2
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 519;