Растительная группа
Растительная группа доставляет нам много разнообразных врачебных веществ, из которых некоторые приносят огромную практическую пользу, другие имеют лишь ограниченную сферу применения. Средства, получаемые из этой группы, проявляют свою врачебную силу при посредстве соков, которые они содержат, или же благодаря особым свойствам (веществам, началам), заключающимся в корнях, цветах или семенах. Целебные начала растения вы можете получить из различных частей его, и эти начала (свойства их) могут варьировать, смотря по этой части. Напр., относительно Белладонны говорят, что одни части этого растения дают нам больше острых начал этого средства, тогда как другие дают больше наркотических веществ. Мы должны поэтому, делая испытания растительных средств, заботиться о том, чтобы знать, какою частью растения мы пользуемся. Точно также, и публикуя наши опыты, мы должны указывать, какою частью растения мы пользовались, употребляли ли мы одну какую-либо часть его или комбинацию из всех частей.
Изучение растительной группы захватывает до известной степени также знакомство и с минеральной группой, так как некоторые из врачебных свойств этих средств обусловлены присутствием в них веществ, получаемых из минеральной группы. Главные свойства некоторых злаков являются результатом большого содержания в них кремнезема (Silicea). Девяносто девять сотых действия лавровишни (Laurocerasus) зависят от синильной кислоты (Acid. prussicum или (hydrocyanicum). To же самое можно сказать и относительно Amygdala hersia. Однако, эти вещества, принадлежащие минеральной группе и содержащиеся в растениях, оказываются более деятельными, чем те, которые получаются из минеральной группы, т. е. вещества, получаемые химическим, лабораторным путем, не обладают настолько же выраженным врачебным действием, каким обладают те же вещества, но добытые из растений. Вышеприведенные замечания приложим также и по отношению животной и растительной группы. Вещества, существующие в животной группе и находимые также и в растительной, гораздо более активны (деятельны) в первой. Поэтому Колорадский картофельный жук, питающийся картофельным растением и содержащий вследствие этого Солянин, дает могущественные симптомы этого последнего, чем сам чистый Солянин.
Мы будем изучать лекарства, получаемые из растительной группы, придерживаясь классификации ботаников, хотя современная ботаническая классификация и представляет для нас некоторые несообразности; напр., в семействе легуминозных (бобовых) растений, из которого мы получаем горох и бобы, служащие для питания, находится также и Lathyrus, обладающий весьма ядовитыми свойствами. Так как существует внешнее сходство между Lathyrus (дикий горошек) и сладким горохом (Pisum), то кажется несколько несообразным помещать их вместе, когда их свойства так противоположны друг другу.
Пять соотношений средств, которые я приводил вам выше, приложимы здесь так же, как и в животной группе. Надо помнить, что вещества, имеющие одно и то же происхождение, обыкновенно не могут назначаться успешно одно после другого. Напр., если вы давали Ignatia, то после нее нехорошо назначать Nux vomica, и наоборот, потому что оба они содержат Стрихнин. Хотя они содержат много общих симптомов, но действуют они слишком сильно по одному и тому же направлению. Другой пример мы можем видеть в Глоноине и в вине. Когда производились испытания с Глоноином, то было найдено, что он производит резкое действие на пульс. Все симптомы ухудшались, если испытатели пили вино. Вино производит возбуждение, очень похожее на возбуждение Глоноина, но оно действует, по-видимому, в том же направлении, а потому, следовательно, усиливает действие последнего.
Но различные семейства, подсемейства и классы, на которые ботаники поделили растения, столь обширны и представляют столь неопределенные черты сходства, что мы не можем строго придерживаться этого правила и потому, рассматривая средства из какого-нибудь обширного семейства растений, мы не можем утверждать, что они не могут следовать с пользой одно после другого. Возьмем семейство лютиковых (Ranunculaceae), из которых мы имеем Пульсатиллу, Аконит, Геллеборус и Стафизагрию. Сходство между этими четырьмя средствами не таково, чтобы их нельзя было назначать одно после другого без вреда. Если же мы находим при изучении нами симптоматологии средства, что между ними нет никакого сходства, то это правило не имеет места. Это правило не приложимо, напр., и для Анакардиевых по отношению к Анакардиум и Рус токс. Эти средства имеют семейное сходство, но точки их различия так велики, что одно из них не может действовать в качестве противоядия для другого. Но это правило приложимо для Игнации и Нукс вомики, для Pulsatilla nuttaliana и Pulsatilla pratensis.
Перейду теперь к обзору отдельных средств, получаемых из растительной группы.
Дата добавления: 2016-08-08; просмотров: 537;